Республика Татарстан занимает второе место в рейтинге инновационных регионов страны, разработанном Ассоциацией инновационных регионов России, председателем которой является Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Для развития инновационной инфраструктуры в регионе работают технопарки, бизнес-инкубаторы и инновационные территориальные кластеры.
Чтобы поддержать молодых ученых республики и помочь им реализовать инновационные проекты, Университет Талантов реализует акселерационную программу «Прокачай Умника», целью которой является развитие предпринимательских навыков у авторов наукоемких проектов. 2 февраля прошел первый модуль программы – «Основы работы с рынком», где участники научились сегментировать рынок и видеть разные целевые аудитории предлагаемого продукта (товара, технологии, услуги).
Для закрепления полученных знаний на практике 9 февраля на базе Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ-КХТИ) более 20 студентов и аспирантов вузов Казани продолжили обучение по разработке ценностного предложения проекта и презентовали выполненное домашнее практическое задание перед Олегом Баранником, руководителем Менторской группы Open Innovation StartUp Tour, экспертом Фонда Сколково, коучем GVA. Перед ребятами стояла задача: сформировать несколько рыночных гипотез в рамках своего проекта.
На прошлой встрече молодые ученые узнали, что ценностное предложение для потребителя должно представлять из себя краткую формулировку выгоды от использования предлагаемого продукта. Например, ценностное предложение программного обеспечения «Skype» – это бесплатные звонки по всему миру. У продукта может быть несколько ценностных предложений для каждой целевой аудитории.
Участники акселератора презентовали свои идеи по 6 направлениям (цифровые технологии, медицина и технологии здоровьесбережения, новые материалы и химические технологии, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии, биотехнологии, ресурсосберегающая энергетика), опираясь на правило формулировки ценностного предложения:
- Определить проблему ценностного предложения. В чем ее суть? Как ее решают сейчас? Что не так с существующими решениями?
- Описать решение проблемы. Какое решение у проблемы? Почему это решение лучше, чем у других?
- Зафиксировать результат решения проблемы. Что получит потребитель в результате внедрения предлагаемого продукта?
Каждый участник получил обратную связь от Олега Баранника по выполнению практического задания. Также участники программы прослушали вводную лекцию о методе «Customer Development».
– Customer Development нужен не для того, чтобы создавать проект, который находится в вашей голове и нужен вам. Это технология того, как понять людей и что им на самом деле необходимо.
Все в жизни имеет одновременно и положительную, и отрицательную сторону. Чем больше развита положительная сторона, тем больше развита и отрицательная, так как она вытекает из первого. Инновационное решение – решение, когда мы говорим, что сохраняем положительные качества, но при этом убираем отрицательные последствия. Важно понять, за счет чего мы это делаем, – отметил эксперт.
Customer Development (CustDev) – инструмент создания и управления продуктом в стартапе, который пришел на смену классическому подходу по разработке продукта. CustDev дословно переводится как «развитие потребителя». Товар создается в процессе постоянного взаимодействия с клиентом.
Спикер рассказал, как создавать продукт посредством выстраивания отношений с его будущим потребителем:
– Нам необходимо научиться двигаться маленькими шагами. Изначально мы должны прийти к клиенту и спросить, есть ли у него какая-то проблема в связи с тем предполагаемым продуктом, который мы делаем. Далее мы должны узнать, как справляются с этой проблемой сейчас. После этого нам необходимо уточнить, готовы ли потребители протестировать продукт в первой версии после запуска, здесь же мы должны узнать, готовы ли они за это платить.
После пробы первой версии продукта нужно собрать обратную связь и тут же внести изменения. К моменту готовности продукта к выходу на рынок он должен получить десяток таких изменений.
Анастасия Мельникова, студент 6 курса Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета, автор проекта «Разработка метода диагностики эпилепсии», поделилась своими выводами после встречи:
– Мне нравится манера подачи материала на тренинге. Работа с проектом очень сложная, так как проект медицинский и тяжело реализуемый. Здесь мне показывают на примерах, как нужно мыслить, я делаю поправки и получаю обратную связь от специалиста. Мероприятие крайне информативное и очень легко показывает, как нужно совершенствовать проект. Это важно, потому что не все понимают, что над проектом нужно детально работать, чтобы продать свой продукт.
Евгения Сластникова, аспирант Казанского государственного медицинского университета, автор проекта «Программа выявления ранних признаков атеросклероза», рассказала, чем была полезна встреча:
– Здесь я познакомилась с интересными людьми, убедилась, что в нашей стране много предприимчивых и оригинальных. Я сделала выводы, что все в твоих руках, и не нужно слушать того, кто сомневается в твоем успехе. На этой встрече я познакомилась с методом Customer Development. Спикер очень просто и доступно объяснил материал.
Следующая встреча состоится 16 февраля, на которой участники программы пройдут тренинг «Как сделать Теслу Теслой» – второй модуль акселерационной программы. Тренинг проведет Ольга Будник, директор по коммуникациям Модульбанка, основатель агентства Tech PR. Участники программы познакомятся с основами продвижения проекта.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов