Научное знание – это основа, на которой строится точная, долгая и перспективная работа. Новые проекты в технологической, предпринимательской и образовательной среде будут развиваться, если они базировались на точных и проверенных исследованиях. По данным Института Шифферса, только 10% стартапов выходят на рынок. Одна из причин такой статистики – нехватка предварительных исследований, без которой проект оказывается ненужным для своих целевых аудиторий.
31 января в Министерстве образования и науки Татарстана прошло первое в этом году заседание Научно-экспертного совета госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы». Научно-экспертный совет (НЭС) – орган общественно-профессиональной экспертизы госпрограммы, который включает в себя ведущих экспертов, ученых, руководителей, грантодателей, технологов, наставников и других представителей сфер общества, неравнодушных к развитию талантливой молодежи в республике.
Участниками заседания стали: первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Андрей Иванович Поминов, сопредседатели НЭСа - ректор Набережночелнинского государственного педагогического университета Файруза Мустафина, ректор Российского университета кооперации Сергей Гиль, исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов, руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» госпрограммы Разина Нигматуллина и представители сферы образования - проректоры вузов, руководители общественных организации по работе с одарёнными детьми, а также представители предприятий. Эксперты обсудили итоги мониторинга доступности мер поддержки талантливой молодежи в РТ по итогам 2017 года, обновленную модель наставничества на примере НГПУ и результаты исследований проектного офиса Временного научно-исследовательского коллектива. Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) Университета Талантов был создан при поддержке ученых НЭСа — он анализирует эффективность работы наставников, экспертов и предприятий в поддержке одаренности. Но главная цель работы НЭСа и ВНИКа — формирование научной школы и разработка новой методологии в сфере стратегического управления талантами.
Диляра Шакирова, ведущий научный сотрудник отдела когнитивных исследований НИИ «Прикладная семиотика» АН РТ, отметила, что работы ВНИКа необходимо дополнить практическими исследованиями: экспериментами, моделированием. «Поставив эксперимент и подтвердив свою теорию, наши педагоги и психологи смогут опубликовать свои статьи в зарубежных научных журналах», - резюмировала Диляра Шакирова.
Координатор магистерской программы «Управление талантами: потенциал и компетенции» Ольга Репина рассказала об итогах мониторинга анкет студентов и участников событий Университета Талантов. По ее словам, анализ позволил понять, чего хочет молодежь в карьерном плане, и как индивидуально помочь каждому студенту. «Наставникам непросто построить карьерную траекторию — это сложная работа, которая требует педагогического опыта. Поэтому некоторые наши студенты-педагоги вместо экзаменов готовят открытый урок, который они проведут в школе», — отметила Файруза Мустафина. Еще одна разработка от педагогов НГПУ — обновление состава наставников: теперь к работе с талантливыми молодыми людьми будут привлекать студентов-старшекурсников, руководителей вузов и предприятий. Студенты расскажут, какие учебные направления или курсы будут полезны при трудоустройстве, а руководители помогут найти работодателей для будущих выпускников вузов. Эксперты НЭСа также обсудили участие представителей Татарстана во II Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи», которая прошла с 27 по 29 января в Сочи. Образовательный центр «Сириус» признан журналом Nature одной из лучших мировых практик для поддержки одаренной молодежи. Событие показало, что Университет Талантов развивается в русле мировых образовательных тенденций, а, значит, молодежь сможет реализовать себя в IT, робототехнике, когнитивных исследованиях. Файруза Мустафина также добавила, что теперь «Сириус» при поддержке фонда «Талант и успех» выявляют талантливых детей не только среди победителей предметных, но и межпредметных олимпиад. Один из таких конкурсов — Всероссийская олимпиада «Юниор», включающая задания по биологии, физике, химии, математике. Заместитель министра образования и науки Татарстана Андрей Поминов позитивно оценил работу экспертов НЭСа и отметил: «Университет Талантов - мощный инструмент для развития человеческого капитала в Татарстане, который мы используем лишь на 25% от его возможностей. С помощью экспертов в науке, инженерии, культуре и бизнесе, мы сможем раскрыть потенциал одаренных молодых людей в республике».
На заседании эксперты Научного-экспертного совета выяснили, что Татарстан наравне со всей Россией следует основным образовательным трендам и воплощает их на практике: помогает молодым людям развивать важные для них навыки и компетенции, развивает проектное движение, организовывает вместе с предприятиями стажировки, проводит хакатоны в сфере IT. В то же время, необходимо развивать научную базу - это поможет точно знать, как работа наставников и тренинги влияют на молодых талантливых людей республики. Совершенствуя образовательные практики, Татарстану удастся подготовить новое поколение специалистов, развивающих науку, технологии и культуру в республике, стране или мире.
Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов