Создание и поддержка экосистемы для развития и реализации потенциала одаренных и талантливых детей и молодежи – ключевое направление деятельности Университета Талантов. Поэтому каждый год соорганизаторы мероприятий госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы», представители компаний и предприятий-партнеров, образовательные организации и наставники Университета Талантов собираются на одной площадке, чтобы выработать общие подходы в работе с одаренными и талантливыми детьми и молодежью. Такое объединение необходимо, чтобы поделиться наработками в сфере управления талантами в школах, вузах, ссузах и предприятиях и синхронизироваться в совместных действиях.
31 января 2019 года в IT-парке состоялась ежегодная стратегическая сессия Университета Талантов «А-Форум». Это площадка для открытого обсуждения стратегии развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала одаренных и талантливых детей и молодежи Республики Татарстан, реализуемой Университетом Талантов.
В первой части Форума исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов, эксперты, руководители и координаторы направлений и проектных групп знакомили участников форума с моделью работы Университета Талантов. Он уделил особое внимание вопросам диагностики первичного уровня компетенций студентов и важности роли наставника в обучении:
– В большом республиканском проекте очень важна роль человека, который ведет за собой, организовывает образовательные процессы и является связующей нитью между студентом и Университетом Талантов.
Сессию продолжил Борис Фетисов, эксперт Университета Талантов, разработчик игр и игровых программ, председатель правления Казанского игропрактического центра. Его презентация была посвящена сообществам: их определению, формированию и целям. По мнению эксперта, в основе любого сообщества лежит интерес.
– Если люди ничего не делают, то никакого сообщества не существует. Есть интерес человека, и должно быть действие, в котором он должен проявиться, – считает спикер. Борис Фетисов представил ядерную модель сообщества и наиболее простую классификацию, в которой выделяют два типа сообществ:
- Сообщества, которые складываются вокруг деятельности;
- Сообщества, которые складываются вокруг жизнедеятельности.
Первые концентрируются вокруг некоторой сложившейся деятельности. Вторые складываются вокруг традиций (территориальных, национальных). Например, сообщества Университета Талантов формируется вокруг деятельности, связанной с поиском, выявлением, развитием, сопровождением и закреплением одаренных и талантливых детей и молодежи.
Участники сессии познакомились с порталом Университета Талантов узнали о его внешнем и внутреннем контурах, особенностях устройства личных кабинетов студентов и наставников. Также вниманию участников были представлены: программа по сотрудничеству с предприятиями на 2019 год, аналитический отчет работы сообщества наставников за 2018 год, направления работы экспертного сообщества и задачи которые планируется решить в 2019 году.
Первый блок сессии завершился выступлением Татьяны Юрьевны Зариповой, координатора сетевого проекта «Тренинг-класс»:
– В Татарстане в 28 районах уже созданы площадки тренинг-классов по развитию soft skills у молодежи. В этом году в модель работы Университета Талантов будет встраиваться работа уже сертифицированных тренеров.
Также Татьяна Юрьевна отметила, что во время прохождения тренингов наставники развивают свои soft skills и «прокачивают» свои навыки. Благодаря этому они становятся проактивными, а работодатели дают им новые возможности для развития. По ее словам, было проведено небольшое исследование, в результате которого установлено, что за 3 года у 60% наставников произошли изменения в карьерном треке.
Наставник и соорганизатор Университета Талантов, директор средней общеобразовательной школы № 1 (г. Казань), председатель Совета молодых педагогов Республики Татарстан Рустам Айратович Каримов рассказал о практической ценности участия в А-Форуме:
– На А-Форум, в первую очередь, прихожу за трендами и инновациями. Здесь рассматриваются новые векторы развития образования, которые в дальнейшем можно успешно применить в педагогической деятельности.
Второй блок А-Форума прошел в формате проектировочных сессий для наставников, предприятий и соорганизаторов. В игровой форме участники знакомились друг с другом, делились ожиданиями от проходящей сессии и опытом работы с талантливой молодежью.
Участники трека наставников глубоко изучили модель работы Университета Талантов. Им предстояло ответить на 3 вопроса:
- Где я вижу себя?
- Что я делаю?
- Что я могу предложить?
Активное обсуждение развернулось вокруг прохождения студентами и наставниками своих треков и циклов обучения. Модераторы сессии отметили, что наставник должен иметь четкое представление о своей роли на каждом этапе работы. В завершение работы наставники определили для себя, на каком этапе модели Университета Талантов они находятся, какую роль выполняют и где видят себя в будущем.
В заседании Кадрового клуба программы «Поддержка молодых специалистов и наставников предприятий Республики Татарстан» приняли участие представители Казанского электротехнического завода, Казанского вертолетного завода, ICL, публичного акционерного общества «Татнефть». Они узнали, что им предстоит сделать в качестве наставников компаний. Участники определили, насколько эффективно их знания о возможностях госпрограммы применяются на практике, и выделили 4 направления работы с наставниками на предприятии:
- Развитие наставников;
- Адаптация молодых специалистов;
- Подготовка талантливой молодежи к работе на предприятии;
- Освоение и использование новых практик.
Основной темой сессии стало изучение дорожной карты программы поддержки молодых специалистов и наставников предприятий республики на 2019 год. В ходе работы были выявлены и рассмотрены 3 главных взаимосвязанных трека:
- Обучение и подготовка наставников;
- Обучение и подготовка молодых специалистов;
- Проектная олимпиада.
В рамках работы трека соорганизаторов участники ближе познакомились с тренинг-классами, определили образ соорганизатора, его функции и спецификацию. Форматы работы соорганизаторов может включать в себя тренинг-классы, проектные олимпиады, лаборатории родительского образования и реализацию индивидуальных планов развития студентов. Последний пункт наиболее важен, так как для талантливых детей и молодежи из районов площадка соорганизаторов Университета Талантов должна стать вторым домом. Обсуждение коснулось и форматов документации, которую ведут соорганизаторы. Необходимо вести списки студентов, наставников, родителей и партнеров. Это облегчает выстраивание контактов с каждой из групп. Также в сессии обсудили создание среды самореализации для студента. Для этого каждого студента нужно обеспечить следующими условиями самореализации:
1. Лучшие знания жизнедеятельности;
2. Знание своих сильных сторон и зон роста;
3. Позитивная практика применения себя через деятельность;
4. Рефлексия по отношению к себе и окружающему миру.
Чтобы понимать, на каком этапе находится студент, как ему помочь или дополнить его индивидуальный план развития, соорганизаторы должны знать модель работы Университета Талантов и хорошо в ней разбираться.
Участник трека соорганизаторов, методист Семейного центра развития и дополнительного образования «Умное поколение» Лейсан Мингалеева (г. Набережные Челны), рассказала, что полезного узнала на А-Форуме:
– Очень много идей, все спикеры вдохновили на дальнейшую работу и продвижение. Что особенно ценно для меня, как методиста ‒ прозвучало много тактических предложений, были описаны практические приемы. С ними я обязательно буду знакомить команду нашего центра. Хотелось бы примкнуть к тренинг-классам, лаборатории родительского образования.
В завершение вечера модераторы и участники каждой проектировочной сессии определили основные цели и задачи каждого направления на 2019 год и дали обратную связь.
– Мы проводим А-Форум один раз в год, чтобы использовать проработанную модель развития на практике. Рассчитываем, что многие компоненты, которые мы проговорили, действительно улучшат образовательные программы как для наставников и соорганизаторов, так и для детей и молодежи, ‒ завершил стратегическую сессию Айдар Акмалов.
София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов