Нижнекамск отличается сильной и продуманной системой профориентации, в которую органично включены и школьники, и студенты, и сами предприятия города.
16 ноября на 10 площадках Нижнекамска на конкурсах «НК - мастер» и «Юный профессионал» состоялись профессиональные пробы. Мероприятия проходили в рамках республиканского семинара-практикума «Организационно-методическое обеспечение и проведение профессиональных проб» для педагогических работников профессиональных образовательных организаций и представителей власти, ответственных за профориентацию. Несколько площадок, в числе которых нижнекамский филиал Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирязева, посетили мэр города Айдар Метшин и команда Университета Талантов. Мэр Нижнекамска также наградил победителей Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (World Skills Russia).
На ежегодной встрече с победителями конкурса дипломных работ и награждении именными стипендиями главы Нижнекамска Айдар Метшин пожелал молодым талантам верить в себя и не останавливаться на достигнутом. Также мэр города подчеркнул, что на сегодняшний день в городе существует большая поддержка талантливой молодежи и работа в данном направлении будет усиливаться совместно с Университетом Талантов.
Исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов отметил, что поддержка талантов в городе ведется на всех уровнях и Университет Талантов всегда готов помогать молодым нижнекамцам.
«В работе с детьми и молодежью всегда имеет большое значение наставник, это могут быть и родители, и педагоги. У вас же, благодаря таким проектам, как «Конкурс дипломных работ», «Именные стипендии от мэра», наставником молодежи является и лично мэр города. Это здорово, что именные стипендиаты получают сопроводительные письма за подписью главы, что в последующем помогает в трудоустройстве. Университет Талантов также направлен на выявление молодых креативных ребят, мы помогаем им проявить себя, раскрыться», - сказал Айдар Акмалов.
После торжественной части и награждения, координаторы-тренеры направления «Тренинг-классы» провели для студентов тренинг по прорывным компетенциям и технологическим возможностям настоящего и будущего. Среди участников тренинга оказалась студентка 2 курса Педагогического колледжа Екатерина Князева, которая уже принимает участие проектном конкурсе «Чемпионат научных состязаний» Университета Талантов.
«Летом я участвовала в Молодежной школе талантов, где в рамках Конкурса «Чемпионат научных состязаний» нас обучали ораторскому мастерству. Мы учились правильно говорить и презентовать себя и свой проект кратко и понятно. Мой проект – это библиотеки на остановке. Чтобы человек, ожидающий автобуса, мог провести это время с пользой. Университет Талантов помог мне начать думать шире, думать не только о своих потребностях, но и о нуждах общества. Я бы хотела в дальнейшем принимать участие в мероприятиях и конкурсах Университета Талантов», - поделилась Екатерина.
Заместитель начальника управления образования Нижнекамска Александра Офицерова рассказала, в чем уникальность системы профессиональной ориентации школьников.
Как вы поняли, что необходимо разработать модель взаимодействия между учащимся и работодателем?
- Мы проанализировали ситуацию в городе, выявили все минусы и плюсы и поняли, над чем нужно работать. Среди минусов было то, что каждый участник образовательного процесса (школы, СПО, вузы) работал отдельно. Студенты вуза приходили в школу, рассказывали о себе - и на этом все заканчивалось. Предприятия проводили экскурсии, но в основном это были экскурсии в музеи, и в целом дети все равно не понимали, что нужно, чтобы стать работником этой компании. Мы решили, что нужно менять такой подход, встретились вместе с ссузами, вузами, предприятиями и разработали новую модель взаимодействия.
В чем заключаются основные принципы этой модели?
- Сейчас мы работаем таким образом: 8 классы на протяжении трех недель ходят в ссузы и пробуют себя в разных профессиях. На четвертой неделе они едут на профильное предприятие и пробуют себя «по специальности» в деле, беседуют с работниками. Таким образом они узнают о плюсах и минусах профессии, о заработной плате и социальных гарантиях предприятия. В течение года восьмиклассник проходит все ссузы и определяется, а в 9 классе, когда он уже выбрал для себя профессию, он идет в определенное среднее специальное учебное заведение и погружается в профессию. Первые азы он изучает в школе, и когда поступает в ссуз, ему уже не нужно адаптироваться.
Как задействованы сами предприятия в этой модели?
- Мы проводим такие конкурсы, как «Юный профессионал», «НК-мастер» и фестиваль профессий. Фестиваль профессий у нас проходит в апреле, в нем участвуют девятиклассники, они соревнуются в 17 компетенциях, экспертами и спонсорами призов являются работодатели. Сегодня на конкурсе «НК-мастер» принимают участие не только 9-е, но также 7-8 классы и ссузы. Такая модель мотивирует ребят изучать возможности города. Таким образом у нас увеличивается количество студентов, которые после 9 класса идут изучать рабочую профессию.
Всего за один день участниками профессиональных проб стали 235 обучающихся из 41 образовательной организации Нижнекамска, а также Заинска и Чистополя. Наставникам, работающим с талантливой молодежью, была представлена модель работы Университета Талантов. С администрацией Нижнекамска была достигнута договоренность о проведении 13 декабря префорума, на котором молодежь с выдающимися способностями вместе с представителями компаний, наставниками, родителями, муниципальными организациями выработают стратегию кадрового развития своего города.