DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Профессор Сергей Степанов: «Талант формируется усилиями человека, которые он прилагает для достижения неординарных результатов и сверхцелей»

Профессор Сергей Степанов: «Талант формируется усилиями человека, которые он прилагает для достижения неординарных результатов и сверхцелей»

Молодежная школа талантов (МШТ) – это новые возможности и для школьников, и для взрослых. Параллельно с молодежной программой на #МШТ2018 проходит программа для наставников, где каждый день выносятся на обсуждение актуальные вопросы образования и воспитания.

19 августа наставники послушали лекцию руководителя научной школы «Рефлексивная психология и педагогика сотворчества», профессора Московского городского педагогического университета и Московского государственного университета, действительного члена Национальной академии социальных технологий, «рыцаря» гуманной педагогики Сергея Юрьевича Степанова. В беседе спикер рассказал о том, что такое талант, как его можно развивать и какие таланты будут особенно востребованы в эпоху цифровой революции.  

– На Ваш взгляд, что такое талант?

– Талант – это совокупность очень важных составляющих, которые включают в себя некоторые биологические задатки, личностные свойства человека, связанные с его характером, системой ценностей, индивидуальным путем развития и становления. Безусловно, это еще и совмещение некоторых объективных обстоятельств, связанных с особенностями времени и культуры, в которых воспитывается человек. Сплав этих всех составляющих создает для человека особенные возможности и позволяет ему решать уникальные задачи наилучшим способом.

– Может ли человек повлиять на появление и развитие своего таланта?

– Да, безусловно. Такой подход, взгляд на талант является сейчас одним из ключевых и основных. Раньше считалось, что талант – это нечто врожденное, а сейчас понимается, что талант – это сложение очень многих даров, данных человеку природой, обществом, родителями и образованием. Талант развивается собственными усилиями человека, которые он прилагает для достижения неординарных результатов и сверхцелей в своей жизни. Если человек сам не является модератором своей судьбы и возможностей, то он может зарыть в землю свой якобы «врожденный» талант. Человеку даруются возможности, а талант формируется в том числе усилиями самого человека.

– Возможен ли успех без таланта?

Если под успехом понимаются материальные блага, которые человек получает в своей жизни, они могут быть достижимы и без таланта, быть случайными и временными. А если мы под успехом понимаем воплощение в жизнь своей мечты, своей миссии, чтобы человек мог сказать себе: «Да, я прожил замечательную жизнь, воплотил то, чего я хотел», то при таком понимании успеха талант обязателен.

– Как наставник может повлиять на раскрытие таланта ребенка?

– Есть бесчисленные таланты и разные наставники. Наставником может быть и конкретный человек, и некий идеальный герой, которого человек себе выбирает и на которого ориентируется. Наставником может быть и ситуация неуспеха. Известно много случаев, когда личный крах стал для человека мощным стимулом, он извлек из него уроки и стал сильным, способным и талантливым. Если человек смог превозмочь себя и сделал то, что считал для себя невозможным, значит, он состоялся как человек. Есть очень красивый фильм «Движение вверх». В нем тренер ставит перед командой задачу, которую все считают невозможной. Однако это побуждает их совершать невероятные вещи, как в спорте, так и в обычной жизни. Есть интересная мысль Шалвы Александровича Амонашвили, основателя концепции гуманной педагогики. Он сказал: «Никто для нас не друг, никто для нас не враг, но каждый встречный для нас учитель».

– Вы отметили, что внешняя среда тоже влияет на развитие таланта у человека. Как современная ситуация влияет на развитие талантов молодежи?

– В истории были периоды, которые явили миру очень мощную плеяду гениев, предопределивших во многом судьбу человечества и траекторию дальнейшего развития цивилизации, культуры. При особых условиях, которые создаются разными обстоятельствами, среда выталкивает на поверхность гениев. Что современная молодежь может использовать в качестве такого трамплина? Сейчас наступает очень важное и интересное время. Мы на пороге всеобщей роботизации и создания искусственного интеллекта, которая будет конкурировать с человеком. Масса рутинных профессий будут выброшены из рынка труда. Большую часть востребованных профессий составят профессии творческого характера. В сфере творчества человек пока более конкурентоспособен, чем создаваемые им механизмы. Время потребует активное развитие творческого потенциала.

– Как Вы оцениваете деятельность Университета Талантов и работу Молодежной школы талантов?

– Я принимаю участие в Молодежной школе талантов не один раз. Замысел Университета Талантов для меня был изначально интересен, и я включаюсь в события, которые он проводит, с большим желанием. В Университете Талантов происходит межпоколенческое сотрудничество. В условиях традиционной школы или вуза такое сотрудничество в большом дефиците. Студенты, преподаватели, руководство довольно слабо взаимодействуют и не обогащают друг друга. Для раскрытия и развития творческого таланта нужна среда общения между людьми, которые уже сформировали и реализовали свои таланты, и теми, кто только вступает на порог жизни. В таких условиях у молодежи есть возможность включиться в процесс поиска, создания и обретения своего таланта.

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов