16 декабря в рамках III Республиканского Форума «Открытие талантов» с участием татарстанских и федеральных экспертов прошла пленарная сессия на тему: «Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Российской Федерации и в Республике Татарстан».
Спикерами пленарной сессии выступили: первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов, ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, партнер Российской информационной платформы INRU (г. Санкт-Петербург) Олег Чистяков, координатор проекта «5-100» Министерства образования и науки Российской Федерации Лариса Тарадина, кандидат социологических наук, ведущий специалист отдела координации работ Института фонда «Общественное мнение» Мария Озерова, исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов и сопредседатель Научно-экспертного совета госпрограммы Сергей Гиль.
Участники обсудили наиболее проблемные аспекты взаимодействия вузов и работодателей, поделились существующими практиками взращивания высококвалифицированных сотрудников для индустрии, обозначили направления, по которым нужно усилить работу с талантливой молодежью.
Андрей Поминов подчеркнул, что наша республика идет в авангарде развития талантов:
«Республика Татарстан стала новатором по созданию программы, которая интегрирует традиционные и новые формы работы с талантливой молодежью и предлагает инновационные методики и технологии. Это свежий взгляд на работу. Она не простая, но очень интересная и будет приносить много полезного обществу».
Успешный пример привлечения талантливой молодежи и создания для нее привлекательных условий существует в КНИТУ-КАИ им. А.М. Туполева. Год назад был открыт инженерный лицей, где обучаются ребята с 7 по 11 классы, далее они поступают на бакалавриат, магистратуру, получают возможность учиться в ГРИНТЕ в Казани, а затем в партнерском университете в Германии по программе двойного диплома.
Альберт Гильмутдинов заявил:
«В Татарстане много вузов международного уровня. Будучи техническим и инженерным университетом, мы столкнулись с задачей - как правильно растить таланты и какие условия для них создавать. В стенах нашего университета создаются все условия. И мы готовы дальше учиться и обмениваться опытом с коллегами из других регионов».
В свою очередь Лариса Тарадина отметила тот факт, что не у всех университетов есть стимул ориентироваться на потребности работодателя:
«Эффективнее всего такие стимулы могут появиться со стороны одного из регуляторов деятельности университетов. Я бы хотела обозначить два аспекта, которые я считаю важными. Во-первых, мы понимаем, что задача университета – производство и передача знаний не только студентам, но и компаниям: в данном случае университет сможет влиять на требования компании, предъявляемые к выпускникам. Во-вторых, у университетов может возникнуть большой соблазн ориентироваться на потребности крупных работодателей. Таким образом, с учетом задачи импортозамещения и нехватки кадров, важно уделить внимание кадровым потребностям российских и татарстанских компаний. Необходимо сделать так, чтобы талантливая молодежь не следовала моде уезжать работать за пределы республики и России».
Один из способов привлечения талантливой молодёжи в университеты – это создание доброжелательных пространств и событий, считают эксперты. В результате всех предпринимаемых усилий университеты должен усилить свою роль как центра компетенций и инноваций. Важно обратить внимание на такие формы, как, например, летние программы для творческой молодежи, направленные на привлечение ребят из других регионов России.
В качестве одной из проблем современного высшего образования, Сергей Гиль обозначил тот факт, что цель по развитию талантов в университетах не достигается:
«Сегодняшнее положение университетов заключается в том, что у них может быть воля работать на рынок, формируя спрос, и воля создавать профессиональные траектории для каждого студента. Существующая функциональная структура образовательной программы, которая действует в России предполагает, что при наличии данной воли есть возможность одновременно учиться и расти профессионально, в случае ее отсутствия профессиональные навыки студенты начинают изучать только на 3 курсе».
Также Сергей Гиль подчеркнул, что существует 7 мер поддержки, которых должна придерживаться каждая образовательная организация. Это: диагностика и оценка потенциала, компетенций; разработка и поддержка индивидуального плана развития; поддержка наставников; вовлечение в практики управления проектами и решение нестандартных задач; содействие в получении статусных собеседований и переговоров; поддержка в карьерном развитии и нетворкинге; вовлечение в эффективные пробы, стажировки, конкурсы, дуальное обучение. Эти меры предусмотрены государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы».
Создатель международной предпринимательской магистратуры «Крауслаб» (БФУ им. И. Канта) Максим Михайлов обозначил основные тренды в образовательных процессах:
«Предпринимательство сейчас становится одним из элементов «Soft skills», потому что предпринимательство – это способность увидеть проблему, найти способ ее решения, сформировать команду и приступить к реализации выполнения задачи. Поэтому многие вузы России вводят предпринимательские курсы как обязательную часть программы. Студент должен требовать знания, формировать запрос. Проектная деятельность как раз направлена на это», – подчеркнул эксперт.
Олег Чистяков выразил надежду на успешное продолжение и развитие программы по привлечению талантливой молодёжи:
«Первой точкой взаимодействия вузов, талантливых детей и работодателей должно быть использование профессиональных центров развития, ориентируясь, при этом, на опыт западных компаний (Сименс, Боинг). Также необходимо создавать площадку (платформу), на которой все заинтересованные стороны - компании, студенты, вузы, будут взаимодействовать и обмениваться лучшими практиками, обеспечивая синергию. Такая работа уже ведется Университетом Талантов и ее просто необходимо продолжать».
Участники пленарной сессии в сфере управления талантами со всей России обсудили развитие человеческого потенциала, выявили наиболее эффективные модели поведения при управлении талантливой молодежью и рассмотрели возможные перспективы совершенствования данного направления. Затронув проблемные аспекты взаимодействия вузов и работодателей, они обозначили направления, по которым будет усилена работу с талантливой молодежью. Также эксперты обсудили итоги реализации государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы» и векторы ее дальнейшего развития.