Молодежная школа талантов (МШТ) – это новые возможности и для школьников, и для взрослых. Параллельно с молодежной программой на #МШТ2018 проходит программа для наставников, где каждый день выносятся на обсуждение актуальные вопросы образования и воспитания.
19 августа наставники послушали лекцию руководителя научной школы «Рефлексивная психология и педагогика сотворчества», профессора Московского городского педагогического университета и Московского государственного университета, действительного члена Национальной академии социальных технологий, «рыцаря» гуманной педагогики Сергея Юрьевича Степанова. В беседе спикер рассказал о том, что такое талант, как его можно развивать и какие таланты будут особенно востребованы в эпоху цифровой революции.
– На Ваш взгляд, что такое талант?
– Талант – это совокупность очень важных составляющих, которые включают в себя некоторые биологические задатки, личностные свойства человека, связанные с его характером, системой ценностей, индивидуальным путем развития и становления. Безусловно, это еще и совмещение некоторых объективных обстоятельств, связанных с особенностями времени и культуры, в которых воспитывается человек. Сплав этих всех составляющих создает для человека особенные возможности и позволяет ему решать уникальные задачи наилучшим способом.
– Может ли человек повлиять на появление и развитие своего таланта?
– Да, безусловно. Такой подход, взгляд на талант является сейчас одним из ключевых и основных. Раньше считалось, что талант – это нечто врожденное, а сейчас понимается, что талант – это сложение очень многих даров, данных человеку природой, обществом, родителями и образованием. Талант развивается собственными усилиями человека, которые он прилагает для достижения неординарных результатов и сверхцелей в своей жизни. Если человек сам не является модератором своей судьбы и возможностей, то он может зарыть в землю свой якобы «врожденный» талант. Человеку даруются возможности, а талант формируется в том числе усилиями самого человека.
– Возможен ли успех без таланта?
– Если под успехом понимаются материальные блага, которые человек получает в своей жизни, они могут быть достижимы и без таланта, быть случайными и временными. А если мы под успехом понимаем воплощение в жизнь своей мечты, своей миссии, чтобы человек мог сказать себе: «Да, я прожил замечательную жизнь, воплотил то, чего я хотел», то при таком понимании успеха талант обязателен.
– Как наставник может повлиять на раскрытие таланта ребенка?
– Есть бесчисленные таланты и разные наставники. Наставником может быть и конкретный человек, и некий идеальный герой, которого человек себе выбирает и на которого ориентируется. Наставником может быть и ситуация неуспеха. Известно много случаев, когда личный крах стал для человека мощным стимулом, он извлек из него уроки и стал сильным, способным и талантливым. Если человек смог превозмочь себя и сделал то, что считал для себя невозможным, значит, он состоялся как человек. Есть очень красивый фильм «Движение вверх». В нем тренер ставит перед командой задачу, которую все считают невозможной. Однако это побуждает их совершать невероятные вещи, как в спорте, так и в обычной жизни. Есть интересная мысль Шалвы Александровича Амонашвили, основателя концепции гуманной педагогики. Он сказал: «Никто для нас не друг, никто для нас не враг, но каждый встречный для нас учитель».
– Вы отметили, что внешняя среда тоже влияет на развитие таланта у человека. Как современная ситуация влияет на развитие талантов молодежи?
– В истории были периоды, которые явили миру очень мощную плеяду гениев, предопределивших во многом судьбу человечества и траекторию дальнейшего развития цивилизации, культуры. При особых условиях, которые создаются разными обстоятельствами, среда выталкивает на поверхность гениев. Что современная молодежь может использовать в качестве такого трамплина? Сейчас наступает очень важное и интересное время. Мы на пороге всеобщей роботизации и создания искусственного интеллекта, которая будет конкурировать с человеком. Масса рутинных профессий будут выброшены из рынка труда. Большую часть востребованных профессий составят профессии творческого характера. В сфере творчества человек пока более конкурентоспособен, чем создаваемые им механизмы. Время потребует активное развитие творческого потенциала.
– Как Вы оцениваете деятельность Университета Талантов и работу Молодежной школы талантов?
– Я принимаю участие в Молодежной школе талантов не один раз. Замысел Университета Талантов для меня был изначально интересен, и я включаюсь в события, которые он проводит, с большим желанием. В Университете Талантов происходит межпоколенческое сотрудничество. В условиях традиционной школы или вуза такое сотрудничество в большом дефиците. Студенты, преподаватели, руководство довольно слабо взаимодействуют и не обогащают друг друга. Для раскрытия и развития творческого таланта нужна среда общения между людьми, которые уже сформировали и реализовали свои таланты, и теми, кто только вступает на порог жизни. В таких условиях у молодежи есть возможность включиться в процесс поиска, создания и обретения своего таланта.
Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов