16 марта в Казани подвели итоги регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018». Победителем республиканского тура стал учитель физики татарской гимназии № 1 им. Г. Тукая Вахитовского района г. Казани Радик Хабиров. В сентябре он представит республику на всероссийском уровне. Мы поговорили с Учителем года Татарстана о том, что помогло ему победить в конкурсе, как работать с талантливыми школьниками и для чего ученикам нужен наставник.
– Расскажите о конкурсе «Учитель года России – 2018»?
Осенью прошлого года внутри нашей гимназии меня выбрали для участия в районном туре «Учитель года России – 2018». На первом этапе участников оценивали по эссе и личному сайту, где педагог взаимодействует с учениками, с их родителями и делится наработками с коллегами. Второй – очный этап – состоял из 5 заданий: проведение методического семинара, урока, мастер-класса для коллег-преподавателей, создание и защита образовательного проекта и участие в круглом столе. В городском и республиканском турах формат заданий оставался таким же, но менялись темы и команда. До последнего задания – круглого стола в республиканском туре дошли 10 человек. Тему нам сообщили за 10–20 минут до начала круглого стола. Обсуждение проходило в формате дебатов. Модератором дискуссии стал министр образования Республики Татарстан Бурганов Рафис Тимерханович.
– Как считаете, что Вам помогло победить в конкурсе?
Моя победа – это результат командной деятельности талантливых специалистов. На протяжении всего конкурса мне помогала администрация нашей школы, завуч и учителя. По мере того, как уровень конкурса рос, в нашу команду присоединились специалисты из Управления образования по Вахитовскому и Приволжскому районам г. Казани и Методического объединения г. Казани. Специалисты давали дельные советы, подбадривали, делились опытом в плане методик и техник преподавания. Думаю, что победить помогло старание, желание и способность правильно использовать советы моих коллег.
– Какой опыт Вы получили от участия в конкурсе?
Это событие собрало вокруг меня специалистов, которые оценили мои профессиональные качества и указали на недостатки в положительном ключе, помогли раскрыть сильные стороны. Возможность поработать с командой профессионалов дается не всем. Я получил бесценный опыт работы в команде, расширил кругозор в системе образования и получил новые знакомства со всего города и республики.
– Почему Вы выбрали профессию учителя? Кто повлиял на Ваш выбор?
Я благодарен своим учителям за харизматичность и глубокие знания. У меня с детства была симпатия к профессии учителя. Я получил начальное образование в школе д. Тайсуганово Альметьевского района. В старших классах учился в лицее № 1 г. Альметьевск. Я хотел себя и в сфере строительства попробовать, и наукой заниматься, и языки изучать. В итоге поступил в Казанский государственный строительный университет на специальность инженера-проектировщика. Во время прохождения практики понял, что инженерия и проектирование зданий – это не совсем то, чем я хотел заниматься. Мною двигало желание быть полезным для общества, творить, созидать, и я решил стать учителем. Окончив строительный вуз, я прошел переквалификацию в Казанском федеральном университете, и с тех пор уже шестой год преподаю физику в школе. Каждое утверждение, закон, явление в физике можно проверить на практике. Это помогает раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал детей. Сейчас я пишу диссертацию в аспирантуре факультета нанотехнологий Казанского технологического университета. Как шутят родители, днем я учитель, вечером – ученик.
– Насколько важна роль наставника в судьбе школьника?
Совет наставника-профессионала помогает ребенку посмотреть на себя со стороны. Учитель играет особенно важную роль для ребенка при выборе профессии. В школе мне очень нравились уроки английского языка. Наш учитель по английскому был харизматичным человеком, вел уроки принципиально только на английском, и у меня появилась симпатия к языку. После окончания школы я хотел обучаться в сфере туризма и изучать языки. Разговор с учителем математики нашего лицея поменял мои взгляды. Он сказал: «У тебя хорошо получаются точные науки, языки – это не твоя стезя». Я задумался и в 11 классе сдал экзамен по физике. Сейчас я доволен тем, что получил техническое образование.
– Как Вы находите общий язык с учениками?
Мой главный секрет – открытое и искреннее общение с детьми. Для меня важно объяснять ученикам не только законы физики и давать формулы, а показать применение этих правил в жизни, связать новые знания с другими предметами и помогать ученикам создать целостную картину мира. Интеллектуальные знания – это инструмент, который может приносить разные результаты в зависимости от того, с каким намерением его использовать. Ребенку недостаточно давать только знания, нужно еще и дать инструкции, объяснить, как эти знания использовать и затрагивать воспитательные аспекты. Я стараюсь проводить занятия таким образом, чтобы было интересно и гуманитариям, и технарям: подбираю разноуровневые задачи, провожу эксперименты, дебаты, вдохновляю создавать проекты. Когда ученик применяет теоретические знания на практике, знания остаются надолго.
– Как работаете с талантливыми детьми?
В нашей гимназии в начале каждого учебного года создается банк одаренных детей. С учетом интересов ребенка, мнений учителя и родителей мы определяем, какие кружки и дополнительные занятия ребенок может посещать. Я веду кружки по робототехнике и 3D-моделированию. Начиная с 7 класса, ученики нашей гимназии могут ходить на эти занятия. Для меня важно увидеть прогресс у детей, которые ходят на мои кружки, поэтому я стараюсь научить их сравнивать себя с самим собой, а не с другими. В этом случае будет положительная динамика.
Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов