31 марта в стенах Казанского государственного аграрного университета – партнера Университета Талантов, начала свою работу Всероссийская научно-практическая конференция «Золотой стандарт развития ребенка 2.0». В рамках реализации государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 — 2020 годы» участники конференции - члены Научно-экспертного совета (НЭС) госпрограммы и Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) Университета Талантов обсудили цели и задачи в сфере управления и развития талантов, подвели итоги проведенной работы и обозначили дальнейшие планы в своей деятельности.
Научно-экспертный совет (НЭС) - орган общественно-профессиональной экспертизы Университета Талантов и госпрограммы, который включает в себя ведущих экспертов, ученых, руководителей, грантодателей, технологов, наставников и многих других представителей сфер общества, неравнодушных к развитию талантливой молодежи.
Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) призван обеспечить миссию ретрансляции лучших знаний, данных, методик, технологий, систем оценки, значимых для развития среды, доброжелательной к ребенку и его талантам в системе развития и интеграции одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан.
Основным вопросом для обсуждения на конференции стал «Золотой стандарт». Что это и для кого это нужно? На эти важные вопросы ответила в своем выступлении Лилия Иликова, координатор «Лаборатории публичной социологии» Университета Талантов:
«Золотой стандарт» — это стандарт, применимый для всех и создающий условия для развития молодежи».
При работе с одаренными детьми следует понимать, что важнее: талант или одаренность? Одаренность, по словам Лилии Иликовой, - это способность достигать целей, а талант - высокий потенциал достижения целей:
«Если не развиваться дальше, то ребенок останется просто одаренным, в то время как он способен стать талантливым. У талантливого ребенка в тесной взаимосвязи должны находиться интеллект, мотивация и креативность - то, что другими словами называют «мягкими компетенциями» (Soft skills)».
Создавая стандарты, необходимо помнить о том, что талант ребенка многогранен. Согласно исследованиям иностранных программ развития талантов, детям нужно, чтобы их заметили, поняли, научили и бросили им вызов. На основе этих программ с учетом особенностей молодежи нашей республики формируется «Золотой стандарт».
Основой для его формирования станут:
— диагностика и оценка потенциала;
— индивидуальный план обучения;
— внеучебная активность для формирования среды.
Компонентами «Золотого стандарта» участники конференции выделили следующие:
— Наставничество на протяжении жизни;
— Индивидуальная скорость и движение в развитии;
— Лонгитюдное исследование программ;
— Широкое освещение в медиа.
По итогам конференции участники озвучили свои предложения, возникшие в ходе работы, которые легли в основу Резолюции для дальнейшей реализации госпрограммы. Так, например, было внесено предложение о формировании методологии в сфере управления талантами и создании механизмов интеграции молодежи в социально-экономическую жизнь республики.
Разина Нигматуллина, доктор биологических наук, профессор и руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов рассказала, почему подобный формат встреч экспертов, занимающихся исследовательскими работами в сфере управления талантами, актуален и важен:
«Темы, которые сегодня обсуждались на конференции, были комплексными. В наше время нам необходимо сформировать общее видение работы с талантливой молодежью и понять, что мы можем ей предложить».
— Какой совет Вы могли бы дать родителям?
Сейчас очень многие родители стараются, чтобы их ребенок побеждал во всех олимпиадах и конкурсах, чтобы он без проблем поступил в вуз. Я не уверена, что это правильно. Надо изменить свое отношение, помнить о том, что не талантливых детей нет: они все талантливые. У любого ребенка есть определенные задатки, поэтому нужно создать условия, в которых это все проявится и ребенок поймет, что у него все получается. Родители не только должны давать ребенку как можно больше выбора пробовать себя в различных ситуациях, но и сами обучаться родительскому образованию – то есть, как быть родителем-наставником для своего ребенка.
— Как достичь максимальной эффективности поддержки молодежи?
Талантливый ребенок должен быть уверен, что он здесь нужен: он должен получить не только образование, но и хорошую, интересную, оплачиваемую работу, комфортные условия для жизни. Чаще всего молодые люди уезжают, потому что не могут реализовать себя в той сфере, в которой у них есть талант. Это большая и сложная задача, над решением которой мы работаем в Университете Талантов.
— Что планируется для поддержки и развития талантов в республике?
В Татарстане сейчас формируется Реестр конкурсных мероприятий, победители и призеры которого войдут в базу одаренных детей и талантливой молодежи Республики. Это не только предметные олимпиады, это и проектные олимпиады, и мероприятия из области культуры и спорта, других сфер. То есть то, что сейчас официально не признается как достижения. Дети, которые будут победителями и призерами мероприятий из Реестра, смогут стать студентами Университета Талантов и пройти обучение по индивидуальному плану развития. То есть они могут рассчитывать на все меры поддержки со стороны государства и на свое дальнейшее сопровождение в социально-экономическую жизнь республики. Это то, что сейчас очень важно, и мы этим занимаемся в первую очередь.
Гульназ Хайруллина,
Пресс-центр Университета Талантов
Фотографии с конференции доступны в официальной группе Университета Талантов ВКонтакте.