Временный научно-исследовательский коллектив «Золотой стандарт развития ребенка 2.0»
Профильная научная школа в сфере управления талантами и развития человеческого капитала
«Наука — не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой» *
*Джон Бернал, английский физик и социолог науки, общественный деятель, профессор Кембриджского и Лондонского университетов.
Создание инновационной системы управления талантами – тренд ближайших десятилетий, однако без проработанной методологической и исследовательской основы нельзя говорить о ее эффективности и результативности. Поэтому одной из центральных задач Университета Талантов является создание научной школы по управлению талантами в Татарстане.
Центром притяжения лучших ученых в этой области в России и за рубежом становится Временный научно-исследовательский коллектив «Золотой стандарт развития ребенка 2.0». Это открытая конкурсная площадка, на которой авторские исследовательские коллективы разрабатывают актуальные вопросы в сфере управления талантами и развития человеческого капитала в рамках тематического поля Концепции «Перспектива» и госпрограммы «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015-2020 годы». Резиденты получают поддержку на осуществление этих исследований.
Главным результатом их работы являются продукты, обладающие теоретической ценностью и практической применимостью (например, система тренингов для молодежи по прорывным компетенциям 2030).
В течении 1 года (до 20 мая 2018 г.) отобранные авторские коллективы разрабатывают выбранные темы и готовят продукты исследования к применению в рамках деятельности Университета Талантов.
Тематическое поле для исследования в 2017-2018 гг. включает в себя*:
I. Комплексные научно-методические разработки
1. Содействие самореализации детей и молодежи.
2. Прорывные компетенции ребенка 2030.
3. Содействие жизненному и профессиональному самоопределению детей и молодежи.
4. Предпринимательское, проектное творчество и обучение.
5. Инженерно-технологическое творчество молодежи.
6. Исследование природы индивидуальных различий в обучении и одаренности в контексте личностных, когнитивных, эмоциональных, социально-демографических и биологических факторов.
7. Модель наставника / наставничества в сфере управления талантами: функции / компетенции.
II. Тематические научно-конструкторские работы
8. Проектное творчество и проектное обучение.
9. Сравнительные опережающие исследования «Трендхантинг» в сфере гуманитарного знания, образования, развития потенциала и компетенций.
10. «Золотой стандарт»: оптимальный комплекс мер и действий для пролонгированной, преемственной поддержки талантливой молодежи в школе, ссузе, вузе.
11. «Управление талантами» и развитие феномена социальных, кадровых лифтов, кадрового менеджмента в системе образования, компаниях и предприятиях.
12. Инструменты идентификации, скрининга для оценки потенциала ребенка.
13.Стандарт состязаний / конкурсов для идентификации и включения одаренных детей, молодежи в систему государственной поддержки.
14. Социальные и карьерные лифты. Эффективность. Условия внедрения.
15. Бенчмаркинг продюсерских практик поддержки талантов. Модель профессионально-гуманитарных компетенций наставника продюсера молодежи.
16. Формирование среды для развития таланта. Экосистемы поддержки и продюсирования.
17. Модель родительского образования и участия для развития талантов детей.
18. Функциональный дизайн среды проектного творчества.
19. Система оценки проектного творчества и проектных / олимпиадных состязаний молодежи.
20. Дневник наблюдений по апробации мероприятий госпрограммы. Рабочие интервью, целевые задачи, инструментарий. Описание модели, технологий и апробации, результатов с анализом.
21. Исследование приезжающих молодых людей для получения образования в вузах Республики Татарстан (бакалавриат, магистратура, аспирантура).
22. Мотивационно-смысловая взаимосвязь взаимодействия талантливого молодого человека, наставника, работодателя.
23. Ценность образования, гуманистические технологии, духовность.
24. Преемственность в поддержке таланта: школа-вуз-производство. Как практически выстроить это взаимодействие?
25. Эмоциональное выгорание у воспитанников и наставников, воспитателей учреждений интернатного типа.
26. Методология и методы развития одаренности.
27. Психология личности одаренного ребенка (прежде всего, эмпирические исследования).
28. Диагностика и прогноз одаренности.
29. Комплексный анализ проблемы одаренности.
30. Свободная тема, на выбор участника конкурса.
* с полным описанием тематического поля Вы можете ознакомиться в Положении и техническом задании
Результатом работы каждого исследовательского коллектива по выбранной теме должны стать*:
- Структурно-функциональная презентация (доказательное обоснование преимуществ подхода, предлагаемого коллективами);
- Аналитическая понятийная статья / квинтэссенция подхода;
- Популяризирующий текст для родителей;
- Программа методического тренинга / курса для наставников, родителей для внедрения подхода;
- Программа деятельности и проектных событий для молодежи;
- Модель 3D оценки эффективности: от стартовой диагностики до оценки результатов;
- Методические рекомендации по внедрению подхода в массовую практику (для управленцев).
* все требования к результатам представлены в Положении и техническом задании
Поддержка для проведения научно-исследовательских работ в рамках ВНИК на период 2017 – 2018 гг*.
- Целевой грант на выполнение комплексной научной работы по темам № 1 - 7 суммой до 200 000 рублей;
- Целевой грант на выполнение тематических научно-конструкторских работ по темам № 8 - 30 суммой до 100 000 рублей;
- Молодежные персональные гранты на выполнение локальных уникальных разработок по темам № 8-30 суммой до 50 000 рублей.
* подробная информация об условиях финансирования и объемах представлена в Положении и техническом задании
Кто может стать членом Временного научно-исследовательского коллектива (авторским коллективом)?
К участию в конкурсе приглашаются отечественные и зарубежные исследователи, ученые, проектировщики, специалисты-практики, обладающие:
- высокой квалификацией;
- перспективными разработками по направлениям научно-методического поиска Концепции и госпрограммы;
- открытой экспертной позицией и высокой мотивацией
- готовностью к организации научно-исследовательской работы юных и молодых исследователей
Как стать членом Временного научно-исследовательского коллектива (авторским коллективом)?
- Изучить Положение и техническое задание ВНИК (скачать можно здесь).
- До 30 апреля 2018 г. зарегистрироваться на участие в конкурсе по форме (ниже), обязательно приложив к ней заполненную заявку (скачать можно здесь). Обратите внимание, что регистрация без заявки не рассматривается.
- 16 мая 2018 г. принять участие в проектных слушаниях и, в случае успешного их прохождения, подписать договор с Университетом Талантов.
- В течении года принимать участие в специализированных мероприятиях, о которых вас известят заранее.
До 30 марта 2019 г. сдать все необходимые документы о результатах своей деятельности.
14 апреля 2020
Успейте стать участником временного научно-исследовательского коллектива Университета Талантов
До 23 апреля продлевается прием заявок во Временный научно-исследовательский коллектив!
Вы можете внести свой вклад в решение задач в сфере управления талантами и развития человеческого капитала, стать разработчиком и руководителем программ, которые внедряются в Университете Талантов.
Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Золотой стандарт развития ребенка 2.0» формируется на базе Университета Талантов для решения комплекса научно-исследовательских задач в сфере управления талантами и развития человеческого капитала в рамках тематического поля Концепции «Перспектива» и госпрограммы «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015-2022 годы».
Для регистрации вам необходимо ознакомиться с Положением и заполнить заявку на участие. Далее вам предстоит принять участие в очных проектных слушаниях и, в случае успешного их прохождения, подписать договор с Университетом Талантов.
Более подробную информацию можно найти здесь.
6 июня 2018
«Работу с одаренной молодежью в изменившемся мире нужно рассматривать под новым углом»
Управление талантами – это система, требующая актуальных исследований и внедрения новых методологических разработок. 28 мая на базе казанского IT-парка прошла научно-практическая конференция «Золотой стандарт развития ребенка 2.0» Университета талантов, на которой обсуждались авторские исследовательские работы в сфере управления талантами и развития человеческого капитала.
Одним из экспертов конференции стал Рашад Ахмеров, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Набережночелнинского педагогического университета (НГПУ), член проектного офиса – совета экспертов в области педагогики и психологии. Мы провели интервью с Рашадом Анваровичем и узнали экспертное мнение о разработках, представленных на конференции, и о вопросах выявления и поддержки одаренной молодежи.
Задача проектного офиса – принять проекты, проверить соответствие формальным критериям: оригинальность текста, объем. Также мы обращаем внимание на возможность применения проекта на практике. Далее мы проводим оценку, пишем рецензию, делаем замечания. Рецензия отправляется автору, и если есть замечания, он их дорабатывает. Также в наши задачи входят консультационные вопросы, сопровождение. В конечном счете мы должны собрать все исследования, которые авторы презентуют на конференции. Иногда бывает такое, что работа не принимается, потому что она не доработана для дальнейшей реализации – это случается у молодых специалистов. Это стимул развиваться дальше, работать, улучшать свое исследование.
Временные научно-исследовательские коллективы существуют не только в Университете Талантов. Это некая форма организации научных исследований по определенной тематике. Безусловно, эта работа очень важна. Такие коллективы объединяют, организовывают ученых. Они дают возможность совместного обсуждения проблем.
Меня привлекла разработка Ольги Репиной (г. Набережные Челны) «Модель магистерского образования как условие формирования компетенций наставника государственной программы “Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы”». Работа магистратуры – это только начало, Ольга Репина обозначила в своей работе вопросы и попыталась найти на них ответы. На мой взгляд, к решению поставленных задач она подошла достаточно творчески, был отклик со стороны экспертов в зале. Достаточно интересным мне показалось исследование Елены Сайфутдиновой (г. Казань) «Экспериментальная деятельность учащихся в рамках научно-исследовательского кружка по математике в школе». Когда я рецензировал эту работу, исследование показалось мне сухим, но на очной презентации этот проект для меня ожил с творческой стороны.
Я бы сказал, что все темы в сфере управления талантами актуальны. На каждом новом историческом этапе развития общества все старые задачи в сфере управления талантами нужно решать по-новому. Работу с одаренной молодежью в изменившемся мире нужно рассматривать под новым углом: появилась цифровая экономика, интернет и прочее. Как психолог, я считаю, что для адекватной работы с этой молодежью, нужно знать ее психологический портрет. К сожалению, хороших исследований на эту тему нет. Тем более, если мы даже соберем в одну аудиторию талантливую молодежь, все они будут разными. И наше исследование будет не репрезентативным по той причине, что талантливый математик будет отличаться от талантливого лингвиста.
В психологии есть понятие «задатки» – это врожденные способности, которые передаются человеку генетически. Но развитие способности зависит уже от условий внешней среды. Если человек с невысокими задатками попадет в хорошие условия, он может их развить до максимума.
На мой взгляд, есть один простой критерий измерения таланта – все проявляется в деятельности: получается результат у человека или нет. Один из основных критериев отбора талантливой молодежи – это олимпиады, конкурсы и другие мероприятия.
Гульназ Хайруллина,
Медиалаборатория Университета Талантов
31 мая 2018
«Золотой стандарт развития ребенка 2.0»: новые педагогические разработки в сфере развития молодых талантов
В эпоху развития цифровой экономики основная функция педагога – передача знаний – перестала быть ценностью. Работа учителя, наставника трансформируется: чтобы идти в ногу со временем, необходимо разрабатывать инновационные методы работы с одаренными детьми, уметь выявлять и развивать таланты.
С целью обсуждения современных педагогических методов 28 мая в казанском IT-парке состоялась научно-практическая конференция «Золотой стандарт развития ребенка 2.0». В конференции приняли участие представители органов местного самоуправления, предприятий и организаций, образовательных организаций Республики Татарстан и Российской Федерации, участники Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) Университета Талантов, а также члены Научно-экспертного совета и наставники Университета Талантов.
С приветственным словом выступила Разина Нигматуллина, руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение». Участники конференции подробно узнали о том, чем занимается ВНИК: сейчас ведется работа над 30 темами исследований в сфере развития талантливой молодежи. Результаты исследований транслируются на наставников, родителей, управленцев. Во ВНИК участвуют представители из 8 городов и районов Республики Татарстан, а также 14 городов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
В первой части конференции выступили победители конкурса Временного научно-исследовательского коллектива. Особое внимание выступающие уделили задачам Государственной программы: Ольга Репина, начальник научно-исследовательского сектора Набережночелнинского государственного педагогического университета (НГПУ), выступила с исследованием на тему «Модель магистерского образования как условие формирования компетенций наставника Государственной программы “Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы”».
Исследования, представленные победителями конкурса ВНИК, также отвечали современным требованиям работы с одаренной молодежью. Наталья Сафонова, доцент кафедры педагогики и психологии НГПУ, рассказала о своем исследовании на тему «Средства развития компетенции “Видение и лидерство”».
Фарида Нежметдинова, заведующий кафедрой философии и права Казанского государственного аграрного университета, победитель конкурса ВНИК с проектом «Трансформация ключевых факторов инфраструктуры и стейкхолдеров системы образования в условиях формирования цифровой экономики и образования 4.0» рассказала о том, как развивался проект:
– Мы получили финансовую поддержку для проведения научного исследования, также была научно-методическая и экспертная поддержка на протяжении всего года. Результаты исследования были поэтапно внедрены на площадках Университета Талантов, когда проходили конференции, мастер-классы, где я выступала в качестве спикера или коуча. Помимо участия в большом количестве мероприятий, была выстроена связь с родителями – исследование в целом направлено на родителей, чтобы они помогали детям выбрать свою профессию. Университет Талантов расширяет возможности, увеличивает количество аудитории, заинтересованной в наших исследованиях.
Во второй части конференции победители конкурса ВНИК выступили в качестве экспертов на защите новых заявок в коллектив.
Здесь также участники уделили особое внимание новым подходам в образовании: Петр Шилов (Казань) представил свое исследование на тему «Формы организации интеллектуальной коллективной работы в деятельности наставника: игротехника, фасилитация, модерация».
Ирина Фесенко, руководитель Центра творчества Зеленодольского района, презентовала проект «Комплексная программа по развитию инженерно-технического творчества в системе дополнительного образования»:
– Наш проект – комплексная программа по развитию технического творчества в дополнительном образовании. Продукты нашего проекта – это методические рекомендации, занятия с детьми, тренинги, сценарии различных мероприятий. Все это можно будет тиражировать в другие районы Татарстана и города России. У нас сильная команда, и мы сможем реализовать проект вместе, но нужна поддержка Университета Талантов для того, чтобы эту практику тиражировать, выпускать на таких носителях, как книги, хендбуки. Также нужна поддержка предприятий, которые будут заинтересованы в технических кадрах, подготовке талантливой молодежи к техническим профессиям.
Методики работы с одаренными детьми обязательно нужно совершенствовать, потому что время не стоит на месте, и порой молодые люди развиваются гораздо быстрее, чем появляются новые методики. Каждый день нужно меняться, развивать прорывные компетенции. На мероприятиях Университета Талантов я всегда узнаю для себя что-то новое и использую это в своей работе. Мы знакомимся с новыми людьми и развиваем социальное партнерство. Талантливые школьники, которые посещают такие мероприятия, могут выбрать нас в качестве наставников, и лично я всегда буду рада им помочь.
Участники, успешно защитившие заявку во ВНИК, могут претендовать на получение поддержки для развития своей исследовательской работы.
Рашад Ахмеров, кандидат психологических наук, представитель ВНИК, подводя итоги конференции, обратился к участникам:
– Вы это делаете осознанно. На выходе может получиться действительно хороший результат. Но в будущем, на мой взгляд, стоит увеличить сумму грантов, четко выстроить сроки реализации проектов и ужесточить конкурсный отбор.
Гульназ Хайруллина
Медиалаборатория Университета Талантов
2 февраля 2018
Эксперты научной школы Университета Талантов обсудили результаты педагогических исследований
Научное знание – это основа, на которой строится точная, долгая и перспективная работа. Новые проекты в технологической, предпринимательской и образовательной среде будут развиваться, если они базировались на точных и проверенных исследованиях. По данным Института Шифферса, только 10% стартапов выходят на рынок. Одна из причин такой статистики – нехватка предварительных исследований, без которой проект оказывается ненужным для своих целевых аудиторий.
31 января в Министерстве образования и науки Татарстана прошло первое в этом году заседание Научно-экспертного совета госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы». Научно-экспертный совет (НЭС) – орган общественно-профессиональной экспертизы госпрограммы, который включает в себя ведущих экспертов, ученых, руководителей, грантодателей, технологов, наставников и других представителей сфер общества, неравнодушных к развитию талантливой молодежи в республике.
Участниками заседания стали: первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Андрей Иванович Поминов, сопредседатели НЭСа - ректор Набережночелнинского государственного педагогического университета Файруза Мустафина, ректор Российского университета кооперации Сергей Гиль, исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов, руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» госпрограммы Разина Нигматуллина и представители сферы образования - проректоры вузов, руководители общественных организации по работе с одарёнными детьми, а также представители предприятий. Эксперты обсудили итоги мониторинга доступности мер поддержки талантливой молодежи в РТ по итогам 2017 года, обновленную модель наставничества на примере НГПУ и результаты исследований проектного офиса Временного научно-исследовательского коллектива. Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) Университета Талантов был создан при поддержке ученых НЭСа — он анализирует эффективность работы наставников, экспертов и предприятий в поддержке одаренности. Но главная цель работы НЭСа и ВНИКа — формирование научной школы и разработка новой методологии в сфере стратегического управления талантами.
Диляра Шакирова, ведущий научный сотрудник отдела когнитивных исследований НИИ «Прикладная семиотика» АН РТ, отметила, что работы ВНИКа необходимо дополнить практическими исследованиями: экспериментами, моделированием. «Поставив эксперимент и подтвердив свою теорию, наши педагоги и психологи смогут опубликовать свои статьи в зарубежных научных журналах», - резюмировала Диляра Шакирова.
Координатор магистерской программы «Управление талантами: потенциал и компетенции» Ольга Репина рассказала об итогах мониторинга анкет студентов и участников событий Университета Талантов. По ее словам, анализ позволил понять, чего хочет молодежь в карьерном плане, и как индивидуально помочь каждому студенту. «Наставникам непросто построить карьерную траекторию — это сложная работа, которая требует педагогического опыта. Поэтому некоторые наши студенты-педагоги вместо экзаменов готовят открытый урок, который они проведут в школе», — отметила Файруза Мустафина. Еще одна разработка от педагогов НГПУ — обновление состава наставников: теперь к работе с талантливыми молодыми людьми будут привлекать студентов-старшекурсников, руководителей вузов и предприятий. Студенты расскажут, какие учебные направления или курсы будут полезны при трудоустройстве, а руководители помогут найти работодателей для будущих выпускников вузов. Эксперты НЭСа также обсудили участие представителей Татарстана во II Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи», которая прошла с 27 по 29 января в Сочи. Образовательный центр «Сириус» признан журналом Nature одной из лучших мировых практик для поддержки одаренной молодежи. Событие показало, что Университет Талантов развивается в русле мировых образовательных тенденций, а, значит, молодежь сможет реализовать себя в IT, робототехнике, когнитивных исследованиях. Файруза Мустафина также добавила, что теперь «Сириус» при поддержке фонда «Талант и успех» выявляют талантливых детей не только среди победителей предметных, но и межпредметных олимпиад. Один из таких конкурсов — Всероссийская олимпиада «Юниор», включающая задания по биологии, физике, химии, математике. Заместитель министра образования и науки Татарстана Андрей Поминов позитивно оценил работу экспертов НЭСа и отметил: «Университет Талантов - мощный инструмент для развития человеческого капитала в Татарстане, который мы используем лишь на 25% от его возможностей. С помощью экспертов в науке, инженерии, культуре и бизнесе, мы сможем раскрыть потенциал одаренных молодых людей в республике».
На заседании эксперты Научного-экспертного совета выяснили, что Татарстан наравне со всей Россией следует основным образовательным трендам и воплощает их на практике: помогает молодым людям развивать важные для них навыки и компетенции, развивает проектное движение, организовывает вместе с предприятиями стажировки, проводит хакатоны в сфере IT. В то же время, необходимо развивать научную базу - это поможет точно знать, как работа наставников и тренинги влияют на молодых талантливых людей республики. Совершенствуя образовательные практики, Татарстану удастся подготовить новое поколение специалистов, развивающих науку, технологии и культуру в республике, стране или мире.
Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов