DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Эксперты со всей России поделились опытом по развитию творческого потенциала талантливой молодежи

Эксперты со всей России поделились опытом по развитию творческого потенциала талантливой молодежи

16 декабря в рамках III Республиканского Форума «Открытие талантов» с участием татарстанских и федеральных экспертов прошла пленарная сессия на тему: «Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Российской Федерации и в Республике Татарстан».

Спикерами пленарной сессии выступили: первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов, ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, партнер Российской информационной платформы INRU (г. Санкт-Петербург) Олег Чистяков, координатор проекта «5-100» Министерства образования и науки Российской Федерации Лариса Тарадина, кандидат социологических наук, ведущий специалист отдела координации работ Института фонда «Общественное мнение» Мария Озерова, исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов и сопредседатель Научно-экспертного совета госпрограммы Сергей Гиль.

Участники обсудили наиболее проблемные аспекты взаимодействия вузов и работодателей, поделились существующими практиками взращивания высококвалифицированных сотрудников для индустрии, обозначили направления, по которым нужно усилить работу с талантливой молодежью.

Андрей Поминов подчеркнул, что наша республика идет в авангарде развития талантов:

«Республика Татарстан стала новатором по созданию программы, которая интегрирует традиционные и новые формы работы с талантливой молодежью и предлагает инновационные методики и технологии. Это свежий взгляд на работу. Она не простая, но очень интересная и будет приносить много полезного обществу».

Успешный пример привлечения талантливой молодежи и создания для нее привлекательных условий существует в КНИТУ-КАИ им. А.М. Туполева. Год назад был открыт инженерный лицей, где обучаются ребята с 7 по 11 классы, далее они поступают на бакалавриат, магистратуру, получают возможность учиться в ГРИНТЕ в Казани, а затем в партнерском университете в Германии по программе двойного диплома.

Альберт Гильмутдинов заявил:

«В Татарстане много вузов международного уровня. Будучи техническим и инженерным университетом, мы столкнулись с задачей - как правильно растить таланты и какие условия для них создавать. В стенах нашего университета создаются все условия. И мы готовы дальше учиться и обмениваться опытом с коллегами из других регионов».

В свою очередь Лариса Тарадина отметила тот факт, что не у всех университетов есть стимул ориентироваться на потребности работодателя:

«Эффективнее всего такие стимулы могут появиться со стороны одного из регуляторов деятельности университетов. Я бы хотела обозначить два аспекта, которые я считаю важными. Во-первых, мы понимаем, что задача университета – производство и передача знаний не только студентам, но и компаниям: в данном случае университет сможет влиять на требования компании, предъявляемые к выпускникам. Во-вторых, у университетов может возникнуть большой соблазн ориентироваться на потребности крупных работодателей. Таким образом, с учетом задачи импортозамещения и нехватки кадров, важно уделить внимание кадровым потребностям российских и татарстанских компаний. Необходимо сделать так, чтобы талантливая молодежь не следовала моде уезжать работать за пределы республики и России».

Один из способов привлечения талантливой молодёжи в университеты – это создание доброжелательных пространств и событий, считают эксперты. В результате всех предпринимаемых усилий университеты должен усилить свою роль как центра компетенций и инноваций. Важно обратить внимание на такие формы, как, например, летние программы для творческой молодежи, направленные на привлечение ребят из других регионов России.

В качестве одной из проблем современного высшего образования, Сергей Гиль обозначил тот факт, что цель по развитию талантов в университетах не достигается:

«Сегодняшнее положение университетов заключается в том, что у них может быть воля работать на рынок, формируя спрос, и воля создавать профессиональные траектории для каждого студента. Существующая функциональная структура образовательной программы, которая действует в России предполагает, что при наличии данной воли есть возможность одновременно учиться и расти профессионально, в случае ее отсутствия профессиональные навыки студенты начинают изучать только на 3 курсе».

Также Сергей Гиль подчеркнул, что существует 7 мер поддержки, которых должна придерживаться каждая образовательная организация. Это: диагностика и оценка потенциала, компетенций; разработка и поддержка индивидуального плана развития; поддержка наставников; вовлечение в практики управления проектами и решение нестандартных задач; содействие в получении статусных собеседований и переговоров; поддержка в карьерном развитии и нетворкинге; вовлечение в эффективные пробы, стажировки, конкурсы, дуальное обучение. Эти меры предусмотрены государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы».

Создатель международной предпринимательской магистратуры «Крауслаб» (БФУ им. И. Канта) Максим Михайлов обозначил основные тренды в образовательных процессах:

«Предпринимательство сейчас становится одним из элементов «Soft skills», потому что предпринимательство – это способность увидеть проблему, найти способ ее решения, сформировать команду и приступить к реализации выполнения задачи. Поэтому многие вузы России вводят предпринимательские курсы как обязательную часть программы. Студент должен требовать знания, формировать запрос. Проектная деятельность как раз направлена на это», подчеркнул эксперт.

Олег Чистяков выразил надежду на успешное продолжение и развитие программы по привлечению талантливой молодёжи:

«Первой точкой взаимодействия вузов, талантливых детей и работодателей должно быть использование профессиональных центров развития, ориентируясь, при этом, на опыт западных компаний (Сименс, Боинг). Также необходимо создавать площадку (платформу), на которой все заинтересованные стороны - компании, студенты, вузы, будут взаимодействовать и обмениваться лучшими практиками, обеспечивая синергию. Такая работа уже ведется Университетом Талантов и ее просто необходимо продолжать».

Участники пленарной сессии в сфере управления талантами со всей России обсудили развитие человеческого потенциала, выявили наиболее эффективные модели поведения при управлении талантливой молодежью и рассмотрели возможные перспективы совершенствования данного направления. Затронув проблемные аспекты взаимодействия вузов и работодателей, они обозначили направления, по которым будет усилена работу с талантливой молодежью. Также эксперты обсудили итоги реализации государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы» и векторы ее дальнейшего развития.