Каждый ребенок - исследователь, и чтобы заинтересовать юные таланты, необходимо с раннего детства поддерживать тех, кто занимается наукой. Лаборатория «Естественно, наука!» на постоянной основе проводит «научные битвы» для школьников, на которых ребята доступным языком рассказывают о своих научных исследованиях, демонстрируют эксперименты, научные разработки.
Очередное такое мероприятия состоялось 11 марта в музее естественной истории Татарстана. Участниками битвы стали школьники с 1 по 11 класс. По итогам конкурса трое финалистов получили право пройти в республиканский этап конкурса «Чемпионат научных состязаний» Университета Талантов.
Руководитель лаборатории «Естественно, наука!» Татьяна Кимерал рассказала, как создавался проект, и почему важно поддерживать интерес детей к науке.
– Как возникла идея создания лаборатории «Естественно, наука!»?
Как и большинство новых проектов, наш возник в результате встречи единомышленников. К тому моменту я познакомилась с работой нескольких похожих проектов, работающих в России и Европе. Меня увлекла идея социально ориентированного бизнеса в области edutainment, то есть организующего обучающий и развивающий досуг. Как раз в это времяМузей естественной истории Татарстана искал партнера для реализации интерактивных программ. Так и возникла «Естественно, наука!» — наше название отсылает одновременно к музею естествознания и естественным наукам вообще. Четыре года назад мы начали с простого формата детского научного шоу, а теперь у нас есть еще и краеведческие квесты, и мастер-классы, и научные битвы, и лекторий для взрослых.
– Почему, как Вы считаете, важно поддерживать интерес детей к науке?
Важно вообще поддерживать интерес к науке и повышать ее престиж - без нее невозможен общественный прогресс. Современная наука развивается стремительно, и у нас есть возможность наблюдать за всем этим в режиме реального времени. Нам всем очень повезло: информация доступна, как никогда, практически нет никаких ограничений для саморазвития в любом возрасте. Но часто необходим какой-то толчок, что-то, что поможет осознать и сформулировать свой интерес. Вот тут-то роль активатора может сыграть любой проект наподобие нашего, работающий на популяризацию науки. Кстати, у детей вызвать интерес к науке легче всего, ведь он у них – естественный. Каждый ребенок – исследователь. Пусть не все потом уходят в настоящую, фундаментальную науку, но из любознательных детей получаются любознательные взрослые, которые, в свою очередь, привьют интерес и уважение к науке своим детям.
– Что можно посоветовать детям, которые хотели бы заниматься наукой? С чего следует начинать?
– Выбрать интересную тему и провести свое собственное небольшое научное исследование, собрать информацию. Попробовать применить полученные знания на практике, провести эксперимент. Оформить результаты, например, в форме презентации. И обязательно поучаствовать в каком-нибудь конкурсе или научной битве. Навык публичной презентации своей работы невероятно ценен в наши дни во всех сферах, и наука – не исключение. Кроме того, хотя первые шаги могут быть совсем простыми, возможности, которые они дают – вполне серьезные. Например, дальнейшее участие в проектных конкурсах для поддержки одаренной и талантливой молодежи Университета талантов. Именно туда мы направляем победителей наших научных боев.
Приглашенные гости мероприятия - Александр Фишман, доктор физико-математических наук, профессор КФУ, и Аркадий Курамшин, кандидат химических наук и преподаватель Химического института им. А. М. Бутлерова КФУ, поделились своими впечатлениями о научной битве.
Александр Фишман, доктор физико-математических наук, профессор КФУ:
– Я не первый раз участвую в таких мероприятиях, до этого был членом международного жюри конкурса научных работ школьников стран Юго-Восточной Азии. Работы, которые на этой научной битве заняли первые места, по уровню уже близки к тем работам, которые были на конкурсе научных работ. Если с детьми работать, то можно достичь больших успехов, но самым главным успехом будет являться интеллектуальный рост самого школьника, раскрытие его интереса к творческой и научной деятельности. Я видел, что сегодняшняя научная битва оказала большое влияние на детей, как они старались достойно выступить с научным докладом. Родители рады, что оказались здесь и были свидетелями, как выступали их дети.
- Вспомните себя в возрасте этих участников. Была ли у Вас поддержка в школе, занимались ли так же с Вами учителя?
– Нет, в школе в то время таких возможностей не было, но у нас было большое количество доступной литературы и всевозможных научно-технических кружков в клубах и Дворцах пионеров. Я увлекся астрономией, сам строил телескопы. Потом начал активно посещать астрономический кружок при кафедре астрономии Казанского университета. Школа, в свою очередь, дала мне очень хорошие базовые знания по математике.
– Есть ли смысл школьникам заниматься теми науками, которые они в школе еще не изучали?
– Конечно, есть. Самое интересное для школьника – это ставить различные опыты по физике, химии, биологии в рамках тех возможностей, которые у него есть. Это очень важные элементы начальных научных исследований, которые поддерживают и разжигают интерес ребенка к науке.
Аркадий Курамшин, доцент Химического Института КФУ, кандидат хим. наук, постоянный автор журнала «Химия и жизнь. XXI века», редактор раздела научных новостей портала chemport.ru (2006-2016):
– Мероприятия подобного рода позволяют вовлечь в науку, в научные исследования детей самого разного возраста и, в первую очередь, именно детей, поскольку 1-4 класс – это как раз тот возраст, когда надо интересоваться – почему, что и как происходит, и не просто интересоваться, а пытаться самому это понять. Это самое время, чтобы начать делать какие-то эксперименты своими руками. Изначально это делается не с особым пониманием, но если человеку интересно, то понимание в конечном итоге придет, главное – продолжить занятия.
– Если дать совет участникам, то на что именно следует обратить внимание - на научную составляющую их выступления, либо на ораторское мастерство?
– Одно без другого не бывает. Я студентам всегда говорю, что очень хороший материал можно испортить плохой подачей, и, в то же самое время, какую-то тривиальную вещь можно рассказать так, что будет блестеть. Я не призываю рассказывать на этих научных боях тривиальные вещи, но человек должен знать, что его успех зависит от того, как он представит свою работу. Понятно, что он должен выбрать интересную ему тему, чтобы раскрыться; он должен выбрать тему актуальную, которая интересна не только ему, но и остальным.
– Если сравнить Ваши школьные годы с нынешними школьными годами, в какое время было больше возможностей заниматься наукой?
– Сейчас есть возможность участвовать в таких конкурсах, в мое время этого не было. Также не было тотальной информационной доступности, интернета. Но в мое время были кружки юных химиков и авиамоделистов, научно-популярные лектории, книги из серии «Ученые – детям», чего нет сейчас.
– Если бы у вас в детстве были бы все возможности, которыми обладают участники научных состязаний, на какую тему вы подготовили бы доклад?
– Если бы я был в том возрасте и в том мироощущении, в котором я был тогда, то рассказал бы, как из головастиков вырастают лягушки, при этом сделал бы фотографии. Если бы я внезапно стал учеником 4 класса, но сохранил бы весь свой жизненный опыт и навыки, то, может быть, занялся бы чем-нибудь другим.
Гульназ Хайруллина,
пресс-центр Университета Талантов