DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Учитель года Татарстана Радик Хабиров: «Я стараюсь научить школьников сравнивать себя с  собой, а не с другими»

Учитель года Татарстана Радик Хабиров: «Я стараюсь научить школьников сравнивать себя с собой, а не с другими»

16 марта в Казани подвели итоги регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018». Победителем республиканского тура стал учитель физики татарской гимназии № 1 им. Г. Тукая Вахитовского района г. Казани Радик Хабиров. В сентябре он представит республику на всероссийском уровне. Мы поговорили с Учителем года Татарстана о том, что помогло ему победить в конкурсе, как работать с талантливыми школьниками и для чего ученикам нужен наставник.

– Расскажите о конкурсе «Учитель года России – 2018»?

Осенью прошлого года внутри нашей гимназии меня выбрали для участия в районном туре «Учитель года России – 2018». На первом этапе участников оценивали по эссе и личному сайту, где педагог взаимодействует с учениками, с их родителями и делится наработками с коллегами. Второй – очный этап – состоял из 5 заданий: проведение методического семинара, урока, мастер-класса для коллег-преподавателей, создание и защита образовательного проекта и участие в круглом столе. В городском и республиканском турах формат заданий оставался таким же, но менялись темы и команда. До последнего задания – круглого стола в республиканском туре дошли 10 человек.  Тему нам сообщили за 10–20 минут до начала круглого стола. Обсуждение проходило в формате дебатов. Модератором дискуссии стал министр образования Республики Татарстан Бурганов Рафис Тимерханович.

– Как считаете, что  Вам помогло победить в конкурсе?

Моя победа – это результат командной деятельности талантливых специалистов. На протяжении всего конкурса мне помогала администрация нашей школы, завуч и учителя. По мере того, как уровень конкурса рос, в нашу команду присоединились специалисты из Управления образования по Вахитовскому и Приволжскому районам г. Казани и Методического объединения г. Казани. Специалисты давали дельные советы, подбадривали, делились опытом в плане методик и техник преподавания. Думаю, что победить помогло старание, желание и способность правильно использовать советы моих коллег.

– Какой опыт Вы получили от участия в конкурсе?

Это событие собрало вокруг меня специалистов, которые оценили мои профессиональные качества и указали на недостатки в положительном ключе, помогли раскрыть сильные стороны. Возможность поработать с командой профессионалов дается не всем. Я получил бесценный опыт работы в команде, расширил кругозор в системе образования и получил новые знакомства со всего города и республики.

– Почему Вы выбрали профессию учителя? Кто повлиял на Ваш выбор?

Я благодарен своим учителям за харизматичность и глубокие знания. У меня с детства была симпатия к профессии учителя. Я получил начальное образование в школе д. Тайсуганово Альметьевского района. В старших классах учился в лицее № 1 г. Альметьевск. Я хотел себя и в сфере строительства попробовать, и наукой заниматься, и языки изучать. В итоге поступил в Казанский государственный строительный университет на специальность инженера-проектировщика. Во время прохождения практики понял, что инженерия и проектирование зданий – это не совсем то, чем я хотел заниматься. Мною двигало желание быть полезным для общества, творить, созидать, и я решил стать учителем. Окончив строительный вуз, я прошел переквалификацию в Казанском федеральном университете, и с тех пор уже шестой год преподаю физику в школе. Каждое утверждение, закон, явление в физике можно проверить на практике. Это помогает раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал детей. Сейчас я пишу диссертацию в аспирантуре факультета нанотехнологий Казанского технологического университета. Как шутят родители, днем я  учитель, вечером – ученик.

– Насколько важна роль наставника в судьбе школьника?

Совет наставника-профессионала помогает ребенку посмотреть на себя со стороны. Учитель играет особенно важную роль для ребенка при выборе профессии. В школе мне очень нравились уроки английского языка. Наш учитель по английскому был харизматичным человеком, вел уроки принципиально только на английском, и у меня появилась симпатия к языку. После окончания школы я хотел обучаться в сфере туризма и изучать языки. Разговор с учителем математики нашего лицея поменял мои взгляды. Он сказал: «У тебя хорошо получаются точные науки, языки – это не твоя стезя». Я задумался и в 11 классе сдал экзамен по физике. Сейчас я доволен тем, что получил техническое образование.

Как Вы находите общий язык с учениками?

Мой главный секрет – открытое и искреннее общение с детьми. Для меня важно объяснять ученикам не только законы физики и давать формулы, а показать применение этих правил в жизни, связать новые знания с другими предметами и помогать ученикам создать целостную картину мира. Интеллектуальные знания – это инструмент, который может приносить разные результаты в зависимости от того, с каким намерением его использовать. Ребенку недостаточно давать только знания, нужно еще и дать инструкции, объяснить, как эти знания использовать и затрагивать воспитательные аспекты. Я стараюсь проводить занятия таким образом, чтобы было интересно и гуманитариям, и технарям: подбираю разноуровневые задачи, провожу эксперименты, дебаты, вдохновляю создавать проекты. Когда ученик применяет теоретические знания на практике, знания остаются надолго.

– Как работаете с талантливыми детьми?

В нашей гимназии в начале каждого учебного года создается банк одаренных детей. С учетом интересов ребенка, мнений учителя и родителей мы определяем, какие кружки и дополнительные занятия ребенок может посещать. Я веду кружки по робототехнике и 3D-моделированию. Начиная с 7 класса, ученики нашей гимназии могут ходить на эти занятия. Для меня важно увидеть прогресс у детей, которые ходят на мои кружки, поэтому я стараюсь научить их сравнивать себя с самим собой, а не с другими. В этом случае будет положительная динамика.

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов