Дизайн-мышление ‒ метод решения бизнес-задач, основанный не столько на аналитике, сколько на творчестве, и ориентированный на интересы пользователя.
Понятие «дизайн» подразумевает креативный подход и нестандартное решение задачи, что позволяет сделать продукт уникальным и интересным. Поэтому ключевую роль в дизайн-мышлении играет эмпатия ‒ умение сопереживать и понимать психологию окружающих. При разработке продукта в первую очередь необходимо отталкиваться и основываться на предпочтении потребителей. Нужно задать себе вопрос: чем полезен мой продукт, в чем его уникальность, которая позволит конкурировать с другими производителями?
Чтобы лучше понять, как работает дизайн-мышление и как его применять, обратимся к истории возникновения термина.
Впервые этот термин использовал Саймон Герберт, американский ученый в области социальных, политических и экономических наук, в своей книге «Науки об искусственном» (1969). В 1975 году был создан «Институт управления дизайном», организация, объединившая дизайн с бизнесом, культурой и пользователями. В 1987 году в своей книге «Design Thinking» Питер Роуи описал методы и подходы, применяемые архитекторами и урбанистами в работе. И уже в 90-х годах Дэвид Келли основал IDEO ‒ одну из известнейших дизайн-компаний. Этой компании принадлежат такие разработки, как машина для чтения, предназначенная для слепых, компьютерная мышь с колесиком, разработанная для Apple. В 2004 году Келли основал институт для обучения современному дизайну, а в 2015 году на российских книжных прилавках появилось русскоязычное издание книги Жанны Лидтки и Тима Огилви «Думай как дизайнер». Таким образом, к нам пришел эффективный инструмент развития дизайн-мышления.
Примером успешного внедрения этого инструмента могут служить такие компании:
- Netflix – основатель Рид Гастингс расходовал огромные средства на исследование стриминговых технологий, чтобы сделать свой продукт уникальным и удобным в использовании;
- ЦИАН – компания проводила множество глубинных интервью, чтобы понять, что же нужно пользователю;
- Дизайн-мышление использует ВТБ: они создали карту путешествия потребителя, на которой видны его потребности.
Дизайн-мышление основывается на следующих принципах:
- Думайте глобально. Чаще размышляйте, как улучшить или ускорить тот или иной процесс, как сделать жизнь человечества лучше, какие инструменты нам необходимы.
- Мыслите креативно. Что делает продукт интересным? Старайтесь придумать что-то уникальное.
- Используйте прототипирование. Прототипирование подразумевает под собой создание демо-версии проекта его дальнейшее тестирование. С помощью этого производитель в короткие сроки способен понять, что действительно значимо, а что вторично.
- Изучайте эмоции пользователя. Творчество ‒ это всегда эмоции. Продукт должен вызывать только положительные эмоции, помимо удобства ваша разработка должна восхищать и внешним видом: без визуальной составляющей будет очень сложно заинтересовать.
- Определяйте неправильные варианты. Ошибки ‒ это неплохо, они позволяют увидеть недостатки и проработать проект до лучшего состояния.
- Качество + лаконичность. Помните, все гениальное ‒ просто. Работайте над содержанием, сделайте свой продукт удобным и простым в использовании.
Как применять дизайн-мышление на практике и внедрить в бизнес?
Сам метод дизайн-мышления состоит из 6 этапов:
- Эмпатия. «Влезьте в голову» пользователя, поймите, что он ищет, какие у него проблемы и как их решить. Закройте глаза и попробуйте мысленно прожить день человека, на которого ориентирован ваш продукт. Таким образом, вы получите так называемый «аватар» пользователя и поймёте, что ему нужно.
- Фокусировка. Обработайте полученную информацию, выделите проблему и сформулируйте решение.
- Мозговой штурм или генерация идей. Соберите свою команду и начинайте генерировать идеи, выслушивая позицию каждого из присутствующих.
- Выбор идеи. Каждую идею необходимо тщательно рассмотреть и, например, путем голосования выбрать самую рентабельную и жизнеспособную.
- Прототипирование. Создайте несколько вариантов решения и начинайте их проверять.
- Тестирование. Собирайте обратную связь.
Дизайн-мышление ‒ это системный подход, который начинается именно с пользователя и его интересов и предпочтений.
‒ В контексте дизайн-мышления под творчеством мы понимаем способность сделать то, что раньше никто еще не делал, потому что была другая ситуация, другие ресурсы, люди и потребности. Фактически каждый новый продукт, который компании выводят на рынок, совершенствуется, становится персонализированным и необычным, а значит требует творчества. В дизайн-мышлении результат творчества ‒ продукт, решающий проблемы конкретных людей. Мы называем это творчеством, потому что работаем с ситуациями, когда неизвестен финальный результат и нет четкого алгоритма решения проблемы. В XXI веке творчество становится навыком, который нужно развивать любому человеку, чтобы стать эффективным, ‒ рассказал эксперт Университета Талантов, вице-президент Ассоциации образовательных организаций потребительской кооперации Максим Михайлов.
Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов
На основе материалов порталов 4BRAIN, Prezi и издательства Манн, Иванов и Фербер