DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Как технологические тренды уходящего года повлияют на судьбу одаренной молодежи?

Как технологические тренды уходящего года повлияют на судьбу одаренной молодежи?

Технологии, приближающие человечество к четвертой промышленной революции, которая радикально изменит повседневный быт людей, в этом году развивались особенно активно. Яркий и доступный пример этого — способ оплаты товаров и услуг: еще недавно мы расплачивались наличными деньгами, сегодня — одним взглядом на экран смартфона. Face ID показывает две тенденции. С одной стороны, технологии стали очень мощными, с другой — они сильно упрощают жизнь людей и становятся ее привычной частью. Все это говорит о приближении четвертой технологической революции.

Значит ли, что искусственный интеллект и роботы потеснят человеческий труд и знакомые профессии? Молодое поколение уже сейчас должно понимать, что их ждет после окончания учебы в вузе или ссузе и как составить конкуренцию автоматизированным системам через 5, 10, 15 лет.

Площадкой для обсуждения роли человека в условиях цифровой экономики стал IV республиканский форум «Открытие талантов», который прошел с 13-го по 14 декабря в Германо-российском институте новых технологий (ГРИНТ) КНИТУ-КАИ. Участниками стали более 400 участников из всех районов республики: молодежь с достижениями в спорте, науке, культуре и искусстве, социальном творчестве, технике и предпринимательстве, наставники, федеральные и республиканские эксперты в сфере работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью, соотечественники — студенты и молодые специалисты родом из Татарстана, проживающие в других регионах России и странах, сотрудники компаний и предприятий, а также представители субъектов, руководители объектов инфраструктуры выявления, развития и поддержки одаренной и талантливой молодежи.

Собравшиеся эксперты обсудили, как технологические тренды повлияют на будущее образования, и как молодежи адаптироваться к изменениям. По мнению эксперта Университета Талантов, бизнес-тренера, руководителя российской интеллектуальной конференции INRU Александры Бобрецовой, страх общества перед технологическими трендами напрасен. На примере внедрения новых технологий становится очевидно, что промышленная революция органично встроится в образ жизни людей. Поэтому экономика, политика и образование постепенно адаптирует новшества — например, на смену лекциям придут онлайн-курсы и видео, доступные в любое время.

Одна из самых нашумевших технологий этого года — блокчейн — может навсегда изменить бюрократическую машину, сделав прозрачными операции с документами. Честность документооборота будет обеспечена хранением данных на нескольких компьютерах пользователей, доступных каждому участнику процесса. Блокчейн, на мой взгляд, неизбежно улучшит жизнь общества, освободив людей от рутинной работы, — заявил руководитель центра компетенций блокчейн Университета Иннополис Рустам Давлетбаев.

Тренды на информационные технологии ставят вопрос перед сферой образования: как помочь всем молодым людям приобрести IT-компетенции? Оригинальный ответ предложил футуролог Данила Медведев. Он рассказал об эксперименте профессора Индийского технического института в Дели Шугаты Митры. Тот сделал отверстие в стене своего института напротив трущоб и поместил туда компьютер так, чтобы местные дети смогли свободно им пользоваться. Результат превзошел ожидания — молодежь быстро овладела компьютером без помощи учителей.

— Этот эксперимент говорит о том, что не нужно мешать детям осваивать гаджеты. Наоборот, нужно поощрять их и помогать, когда они сами этого просят, — считает Данила Медведев.

Пообщаться с участниками форума приехали и представители власти республики — и.о. заместителя Премьер-министра Татарстана — министра образования и науки Татарстана Рафис Тимерханович Бурганов и председатель Правления Университета Талантов, заместитель руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан — руководитель Департамента внутренней политики Президента РТ Александр Михайлович Терентьев. Они встретились с соотечественниками — молодыми специалистами, родившимися в Татарстане, но переехавшими в другие регионы России или страны. Цель этой встречи — не вернуть соотечественников в Татарстан, а понять, как выходцы из республики развиваются за пределами родного края и что они могут предложить для улучшения имиджа республики. По мнению Александра Терентьева, соотечественники оставляют хорошее впечатление о Татарстане, успешно работая и вне республики. Этот факт позитивно сказывается на имидже Татарстана.

На других площадках форума молодые люди определились с профессией, которую они хотят получить. В этом им помогла координатор программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Аделя Ахметова. Вместе с наставниками они составили индивидуальные планы развития и личные чек-листы достижений. После тренингов молодые люди участвовали в хакатоне, где решали задачи (кейсы) республиканских предприятий — Казанского химического научно-исследовательского института (КАЗХимНИИ), Казанского вертолетного завода, Татнефти, Татпрофа, КМПО, КЭТЗ и других.

На форуме подвели итоги всероссийской «Олимпиады наставников». Лучшие наставнические проекты представили в финале, а их авторы получили дипломы и подарки. Финалисты получат возможность отправиться в следующем году на образовательную стажировку (бенчмаркинг-тур) для обмена опытом работы с одаренными детьми.

Абсолютным победителем стала наставник из Зеленодольска — Резеда Багатова

1 место  — проект коллектива наставников из Арска: Риммы Ибрагимовой, Алмаза Ибрагимова, Миляушы Шакировой

2 место —  проект Анастасии Хан (Казань) и Венеры Зариповой (Набережные Челны),

3 место — проект Елены Бредневой (Москва) и коллектива наставников из Иннополиса:  Ксении Котниковой, Дмитрия Шакирзянова и Марины Зайцевой

4 место — проект Анны Прокопьевой (Набережные Челны) и Александры Карташовой (Казань)

Завершением форума стал технобал для студентов и наставников Университета Талантов, на котором студенты прошли торжественное посвящение и получили зачетные книжки.

Главной темой прошедшего форума стали технологические тренды и изменения, которые они привнесут в повседневную жизнь людей. Эксперты поделились передовыми исследованиями в развитии человеческого капитала, победители и призеры олимпиад, конкурсов прошли обучение по созданию индивидуальных планов развития, а наставники прошли сертификацию.


Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов