DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Светлана Николаевна Чистякова: «Для ребенка важно создавать среду, в которой он будет проявлять свои способности»

Светлана Николаевна Чистякова: «Для ребенка важно создавать среду, в которой он будет проявлять свои способности»

Тема применения практико-ориентированных технологий в работе с одаренными детьми обсуждалась экспертами на Второй всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территории». Светлана Николаевна Чистякова, доктор педагогических наук, заведующая центром самоопределения и профессиональной ориентации Института содержания и методов обучения, академик Российской академии образования (РАО), профессор (г. Москва), выступила перед участниками пленарного заседания на тему «Развитие профессиональной карьеры – важнейший ресурс адаптации будущих выпускников».

Профессиональная самореализация наставляемого – главная цель, которую ставит перед собой наставник. Выявить таланты ребенка и помочь ему найти направление для раскрытия потенциала наставник может с помощью комплексной диагностики, которая сочетает в себе различные методики.

Светлана Николаевна рассказала нам о важных критериях проведения диагностики таланта, нюансах работы с одаренными детьми и достижении целей с помощью индивидуальной траектории развития.

Каким образом можно усовершенствовать систему выявления и поддержки талантливой молодежи в Республике Татарстан?

– Знания, мотивация и опыт – эти три составляющие являются критериями, которые позволяют провести диагностику одаренного ребенка. Важно при этом учитывать его интересы, склонности, способности, самооценку и фактор здоровья.

Сейчас появляется множество различных диагностических процедур по выявлению таланта, нужно только уметь их грамотно подбирать. Во-первых, должна быть комплексная диагностика: сочетание нескольких разнообразных методик. Это действительно выявит склонности и способности человека, которого мы все называем талантливым. Во-вторых, диагностику нужно проводить не один раз, а на «входе» (в начале работы) и «выходе» (при завершении). Важно погружать ребенка не только в одну определенную деятельность. Допустим, ребенок хочет стать художником, и он талантлив в этой сфере. Ему обязательно нужно дать запасные варианты, чтобы он был приспособленным к изменениям в жизни и умел адаптироваться в социуме. Постоянно нужно выяснять, в чем он еще талантлив, и создавать среду, в которой он будет проявлять свои специфические способности. Нужно следить за тем, как на него реагирует социум, поскольку иногда дети могут негативно реагировать на талантливых сверстников. Полезно погружать ребенка в те виды деятельности, которые социально востребованы. Он должен понимать, что в реализации его способностей заинтересовано общество и государство.

– На что нужно обратить внимание при работе с одаренными детьми и талантливой молодежью?

– Талантливые дети очень ранимы. Нужно воспринимать их как взрослых людей, тогда можно рассчитывать на успех. Далеко не все школьные учителя в России умеют работать с талантливыми детьми: их нужно специально обучать этому. Некоторым учителям проще дать определенное задание на весь урок и работать с ребятами среднего уровня. Также стоит вопрос о психологической составляющей в учебной организации. Если в каждой школе будет работать хотя бы один психолог, то процесс диагностики будет проходить проще.

Задача поддержки талантливой молодежи всегда стояла перед обществом, сейчас мы особенно активно возвращаемся к ее разрешению. При этом должна быть качественная подготовка кадров – специалистов, умеющих работать с такими детьми. Чтобы применить соответствующие технологии при работе с талантами, требуется тщательная подготовка и глубокое изучение темы.

Нужно также отметить, что родители часто переоценивают своих детей и дают их способностям субъективную оценку, тем самым  оказывают на них большое влияние. Есть и обратные случаи, когда культивируется заниженная самооценка со стороны родителей. Им нужно научиться объективно оценивать возможности и способности своего ребенка.

– Какими чертами должен обладать наставник?

– Терпение – важная черта наставника. К сожалению, я часто встречаюсь с выделением «любимчиков» среди учеников со стороны учителей. Необходимо формировать у педагогов гуманистическое отношение к миру и в первую очередь к ребенку. Сейчас в школах очень много формализма: нужно уходить от него, соблюдая чувство меры и не теряя внимание одаренного ребенка. Отделение их от основного коллектива может привести к конфликтной ситуации. Очень хорошее качество для наставника – обходить «острые углы» и уметь их сглаживать в подобных ситуациях.

Наставник должен привить ребенку любовь и мотивацию к самообразованию: это касается не только талантливых детей. Я верю, что информационные технологии помогут ребенку получить всю необходимую информацию. Если человек может сформулировать определенную задачу перед собой и выйти из зоны комфорта для ее достижения, то его можно считать конкурентоспособным на рынке труда.

– Помогает ли построение индивидуальной траектории развития в достижении целей?

– Составление индивидуальной траектории развития – это и хорошая диагностика, и технология по достижению целей. Если ребенок сам составляет и оценивает индивидуальную траекторию развития, то это поможет достичь желаемого, наставник в данном случае должен лишь помогать с направлением. Если наставник сам разрабатывает для ребенка трек развития и навязывает его, то эффекта не будет. Наставник оказывает поддержку и идет рядом; он не применяет методов давления на растущего человека. Ребенок может и должен ошибаться, потому что жизнь складывается из препятствий, которые нужно преодолевать. К сожалению, не всех талантливых детей этому научили, для этого нужна поддержка мудрого наставника.

Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов