DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Татьяна Ковалева: «Современной системе наставничества недостаточно определений soft и hard skills»

Татьяна Ковалева: «Современной системе наставничества недостаточно определений soft и hard skills»

Интервью с президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации

Татьяна Ковалева – доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации. Ее тьюторская ассоциация включает в себя 10 научных центров, 40 тьюторских групп в разных регионах страны и две школы-лаборатории – при МГПУ и Томском университете. Эта ассоциация создала профстандарты, утвердила профессию тьютора, разработала образовательные стандарты, за 11 лет запустила 18 магистерских программ, в том числе, первую в России, по профессии тьютор в сфере образования. Татьяна Михайловна в лаборатории Томского университета разрабатывает тьюторскую модель современного университета, она также сотрудничает с лабораторией МГПУ. Мы поговорили с ней о том, для чего нужно наставничество, какие новые формы оно принимает и для чего нужны self skills.

— Кто такой современный наставник в системе образования?

— Наставник как таковой не привязан к системе образования. Наставник – это человек, который в своей профессии осознал уникальный опыт и может помочь организовать практику другому человеку, который еще не такой «мощный» в этой профессии. В образовании речь идет об образовательной практике. Здесь у нас может быть наставник по отношению к ученику, где наставник помогает организовать учебную практику, и наставник по отношению к молодому учителю, где наставник может помочь обучать детей.

— На что направлена современная стратегия наставничества?

— Я считаю, что мы сейчас пришли к пониманию типологии наставничества. Когда мы только начинали, мы говорили: «Наставников больше хороших и разных». Поскольку сейчас наставников очень много и они действительно разные, возникает их типология. Есть наставничество в профессии, мы называем это hard skills. В профессию приходят молодые люди, они в ней себя еще неуютно чувствуют, и опытные люди, которые уже давно работают в этой профессии, наставляют их – как быть слесарем, как быть токарем, как быть учителем.

Есть наставничество, которое наставляет людей, как добиваться успеха в социуме, как сделать так, чтобы люди тебя уважали, любили, как добиться признания в коллективе, чтобы ты мог организовать группу – это мы называем soft skills. Это такие социальные навыки, которые позволяют тебе быть успешным в жизни. Наша группа предложила третий тип наставничества, который все больше завоевывает признание. Мы называем это self skills или наставничество в самообразовании. Есть такой тип наставников, который помогает человеку понять свои цели, выстроить индивидуальную образовательную программу, понять свои приоритеты. Я считаю, что коучи, тьюторы, личностные психологи – это наставники именно такого типа. 

— Насколько важно проводить конференции на тему наставничества в образовании совместно с педагогами?

— Как мне кажется, учителя сейчас начинают понимать, что места для них в образовательном процессе становится меньше. Очень многое взял на себя интернет, навигационные платформы. В наше время не было Google и Яндекса, мы могли только слушать учителя и читать книги. Сейчас, если тебе что-то непонятно, ты заходишь в интернет и сразу попадаешь на кучу страниц, которые тебе могут объяснить в интерактивном режиме любое знание. Получается, что учитель как таковой теряет свою актуальность, а наставничество – наоборот приобретает. Поэтому, думаю,  современный учитель начнет все больше и больше набирать технологии наставничества, и фактически он может называться учителем, но работать он будет как наставник.

— Почему сейчас появилась необходимость в создании института наставничества?

— Учитель работает только тогда, когда есть реальное знание. Сейчас очень часто возникает такая ситуация, когда знание не успевает оформляться. Например, появляется новая профессия, допустим, продюсера. Никто не учил продюсеров, никто не знал, кто это такие, а стране они срочно нужны, потому что вся культура в новых экономических условиях стали в них остро нуждаться.  За счет учителей ты прорваться не можешь, нет таких людей, которые тебя научат быть продюсером. Но есть люди, которые каким-то уникальным образом пробились и сами стали продюсерами. Они могут, опираясь на свой опыт, сопровождать практику других людей. Бывает, что профессия распадается на несколько новых специальностей, или профессия настолько сложна, что не берется только через практику. Если вы понимаете, что без практики вы не можете, вы выходите в зону наставничества через кого-то другого, кто более опытен в этой практике.

— Необходимо ли пересмотреть стандарты системы образования?

— У нас всегда образование рассматривалось как нечто конечное. Например, математика в школе идет с 1 по 11 класс, поэтому должен быть такой стандарт, чтобы дети освоили его и на ЕГЭ мы должны проверить, какой у них уровень знаний математики. Все наши стандарты были построены на том, что образование конечно, к концу начальных классов ребенок должен знать вот это, а к концу школы – вот это.

Сейчас мы находимся в логике непрерывного образования, где человек учится всю жизнь. Теперь мы должны смотреть на то, как человек справляется со стандартом и говорить: «Он не справился, но в этом нет ничего страшного. У него есть еще вся жизнь, и он освоит это к 20-30 годам». Если мы входим в логику непрерывного образования, то как минимум нам нужно обернуться на стандарты и понять, что в них важно сохранить, а что можно отодвинуть за школу, за институты и так далее.

Наша группа предложила третий тип наставничества, который все больше завоевывает признание. Мы называем это self skills или наставничество в самообразовании. Я считаю, что коучи, тьюторы, личностные психологи – это наставники именно такого типа


— Как появилась концепция self skills?

— В группу soft skills входят гибкие навыки. В какой-то момент в эту группу стало сваливаться слишком много навыков – там и навыки взаимоотношения с людьми, и навыки работы в группе, и навыки того, как ты одеваешься, навыки фейсконтроля, навыки твоего поведения. Среди всех выявляются отдельные навыки, которые очень важны, но часто противостоят друг другу. Одно дело, когда я понимаю, что мне сейчас нужно с мыслью прорваться, даже если я с кем-нибудь войду в содержательный конфликт, здесь нужен навык конфликтологии. А с другой стороны есть навык, когда я могу все разрешить, не вступая в конфликт. Даже если я не согласен с человеком, я скажу «ты прав», и мы разойдемся по-доброму. Так получилось, что в одну группу soft skills попали противоположные навыки, поэтому эту группу надо делить. Я считаю, что есть навыки, которые ставят «культуру себя», когда человек должен понимать, что именно является твоим, как ты мыслишь, какие у тебя приоритеты. Другая группа навыков определяет, как ты живешь в обществе. В какой-то момент мы с моей группой все чаще начали ощущать, что слова soft skills нам недостаточно, потому что в этой группе очень много гибких навыков. 

Впервые слово self skills произнесла я. Но ничто не ново под луной, навыки самообразования – это очень давняя культура. Одна из первых авторских школ в России – это Школа самоопределения моего учителя Александра Наумовича Тубельского, она появилась еще в советское время. Он говорил: «Для меня важно не то, чтобы дети хорошо экзамены сдали и учились на 4 и 5, мне важно, чтобы каждый ученик школы имел опыт самоопределения, чтобы он выбирал, что для него главное». 

— Какую роль играют self skills в развитии и профессиональном росте человека?

— Когда мы начинали разрабатывать эту концепцию, у нас не хватало канонов, мы не понимали, на кого опереться. В последние годы начали переводить работы Мишеля Фуко, известнейшего современного французского философа, который провел кропотливую историко-философскую работу. Он показал, что есть культура, ведущая свою историю с римских стоиков до нашей эры, которую назвал «Забота о себе». Очень долго у нас забота о себе не обсуждалась в публичном пространстве. Сейчас это сильнее входит в нашу жизнь, когда мы садимся в самолет, нам говорят «Сначала надевайте маску на себя, потом на ребенка», подразумевая, что только живой и здоровый взрослый может позаботиться о более слабом. Мы понимаем, что есть какие-то моменты, когда человек должен свои культурные нормы задать для того, чтобы потом иметь возможность взаимодействовать с миром. 

Мне кажется, что вся линия self skills говорит о том, как вернуть современному человеку заботу о себе. Как понимать все про себя, что ты не во всем успешен, видеть свои приоритеты, в чем ты хочешь двигаться, а в чем нет, чего ты не хочешь знать. Вся эта линия «думанья про себя» – это культурная форма, которую Мишель Фуко нам вернул в концепте «Заботы о себе».

Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов