Проектная работа — краеугольный камень современных технологий, новых компаний, услуг и продуктов. Успешные стартапы вроде Instagram, Tesla, Uber, Airbnb, как и компании, существующие по 30, 50 и 100 лет на рынке, развивались по закономерностям проектной работы. Каждая идея проходит множество испытаний, пока о ней не узнают потребители.
Молодые люди осознают, что создав свой проект, у них появится шанс заявить о себе и кардинально изменить мир к лучшему. Однако часто молодежь сталкивается с типичными проблемами новых компаний: нужно продумать концепцию проекта, презентовать ее и найти инвесторов. Помочь молодым людям избежать ошибок вызвался Институт Шифферса. Его в 2004 году создал отечественный психолог и педагог Юрий Громыко. С тех пор институт, названный в честь кинорежиссера и философа Евгения Шифферса, позиционирует себя как think tank — организация, которая внедряет в работу крупных компаний и государства собственные и заимствованные тренинги, модели и результаты исследований. Также Институт Шифферса поддерживает идеи и проекты в технологической, научной и культурной сферах.
Вместе с Университетом Талантов Институт Шифферса подготовил образовательный модуль по проектной работе. Событие прошло 23-го и 24 декабря казанском Центре гребных видов спорта. В течение двух дней участники образовательного модуля работали в командах, каждая из которых выбрала один из существующих технологических стартапов. Среди них — «Рукав Брайля», позволяющий общаться слепоглухонемым людям, Hologram — аналог Instagram для загрузки 3D-голограмм пользователей, молекулярный сенсор для быстрого определения качества красок, вина или шоколада. Вместе с участником наблюдательного совета Института Шифферса Игорем Чаусовым и главным специалистом по интеллектуальным системам моделирования и управления института Ириной Кузьминой студенты и участники проектных олимпиад и конкурсов Университета Талантов разбирали, как управлять развитием проекта, какие ошибки бывают у авторов при воплощении идеи и в чем секрет успешности продукта.
По мнению Игоря Чаусова, когда проект выходит на рынок, его авторы сталкиваются с сопротивлением общества и конкурентов: проектная работа всегда связана с преобразованием мира и решению его проблем, которому препятствуют люди. Причина такого нелогичного поведения — стремление общества сохранить привычный порядок вещей. Поэтому молодежь должна быть готова к неприятию своих проектов на первых этапах.
В то же время проект — всегда оригинальное решение, ведь только новые и актуальные идеи получат поддержку инвесторов и найдут потребителей. Чтобы определить оригинальность проекта, нужно исследовать рынок и найти ближайших конкурентов. Это поможет сравнить преимущества и выявить недостатки схожих продуктов. Ирина Кузнецова привела простой пример: ручка и карандаш выполняют одинаковую функцию, но обладают разными свойствами. И это дает им индивидуальные преимущества.
Более сложный пример — ситуация с российским концерном Sukhoi Superjet, который создает более дешевые и аналогичные по техническим характеристикам самолеты, чем иностранные компании-гиганты. Почему авиакомпании предпочитают европейский продукт российскому? Причина — в отсутствии у компании сервисов для поддержки своих самолетов по всему миру. В результате российские самолеты мало востребованы даже на родине. Этот случай показывает, что авторы должны поддерживать свою разработку спустя годы для сохранения интереса потребителей.
Во второй день обучающего модуля Игорь Чаусов рассказал о минимальном жизнеспособном продукте — проекте, обладающем небольшим набором функций и характеристик для его продвижения на рынке. Так, в начале работы Instagram, Facebook и VK обладали минимумом функций. Задача любого проекта на старте своего развития — заинтересовать потребителей и инвесторов: после этапа презентации идеи инвесторам на рынок выходит только 10% проектов.
Каждый тезис обучающего модуля участники испытывали на своих проектах. По словам будущего программиста, студента 4 курса Набережночелнинского государственного педагогического университета Алексея Теркова, модераторы модуля помогли ему иначе посмотреть на проектную деятельность.
— Поскольку я обладаю знаниями в IT и педагогике, я планирую создать приложение для изучения истории России для школьников и студентов. Мне хочется создать сервис, который также поможет преподавателям рассказать своим ученикам о прошлом без скучных тестов и заучивания исторических дат и фактов, — рассказывает студент о собственной разработке.
В конце обучающего модуля координатор программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Университета Талантов Аделя Ахметова пояснила, почему организаторы предложили участникам поработать с готовыми кейсами. Выяснилось, что большинство молодых людей не имели готовых проектов для презентации. Благодаря экспертам из Института Шифферса, молодежь узнала о типичных ошибках стартапов и теперь сможет избежать их в своей проектной работе.
В конце обучающего модуля участники получили сертификат о прохождении тренинга, а также узнали закономерности создания и продвижения проектов. Этот опыт позволит одаренной молодежи Татарстана реализовать себя в бизнесе, производстве, науке и технике.
Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов