В прошлом году в Набережных Челнах на базе педагогического университета началось обучение по новой программе магистратуры в сфере talent management. Среди ее преподавателей — доктора и кандидаты наук, профессоры, специалисты научно-исследовательских центров и другие республиканские и федеральные эксперты в сфере работы с одаренными детьми и молодежью. Обучение проходит дистанционно, студенты регулярно применяют свои знания на практике и пробуют разные техники работы с молодежью. Университет Талантов поговорил с координатором программы индивидуальной продюсерской поддержки «HiPo-акселератор» Аделей Ахметовой о первых магистрантах, их мотивации, принципах учебного процесса и личных ожиданиях от программы.
— Как Вы узнали о магистратуре?
В 2016 году я работала в Казанском открытом университете талантов 2.0 и училась на 4 курсе Института управления, экономики и финансов КФУ. Задумываясь о продолжении учебы, я понимала, что хочу работать с талантливой молодежью. Мне нравилась эта сфера и работа с нестандартными проектами. Тогда же Университет Талантов запустил специализированную магистерскую программу в партнерстве с Набережночелнинским государственным педагогическим университетом. Ведь потребность в новых специалистах, которые могут мыслить и работать на стыке менеджмента, педагогики и управления проектами растет с каждым днем. Когда я узнала об этой магистратуре, подумала: «Кажется, я знаю, куда пойду учиться».
— Как проходит обучение?
Форма обучения очно-заочная, длительность — 2 года и 6 месяцев. Студенты учатся дистанционно: лекции читают онлайн, семинары тоже проходят через интернет, — все происходит как на реальной паре. Важный принцип магистратуры — самостоятельность. Тебе дают направление, но ты должен самостоятельно максимально полно переработать и освоить материал. И, конечно, же ты несешь непосредственную ответственность за результат своей работы. В рамках госпрограммы для магистров предусмотрен целый цикл научных публичных событий. Одни из них — открытые вебинары по различным темам в сфере управления талантами от членов Временного научно-исследовательского коллектива. В рамках госпрограммы в 2015 году в Татарстане было создано 22 научных коллектива. Они занимались разработкой отдельных тем в сфере управления талантами. Например, трендхантингом, системой оценки прорывных компетенций и потенциала молодежи, «Золотым стандартом развития ребенка» и т.д.
Учеба в магистратуре основана на индивидуальном плане развития. Магистрант совместно с научным руководителем определяет тему диссертации и формирует график работы над ней. Мы получаем знания на стыке менеджмента и педагогики, что позволяет осваивать изучаемый материал с точки зрения исследователя, наставника и управляющего проектами. У нас есть возможность напрямую узнавать про исследования и результаты, задавать вопросы экспертам. Это очень ценно.
В магистратуре мы осваиваем 10 компетенций наставника 2.0, которые заложены в госпрограмме: модератор, фасилитатор, тренер прорывных компетенций, наставник проектного творчества, наставник инженерного творчества, наставник предпринимательского творчества, организатор публичных выступлений, продюсер, карьерный навигатор, наставник родительского образования .
Уникальность магистратуры в том, что студенты проявляют себя в 3-х разных сферах. Мы исследуем — изучаем сферу управления талантами, пишем научные работы, которые научно обосновываем и доказываем; публикуем статьи. Наши исследования должны быть практическими, чтобы их можно было внедрить в Татарстане. Это очень интересно: кто-то занимается темой тренингов, кто-то — наставничеством, а я исследую тему поддержки талантливой молодежи.
Вторая сфера — наставничество. Наша прямая задача — пробовать технологии и методы по работе с талантливой молодежью. Например, после вебинара мы должны собрать мини-группу и на ней попробовать методики работы, выступить наставниками и на практике овладеть всеми необходимыми компетенциями. После этого мы пишем аналитические отчеты. Третья важная часть — это управление проектами. Нужно уметь переходить от идеи к реализации, управлять своим проектом. Всему этому мы учимся.
— Что будет, когда вы закончите магистратуру?
Мы получим дипломы государственного образца Набережночелнинского государственного педагогического университета по направлению «Педагогика», специализации «Управление талантами». Университет Талантов приглашает всех магистрантов продолжить дальнейшую работу в рамках госпрограммы.
Если говорить о перспективах, то этот профиль подготовки позволяет работать в образовательных организациях, госучреждениях, центрах по работе с одаренными детьми, вести научную деятельность, обеспечивая эффективный процесс работы с талантливой молодежью.
— Почему стоит идти в магистратуру «Управление талантами»?
Сюда стоит идти за знаниями, которые в России больше нигде не получить. Структура обучения позволяет заниматься не только педагогикой или менеджментом: она позволяет все это соединить и интегрировать. Все, кто заинтересован в эффективной работе с талантливой молодежью, конечно, не пожалеют. Второе преимущество — здесь сразу же можно применить полученные знания на практике. Третье достоинство — перспективы, ведь Университет Талантов с радостью поддержит тех, кто готов активно работать в этой сфере.
— Сколько Вы уже проучились?
Первые полгода. Мы — первый набор, первые ласточки магистратуры. Оттого чувствуется высокая степень ответственности. У нас начинается этап активного исследования, проба сил в научной деятельности. Впереди много работы и большие горизонты, и я думаю, что все получится.
Эльсинора Габдуллина,
Медиа Лаборатория Университета Талантов