В постоянно меняющемся мире важно сохранять в себе творческое начало и быстро реагировать на любые перемены. Поэтому для нашего времени важно развивать и применять технологию «дизайн мышления». В его основе лежит творческий подход. «Дизайн мышление» применяется для решения задач при нехватке данных путем вычленения информации и сведений, которые нужны для создания продукта.
Эксперт Университета Талантов, вице-президент Ассоциации образовательных организаций потребительской кооперации Максим Леонидович Михайлов рассказал нам, как найти правильное решение проблемы в ситуации неизвестности, какое значение имеет понятие «творчество» в XXI веке и где можно научиться «дизайн мышлению».
– Для чего нужно знать и использовать технологию «дизайн мышления»? Чем она полезна школьникам?
– Сейчас рынок, общество, мир, в котором мы живем, меняются настолько быстро, что мы не можем спланировать свою деятельность на 10–20 лет вперед. Чтобы справиться с этими изменениями, проектировать, создавать продукты, услуги, которые действительно решают проблемы людей и нужны им, применяется технология «дизайн мышления». Она помогает найти правильное решение в ситуациях. «Дизайн мышления» становится стандартной технологией в мире и используется как технологическими гигантами, как Apple и «Сбербанк», так и стартапами, которые только начинают деятельность на рынке. Поэтому школьникам и студентам важно изучать эту технологию.
– Как найти правильное решение, используя инструменты «дизайн мышления»?
– Самый главный инструмент – прототипирование. Оно подразумевает, что мы в кратчайшие сроки делаем сырой вариант решения и начинаем его проверять. На этапе прототипирования очень быстро становится ясно, что реально имеет значение, а что – нет. Важны и предварительные этапы. Правильные техники интервью, наблюдения, исследования позволяют нам выявить, что реально нужно людям. Это может быть, например, просто хороший разговор с человеком, чью проблему мы хотим решить. Здесь важно не позволять человеку ограничиться общими словами. Кто-то может сказать: «Меня беспокоит плохая погода». На самом деле это не так. Человеку мешает то, что из-за погоды он замерзнет или придет мокрым на важное совещание. Нам не нужно решать проблему плохой погоды и запускать спутники, которые меняют климат Земли. Мы можем изобрести спрей для обуви, который позволяет ей не промокать, качественные зонтики или создать возможность быстро высушить голову в офисе.
– Какое значение имеет понятие «творчество» в «дизайн мышлении»?
– В контексте «дизайн мышления» под творчеством мы понимаем способность сделать то, что раньше никто еще не делал, потому что была другая ситуация, другие ресурсы, люди и потребности. Фактически каждый новый продукт, которую компании выводят на рынок, совершенствуется, становится персонализированным и необычным, а значит требует творчества. В «дизайн мышлении» результатом творчества является продукт, решающий проблемы конкретных людей. Мы называем это творчеством, потому что работаем с ситуациями, когда неизвестен финальный результат и нет четкого алгоритма решения проблемы. В XXI веке творчество становится навыком, который нужно развивать любому человеку, чтобы стать эффективным.
– Где можно научиться «дизайн мышлению»?
– Можно прочитать книги или пройти онлайн-курсы, которые проводятся и на английском, и на русском языке. Получив какую-то теоретическую подготовку, нужно начать применять эту технологию на практике. Важно то, что «дизайн мышления» – это та технология, которую человек не может использовать в одиночку. Чтобы она была эффективной, нужно работать в команде. Умение работать в команде – это общее требование практически к любой деятельности в современном мире.
– Чем для Вас интересна деятельность Университета Талантов?
– За Университетом Талантов я слежу с самого начала его деятельности. Это флагманский федеральный или даже международный проект. Университет Талантов старается выйти за рамки формальных стандартных инструментов развития таланта и использовать те, которые больше соответствуют требованиям современного мира – индивидуальная траектория развития, наставничество, возможность экспериментировать и общаться с первыми лицами бизнеса или власти. Поэтому это очень знаковый пилотный проект. В нем много эксперимента. Я вижу, как каждый год Университет Талантов меняется. Есть большая команда экспертов, которая анализирует происходящее, и на базе этого анализа вырабатываются нужные технологии. Всей стране важно, чтобы такой проект был успешным и эта практика распространялась дальше.
Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов