Конец мая — время, когда выпускникам школ пора задуматься о будущем. Кто-то пока в раздумьях, куда поступить и кем стать в будущем. Другие выпускники знают, что хотят стать программистами, ветеринарами или экологами, но не подозревают, что при приеме на работу и карьерном росте лишь профессиональных навыков будет недостаточно. Современному молодому человеку, чтобы стать успешным, необходимо иметь лидерские качества и уметь работать в команде.
26 мая в Лаишевском районе Татарстана Казанский открытый Университет Талантов 2.0 провел квест Talent Business Weekend, который дал школьникам представление о пяти шагах на пути к трудоустройству, созданию собственного дела и профессиональному развитию. «Шаги» — своеобразная пятиконечная звезда, каждый луч которой обозначает сферу развития и соответствующую тренинговую площадку.
«Луч Soft skills» включает навыки, важные для 85% работодателей — так считают ученые Гарвардского университета. По мнению эксперта, тренера «прорывных» компетенций проекта «Тренинг-класс» Альфинур Латыповой, такая оценка исследователей не случайна: “мягкие навыки” характеризуют перспективность человека. «Луч Soft skills» включает пять прорывных компетенций: когнитивность, отвечающую за сбор и анализ большого количества информации; открытость и предприимчивость, позволяющие сохранять работнику или предпринимателю активность и желание предлагать новые идеи; командность, характеризующую способность эффективно работать в группе; видение и лидерство — комбинацию из навыков предугадывания возможных ситуаций и принятия ответственных решений для группы; управление проектом под результат, где любое начатое дело будет доводится до конца с позитивными эффектами для себя или работодателя.
О «Луче Hard skills» рассказала тренер «прорывных» компетенций Наталия Баталова. По ее словам, именно эти навыки характеризуют профессию, которую может выбрать выпускник школы или вуза. Найти в себе склонности к тому или иному виду труда поможет диаграмма Эйлера — геометрическая схема, визуально отображающая пересечение трех множеств: то, что человек делает хорошо, что ему нравится делать и что может приносить доход. Используя эту диаграмму, можно организовать собственное предприятие или найти профессию по душе.
Чтобы расширить представления о работе будущего, тренер напомнила собравшимся об «Атласе новых профессий», созданном специалистами Агентства стратегических инициатив и Московской школой «Сколково». Собранные данные показали, что к 2030 году 57 привычных профессий вроде нотариуса или экскурсовода могут полностью исчезнуть или существенно измениться. Вместо них появятся 186 других специальностей, главные особенности которых — работа с новыми материалами и управление автоматизированными системами.
В то же время будущее пока остается неопределенным, и выпускники вынуждены ориентироваться на опыт трудоустройства, который существует здесь и сейчас. В этом участникам квеста помогла координатор проекта «Тренинг-класс» Диана Валиуллина, ответственная за площадку «Луч опыта». Она развеяла миф о том, что настоящий опыт человек получает только после окончания вуза: еще со школьной скамьи учащиеся развивают навыки общения, которые затем будут использоваться при трудоустройстве.
Испытать себя на практике учащиеся смогли сразу же, ведь их ждали представители крупных республиканских компаний. Директор по развитию птицефабрики Yaratelle филиала ООО «Птицеводческий комплекс „Ак Барс”» Эдуард Ризаев рассказал участникам квеста, что автоматизация, которую пророчили ученые Сколково, доходит до районных предприятий. Вместо привычных упаковщиков появляются операторы, следящие за процессом сбора продукции и проверяющие ее целостность перед отправкой в магазины.
О работе стюардов и стюардесс рассказала представитель Школы бортпроводников Марина Одинцова. По словам работодателя, бортпроводником может стать выпускник школы или вуза со средним уровнем владения английского. После четырех месяцев обучения стюарды могут трудоустроиться в местные, российские и зарубежные авиакомпании.
Связи играют большую роль при трудоустройстве, поскольку большинство хороших вакансий можно найти только по знакомству. Поэтому на площадке «Луч связей и нетворкинга» тренер «прорывных» компетенций Гульнара Шамсутдинова показала на примере деловой игры, почему важно учитывать интересы других членов группы. Собравшимся дали одну нить, которую каждый член команды тянул на себя. В один момент она порвалась, что символизировало разрыв отношений в группе, где каждый действовал в одиночку.
— Работая в команде или общаясь с ближним окружением, нельзя быть эгоистом. В противном случае вы лишаете себя полезных связей, которые могут помочь вам при трудоустройстве, — отметила тренер.
Завершающей площадкой квеста стал «Луч достижений». Координатор проекта «Профессиональные пробы» Алина Назмутдинова поинтересовалась у аудитории, какие факторы мешают достичь успеха в учебе, спорте или в карьере. Большинство из них — лень, потеря навыков или отсутствие мотивации, зависят от уровня самодисциплины человека. Работая над собой, человек может повысить продуктивность своей работы и достичь новых профессиональных высот.
После квеста Talent Business Weekend участники поделились своими мнениями о прошедшем событии, а также о планах на учебу и карьеру.
— Среди представленных площадок мне понравился «Луч опыта». Здесь на примере бортпроводников и возможности трудоустройства в зарубежные авиакомпании, я вновь убедилась в значении иностранных языков. В то же время я уже определилась с будущей специализацией — буду поступать на переводчика в Институт международных отношений, истории и востоковедения КФУ. Также я давно занимаюсь танцами, и надеюсь, что после переезда зарубеж смогу стать тренером для иностранных детей. В этом мне поможет компетенция «видение и лидерство», поскольку без навыков руководителя я не смогу управлять танцевальной школой, — поделилась ученица восьмого класса Габишевской среднеобразовательной школы Ангелина Шуева.
— Площадка «Луч Hard skills» показалась мне самой полезной. Я узнал, какие навыки могут мне пригодиться в работе. Я занимаюсь академической греблей на протяжении четырех лет, за это время я становился чемпионом Татарстана и занимал четвертое место на соревнованиях по России. Подняв уровень своего физического развития и закалив характер, я планирую поступить в Казанское танковое училище. Профессия военного в последние годы вновь стала востребована, а возможные риски попасть в «горячую точку» меня не пугают, — рассказал ученик десятого класса Габишевской среднеобразовательной школы Алексей Айдаров.
Александр Токарев
Медиа лаборатория Университета Талантов