В жизни каждого успешного человека есть наставник — человек, который многому научил, помог, дал совет и вдохновил на дальнейшие действия. Современный наставник 2.0 — не только компетентный специалист: он должен применять прорывные компетенции, находить нестандартные решения задач, ставить перед ребенком глобальные цели и помогать ему самостоятельно их достигать. Поэтому Университет Талантов уделяет большое внимание наставникам и помогает им профессионально расти.
17 июня в Арском педагогическом колледже имени Г. Тукая стартовала Школа наставников. Это площадка профессионального роста учителей и педагогов. В программу Школы заложен образовательный модуль «Наставник проектного творчества». Главные модули Школы — это компетенции наставника проектного творчества, управление молодежными проектами и привлечение инструментов для развития лидерства у молодежи.
Участники Школы также прошли отборочный тур конкурса «Всероссийская олимпиада наставников» — акселератора профессионального роста педагогов.
— Здесь собрались учителя, и я хотел бы сказать большое спасибо за ваш труд. Я помню своих учителей, их вклад огромен. Мы понимаем, что наставничество — большая ответственность, поэтому Университет Талантов предлагает сотрудничество. Если учителям интересны наши программы, они смогут продолжить нашу совместную деятельность, — поприветствовал педагогов исполнительный директор Казанского открытого университета талантов 2.0 Айдар Акмалов.
Во время онлайн-конференции на Школе наставников ректор Российского университета кооперации, сопредседатель Научно-экспертного совета госпрограммы Сергей Гиль напутствовал участников из Москвы:
— Работа с детьми неинтересна, когда в ней нет настойчивого упорного наставника, который сможет создать для ребенка большие задачи. Университет Талантов налаживает связь и сотрудничает с теми, для кого сопровождение детей — ежедневная работа. Нужно понимать, что дети Татарстана находятся в руках опытных наставников, которые помогают молодежи развиваться самостоятельно. Методы вторичны: первично отношение к детям, — подчеркнул Сергей Гиль.
Координатор «Олимпиады наставников» Лилия Орлова рассказала о проекте. Это игра, состязание и акселератор, площадка, которая дает возможности для профессионального роста наставников. Олимпиада помогает найти нестандартные решения для работы с молодежью.
После пленарной части начался первый базовый блок работы — «Проектная деятельность: основы и алгоритмы. Привлечение инструментов вовлекающего лидерства при работе с одаренными детьми и молодежью». Тренинги проходили параллельно в трех разных секциях.
В секции «Управление молодежными проектами» менеджер по стратегическому развитию Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, основатель и руководитель творческого объединения Contentology Дидар Оразов рассказал об основах проектного менеджмента, международных стандартах проектной деятельности и жизненном цикле проекта.
Проектный менеджер посоветовал участникам Школы прочитать книгу PMBok. Она рассказывает о ключевых понятиях и терминах в области управления проектами: определяет десять областей знаний проектного управления, жизненный цикл проекта, процессы, окружающие проект или оказывающие влияние на его успех.
На секции «Дизайн-проектирование и его технологии»» исполнительный директор Казанского открытого университета талантов 2.0 Айдар Акмалов работал с шестью командами, каждая из которых придумывала и презентовала коллегам свой проект: кто-то презентовал проекты на патриотическую тематику, кто-то придумал экологические акции.
Пока участники работали над проектами, Айдар Акмалов рассказал о механизмах работы в команде, где каждый принимает на себя определенную роль. «Шесть шляп мышления» придумал британский психолог и писатель Эдвард де Боно. Эта система описывает разделение в команде по ролям. Например, синяя шляпа обозначает руководителя, зеленая — генератора идей, а черная — критика.
Во время работы в команде каждый неосознанно принимает определенную роль. Айдар Акмалов предложил участникам сделать это осознанно, чтобы попробовать себя в разных отношениях к проекту. Команды разыграли создание продукта как спор по ролям. Также участники создали и презентовали ментальные карты — визуальное изображение проекта: схемы, таблицы, рисунки.
Психолог Международной школы Казани, эксперт «Лаборатории родительского образования» Елена Саляхутдинова побеседовала с участниками Школы о прорывных компетенциях: как важно знать конечный результат, уметь проявлять себя и постоянно действовать.
— Если мы сами будем активными, деятельными, то и наши дети будут такими же, — считает эксперт.
Елена рассказала слушателям о «Кувшине эмоций» — схематичном плане, который подробно описывает потребности детей, и посоветовала прочитать книгу Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
На третьей секции прошла игра «Продажа идеи», ее координировал игротехник Казанского игропрактического центра Петр Шилов.
— Наша игра поможет применить и обсудить реальные инструменты работы. Вы будете презентовать собственные идеи. Сделать это нужно интересно, суметь в короткий срок привлечь покупателей. В наше время презентация — основа рабочего взаимодействия, это необходимое умение, — пояснил эксперт.
Цель игры — создание и продвижение новых продуктов на рынок. Участники Школы объединялись в команды, придумывали продукты, презентовали их и инвестировали в них игровые деньги. Преподаватели придумали множество интересных проектов. Например, складной нано-плащ, который может изменять свой размер и подходит человеку любой комплекции; прозрачная надувная лодка; лампа-фонарь для шахтеров, ремонтников и домохозяек; подводный очиститель и многое другое.
После обеда команды поменялись местами и посетили оставшиеся без внимания секции. После тренингов начался вебинар для всех участников «Практика наставничества Набережночелнинского педагогического университета». Его провела кандидат психологических наук, начальник научно-исследовательского сектора НГПУ, координатор магистратуры «Управление талантами: потенциал и компетенции» Ольга Репина.
— Мы предлагаем сопровождение молодых талантов. Госпрограмма «Стратегическое управление талантами» в Татарстане уникальна, пока в России больше нигде нет подобного внимания к талантливым ребятам и их наставникам. Наша особая задача — внедрение лучших моделей прорывных компетенций для работы с молодежью и школьниками. Важно быть профессионалом, постоянно находить что-то интересное и вдохновляющее в своей среде, ведь мы помогаем детям лучшим образом реализовать свои таланты, — отметила Ольга Репина.
После вебинара организаторы Школы наставников подвели итоги встречи. Своими впечатлениями поделился студент 2 курса Арского педагогического колледжа, председатель студенческого совета Айрат Гайфуллин:
— Нам, как студенческому совету, очень приятно, что мы поучаствовали в этой Школе вместе с преподавателями, ведь в будущем нам предстоит такая же работа с детьми и молодежью. Я узнал много полезного, понял, как правильно вести проекты и презентовать их. Мне было интересно послушать о том, как налаживать общение с ребенком.
Участники и спикеры Школы наставников получили сертификаты и благодарственные письма. Сотрудничество учителей и Университета Талантов продолжится в рамках проекта «Олимпиада наставников», где преподаватели смогут развивать полезные компетенции и навыки.
Эльсинора Габдуллина,
Медиа Лаборатория Университета Талантов
Фотоотчет с мероприятия доступен в альбоме в группе Университета Талантов ВКонтакте.