DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Региональный конкурс Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы»

Найди ответ на вызовы современности
Дата проведения:
23 октября – 20 марта
Место проведения:
Университет Талантов
📝 О конкурсе

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов, проводимый Образовательным центром «Сириус», Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Научно-технологическим университетом «Сириус, Министерством образования и науки Республики Татарстан и Университетом Талантов.

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов – это масштабное состязание для школьников (7-11 классов), студентов среднего профессионального образования (1-2 курсы), студентов вузов (1-2 курсы), которые занимаются научной, исследовательской, проектной, изобретательской деятельностью.

Мы предлагает школьникам и студентам республики оформить свои идеи, разработки и исследования в проект, представить их для оценки экспертов и попробовать стать участниками летней образовательной смены «Большие вызовы» (школьники 7-10 классов и первокурсники средних специальных заведений) или участниками студенческого саммита «Большие вызовы», г. Сочи (школьники 11 классов, студенты вузов и второкурсники ссузов).

Кто может участвовать в конкурсе?

  • школьники 7-11 классов;
  • студенты средних профессиональных учреждений (1-2 курс);
  • студенты высших учебных заведений (1-2 курс).
  • участвовать можно как командой (до 3 чел.), так и самостоятельно

Для конкурса необходим командный или индивидуальный проект, выполненный самостоятельно (без прямого участия родителя или наставника) и попадающий в одно из направлений. Участники конкурса могут подать заявку на участие только в одном направлении конкурса и участвовать только по одному из треков.

Направления конкурса:

  • агропромышленные и биотехнологии
  • беспилотный транспорт и логистические системы
  • большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность
  • генетика, персонализированная и прогностическая медицина
  • когнитивные исследования
  • космические технологии
  • нанотехнологии
  • нейротехнологии и природоподобные технологии
  • новые материалы
  • современная энергетика
  • умный город

О каждом направлении подробнее можно узнать на портале конкурса​. 


ВНИМАНИЕ! При наличии командного проекта каждый его участник должен подать отдельную заявку на конкурс, результат для каждого участника конкурса считается отдельно, учитывая его индивидуальный вклад в проект.

📌 Этапы конкурса

 

Региональный трек

Дистанционный трек

Студенческий трек

Отборочные этапы конкурса

Региональный конкурс:

1. Отборочные этапы регионального конкурса (23.10.2020 по 15.02.2021)

2. Финальный (очный) этап регионального конкурса

(15.02.2021 по 20.03.2021)

Дистанционный конкурс

(с 23 октября до 1 марта 2021 года)

Студенческий конкурс

(подача заявок до 1 февраля, экспертиза заявок до 25 марта 2021 года)

Заключительный этап конкурса

Три тура (выполнение заданий – тестирование, эссе и собеседование)

(с 10 апреля по 15 мая 2021 года)

Индивидуальное собеседование

(с 10 апреля – 15 мая 2021 года)

Региональный конкурс и дистанционный конкурс являются основными инструментами отбора на Заключительный этап Конкурса «Большие вызовы» и проходят параллельно.

 

Подать заявку и загрузить конкурсную работу до 15.02.2021 можно на портале конкурса.

ВАЖНО! 
Дата окончания регистрации и загрузки работ – 15.02.2021

📰

— Новости по теме

Все новости
Школьница создала герметик и модификатор для повышения эффективности производства

15 сентября 2023

Школьница создала герметик и модификатор для повышения эффективности производства

Студентка Университета Талантов Милания Павлова создала уникальный проект с помощью силоксанового каучука — прочного и эластичного материала. Силоксановый каучук Милания использовать для создания герметика и модификатора для повышения эффективности производства. Свой проект она назвала «Силоксановые герметики: их свойства и применение».


Достижения

С проектом «Силоксановые герметики: их свойства и применение» Милания приняла участие во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы» по направлению «Новые материалы». Также представила разработку на конференции «Тинчуринские чтения» и получила диплом I степени.


Описание проекта

Проект «Силоксановые герметики: их свойства и применение» был разработан на образовательном интенсиве Университета Талантов «Новые материалы». Милания создала модификатор, который уменьшает время и количество этапов производства, а также позволяет регулировать свойства герметика.


Наставник

Наставником Милании стала Зульфия Зуфаровна Файзулина — аспирант кафедры технологии синтетического каучука КНИТУ и преподаватель Университета Талантов. Она подала идею, поделилась подробностями и помогла разработать модификатор.


Планы на будущее

Милания Павлова:

— Я бы хотела пройти курс по оформлению проектов, разобрать возможные вопросы экспертов и подготовить ответы на них, а затем снова презентовать усовершенствованный проект на «Больших вызовах».

13-летний школьник разработал проект «Луна разными глазами» и принял участие в конкурсе «Большие вызовы»

29 августа 2023

13-летний школьник разработал проект «Луна разными глазами» и принял участие в конкурсе «Большие вызовы»

Малику Ермоленко всего 13 лет, но в свои годы он уже является студентом Университета Талантов, разработчиком проекта «Луна разными глазами» и участником конкурса «Большие вызовы».


Достижения

Малик стал победителем и призёром различных конференций — Всероссийской конференции им. Н.И. Лобачевского, Всероссийского научного конкурса для детей им. Андрея Мельниченко, регионального этапа Всероссийского научного конкурса им. В.И. Вернадского.


Описание проекта

Наблюдать за Луной можно с помощью множества способов повышения контраста барельефа. Малик опытным путём вывел свой способ и представил его в рамках проекта «Луна разными глазами» на Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы». Он понял, что серая поверхность Луны может лучше контрастировать на снимках после применения серых и цветных светофильтров. Таким образом, отсекая холодный спектр, можно добиться контраста.


Наставник

Наставница Малика в Университете Талантов – Оксана Александровна Кожевникова. Он поделился с нами, что работа с ней помогла ему систематизировать знания и навыки в постановке целей и задач. 


Планы на будущее

Малик Ермоленко:

— Было бы здорово попасть на интенсив Университета Талантов по астрономии. Хочу выступить со своим докладом перед аудиторией для популяризации астрономии среди подрастающего поколения. Также сейчас я работаю над новым проектом на тему «Лунный альпинизм. Как определить высоту гор на Луне?».

Система распознавания лиц, пропуска и учёта рабочего времени станет проще, ведь она будет интеллектуальной

16 августа 2023

Система распознавания лиц, пропуска и учёта рабочего времени станет проще, ведь она будет интеллектуальной

Руслан Гатин создал собственную систему распознавания лиц и стал призёром республиканского этапа конкурса «Большие вызовы» по направлению «Умный город и безопасность». Свой проект он назвал «Интеллектуальная система распознавания лиц, пропуска и учёта рабочего времени». В этом году он поступил в Московский государственный технологический университет «Станкин» на специальность «Информационные системы и технологии», но планирует продолжать проектную деятельность.


Описание проекта

Проект «Интеллектуальная система распознавания лиц, пропуска и учёта рабочего времени» предлагает два решения:

  1. Инструмент оценки посещения на основе биометрии лица, когда человек отмечается на входе или выходе в рабочую зону или КПП. Владелец данного ПО получает доступ к статистике;
  2. Система оценки качества труда. Эту часть Руслан начал разрабатывать уже после участия в «Большие вызовах». Далее на конкретном примере он расскажет, как работает эта система.

Руслан Гатин:

— Представим, что рабочая зона сотрудника ограничена станком или автоматической линией. Качество труда рассчитывается по специальной формуле коэффициента эффективности, данные для которой собирает нейросеть. Может быть и так, что человек просто стоял и ничего не делал. Поэтому в планах для каждого клиента привязывать дополнительное ПО для сбора информации о количестве произведённого продукта. Например, на заводе есть плановое количество произведенных за смену труб. Система собирает данные об эффективности работников и привязывает их к плановому количеству. По этой статистике можно понять, как и сколько работает сотрудник, каковы причины невыполнения плановой работы: не вышел на работу, ничем не занимался на своей смене и т.д.


Наставник

Наставником и идейным вдохновителем стал ведущий специалист по научно-технической деятельности «Кванториума» в Набережных Челнах Фукин Игорь Анатольевич. Всё началось с того, что как-то раз он показал Руслану несколько cv-скриптов.


Планы на будущее

Проект находится на раннем этапе запуска. Руслан собрал команду — системного администратора и web-разработчика. Ребята взяли патент на оказание услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных и нашли организацию, где смогут протестировать продукт. В планах — продолжать развивать проект и создать целую экосистему.

Эмиссия углеводорода из нефтематеринских толщ — звучит сложно? Для участницы конкурса «Большие вызовы» легко!

9 августа 2023

Эмиссия углеводорода из нефтематеринских толщ — звучит сложно? Для участницы конкурса «Большие вызовы» легко!

Арина Гайсарова вместе с командой разработала на тему «Эмиссия углеводорода из нефтематеринских толщ» целый проект и стала призером республиканского этапа конкурса «Большие вызовы». Свой проект ребята назвали «Влияние эмиссии углеводородов из нефтематеринских толщ на глобальное и региональное изменение климата».


Достижения

Арина стала призёром республиканского этапа конкурса «Большие вызовы» по направлению «Новые материалы» с проектом «Влияние эмиссии углеводородов из нефтематеринских толщ на глобальное и региональное изменение климата». Проект она разработала в команде с Имилией Ивановой. Также заняла третье место на Всероссийской научной конференции учащихся имени Н. И. Лобачевского.


Описание проекта

Арина и Имилия проанализировали процесс эмиссии углеводорода из нефтематеринских толщ и определили методы сокращения выбросов. Девочки пришли к выводу, что нефтедобыча является довольно загрязняющим процессом, но общество пока не готово перейти на экологически чистую нефте- и газодобычу (помимо использования попутного нефтяного газа в химической промышленности).


Наставник

Наставником команды стала Александра Халтурина — инженер научно-исследовательской лаборатории изучения состояния и эволюции подземных резервуаров Научного центра мирового уровня «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты» Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского (Приволжского) федерального университета. Она помогла девочкам со структурой проекта.


Планы на будущее

Арина Гайсарова:

— У меня есть новые идеи для будущих проектов. Все они связаны с геологией, нефтегазодобывающей отраслью. Мой наставник тоже заинтересован в этой деятельности — надеюсь на дальнейшую поддержку!

Как оперативно узнавать о состоянии здоровья близких людей? Проект ReCare решает эту задачу

1 августа 2023

Как оперативно узнавать о состоянии здоровья близких людей? Проект ReCare решает эту задачу

Разработка сразу трех проектов — это возможно? Сегодня мы расскажем о Сергее Юдине — гуру проектной деятельности, ведь он как раз работает над таким количеством проектов. С одним из них — проектом ReCare — участвовал в республиканском этапе конкурса «Большие вызовы» и победил на Всемирной олимпиаде роботов.

Рассказываем подробнее о Сергее и его проекте.  

Достижения

Сергей вместе с Хасаном Садыковым разработал проект ReCare и принял участие в республиканском этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» по направлению «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение». Также их проект занял первое место на Всемирной олимпиаде роботов.

Описание проекта

ReCare — это система по сбору информации о состоянии здоровья человека с дальнейшими обработкой и хранением. Основная идея этой разработки — создание системы, которая позволяла бы людям оперативно узнавать о состоянии здоровья их родственников или других лиц.

О других проекты

Сергей занимается разработкой еще двух проектов:

  1. SoLittary — решение для эффективной сортировки и утилизации различных видов отходов;
  2. система HealthHub поможет пациентам контролировать дозировку и приём лекарственных препаратов.

Планы на будущее

Сергей Юдин:

— Мы подаемся на различные конкурсы и готовим проекты к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии. Особое внимание уделяем новым проектам HealthHub и SoLittary и создаем их первые прототипы.

Алина Абдулова и ее проект по изучению почвы в местах произрастания клена ясенелистного

26 июля 2023

Алина Абдулова и ее проект по изучению почвы в местах произрастания клена ясенелистного

Биология и проектная деятельность — в этих двух направлениях работает Алина Абдулова. Она создала проект по изучению почвы в местах произрастания клена ясенелистного —  «Биотестирование аллелопатических свойств почвы с места массового произрастания инвазивного Acer negundo L.».

Подробности читайте далее.

Достижения

С проектом «Биотестирование аллелопатических свойств почвы с места массового произрастания инвазивного Acer negundo L.» Алина стала победителем регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Также она представила свою разработку на республиканском этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».

Описание проекта

В рамках проекта Алина изучала влияние Acer negundo L. (клена ясенелистного) на рост и развитие редиса, посевного гороха и пшеницы. Так, ей удалось доказать негативное подавляющее воздействие аллелопатических веществ клена (Acer negundo L.).

Наставники

Руководителем проекта стала Сафиуллина Наталья Ивановна, учитель биологии в лицее имени Н.И. Лобачевского. Она помогла правильно оформить работу, подготовить выступление и презентацию. Научным консультантом по проекту выступила Шайхутдинова Галия Адхатовна, доцент кафедры общей экологии Казанского (Приволжского) федерального университета. Она дала Алине рекомендации по выполнению экспериментов, обработке информации и составлению выводов.

Планы на будущее

Алина Абдулова:

— В следующем году я хочу продолжить исследование этой темы. Сейчас собираю материал: семена диких растений, произрастающих в лесах Татарстана, и почву с мест произрастания клена ясенелистного. Планирую провести агробиологический анализ почвы из кленового леса и дубравы, сравнить их свойства с помощью новых технологий и оборудования на кафедре почвоведения КФУ.

Ильяс Гиниятуллин: «Научная деятельность помогает увидеть мир таким, какой он есть на самом деле»

3 февраля 2023

Ильяс Гиниятуллин: «Научная деятельность помогает увидеть мир таким, какой он есть на самом деле»

Ильяс Гиниятуллин учится в 11 классе Лицея №35 в Нижнекамске. В прошлом году он стал призером Республиканского этапа конкурса «Большие вызовы» в направлении «Новые материалы». О том, как ему это удалось и что за проект он представил на конкурсе, — читай в нашем интервью!

Я давно увлекаюсь химией и биологией, участвую в различных олимпиадах и дважды являюсь призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. Летом 2021 года мне захотелось создать собственный проект, но я не мог определиться с темой. Тогда я узнал о программе «Сириус.Лето. Начни свой проект», решил воспользоваться шансом и подал заявку.

Когда проект уже был готов, мой научный руководитель порекомендовал принять участие в «Больших вызовах». Победители конкурса получают возможность отправиться на программу Образовательного центра «Сириус» в Сочи и уже там под руководством ученых разработать проект в команде.

Я стал участником конкурса «Большие вызовы» в направлении «Новые материалы». Это направление, где участникам необходимо создать новый материал, который обладал бы интересными и полезными свойствами и мог бы применяться в определенной сфере. 

Мой проект называется «Изучение кинетики высвобождения низкомолекулярных веществ из полимерной матрицы носителя». Я выбрал именно такую тему, потому что хотел, чтобы она была связана с дальнейшим направлением обучения в вузе. Проект содержит практическую часть, которую я выполнял в лаборатории на февральской профильной программе Университета Талантов «Начала химического анализа». Также я принял участие в программе «Проектный коллайдер», где исправил все недочеты и ошибки.

Результатом проекта стала линейка композитов, состоящая из различного соотношения биополимера и инкапсулированного в него красителя. Композиты обладают пролонгированным высвобождением красителя в водной среде. Также я изучал влияние скорости высвобождения от различных факторов — водородного показателя рН, температуры, течения. С помощью моих пленок можно детально изучить направление течения водяного пласта и предотвратить проблему обводнения нефтяных скважин.

На защите Республиканского этапа «Больших вызовов» я выступал последним. К этому времени я уже смог расслабиться и сосредоточиться, поэтому спокойно защитил проект, без затруднения ответил на все вопросы жюри и показал линейку композитов. Это был ценный опыт. К тому же, на конкурсе я познакомился с амбициозными и замотивированными ребятами и их проектами.

Также мне удалось принять участие в заключительном этапе конкурса «Большие вызовы». Я проходил тестирование — это самое сложное испытание, от него зависит прохождение на следующий этап. Затем было собеседование, на котором мне задавали вопросы о проекте и его дальнейшем развитии. В итоге я стал призером заключительного этапа и отправился на программу «Большие вызовы» в «Сириус».

В «Сириусе» наша команда создала прототип не интегрируемого пористого и проводящего электричество материала на основе кремния для проведения исследований in vitro. В настоящее время биомедицинские тесты проводятся на ровном, без шероховатостей, пластике. Мы же разработали новый материал — пористый кремний для биомедицинского приложения. Это не только рельеф, который сильно влияет на жизнедеятельность клеток, но и проводящий материал, в отличие от пластика, используемого сегодня.

Особенно это актуально для биоэлектроники — сейчас в этой отрасли нет подходящих моделей, на которых можно проводить исследования.  Мы предлагаем переходить с пластика на кремний, потому что вся электронная промышленность работает на нем. Если в будущем человечество дойдет до интеграции электроники с телом, то проще было бы использовать кремний. Мы подбирали параметры пор (глубину, диаметр, материал, покрытия для пористого кремния) для оптимизации этого материала. Однако наш материал — это лишь основа для дальнейших  исследований. 

После «Больших вызовов» я продолжил изучать кинетику высвобождения красителя из композита, а также синтезировал новые композиты. Участвовал в конкурсе «Нобелевские надежды КНИТУ» и стал абсолютными победителем. На Республиканской научно-практической конференции имени А.М. Бутлерова стал призером II степени. 

В будущем планирую получить льготу БВИ («без вступительных испытаний») и поступить в РГУ им. И.М. Губкина на «Химическую технологию», а затем снова принять участие в «Больших вызовах» — но уже в студенческом треке.

Научная деятельность помогает увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Человек способен создавать что-то новое. Но если вы хотите стать призером или победителем «Больших вызовов», вы должны понимать, что именно хотите сделать и для кого это будет полезно. Создайте четкий план действий и строго следуйте ему. Правильно оформите проект, заранее составьте список вопросов, которые могут задать члены жюри. Тренируйтесь выступать  перед друзьями или близкими и не бойтесь отвечать на вопросы. Очень важно заинтересовать экспертов жюри — от этого во многом зависит результат.



Возрождение редкого лекарственного растения, электронный сервис по продвижению татарской литературы и исследование постковидного синдрома: как прошел финал региональных «Больших вызовов»

23 марта 2021

Возрождение редкого лекарственного растения, электронный сервис по продвижению татарской литературы и исследование постковидного синдрома: как прошел финал региональных «Больших вызовов»

Старшеклассники и студенты презентовали свои проекты и разработки

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» – это масштабное состязание для старшеклассников и студентов, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью. 20 марта в Казанской академии тенниса состоялся финал регионального этапа конкурса. В нем приняли участие более 120 школьников 7-11 классов и студентов 1-2 курсов СПО из Казани, Альметьевска, Нижнекамска, Набережных Челнов, Буинска, Бугульмы, Кукмора, Елабуги, Зеленодольска, Нурлата, Балтасинского, Актанышского, Алькеевского, Арского, Верхнеуслонского и Мамадышского районов Татарстана.

Свои научно-исследовательские и прикладные проектные работы школьники и студенты могли представить как очно, так и онлайн. Их оценивали более 30 экспертов по 11 направлениям:

  • агропромышленные и биотехнологии;
  • беспилотный транспорт и логистические системы;
  • большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность;
  • генетика, персонализированная и прогностическая медицина;
  • когнитивные исследования;
  • космические технологии;
  • нанотехнологии;
  • нейротехнологии и природоподобные технологии;
  • новые материалы;
  • современная энергетика;
  • умный город и безопасность.

Анна Габдуллина, координатор конкурса, рассказала про особенности проведения конкурса в Республике Татарстан:

– Каждый участник выступал со своим проектом. Даже если представлялись командные проекты, он должен был представить свою индивидуальную часть общей работы. Самыми популярными в этом году стали направления  «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» и «Умный город». Было представлено более 20 проектов в каждом из них. 

Конкурс проводится в республике не первый год, и с каждым новым этапом развития все больше увлеченных проектным творчеством ребят стремятся участвовать в нем. Кроме самой защиты проектов, Университет Талантов проводит мероприятия, которые помогают «прокачать» свой проект. Например, месяц назад была организована образовательная программа «Проектный коллайдер», в ходе которой эксперты по разным направлениям помогали ребятам сделать проект более проработанным и  лучше упакованным.


Все представленные проекты, по мнению организаторов, заслуживают внимания и дальнейшего развития – разработки, представленные ребятами, направлены на решения актуальных проблем общества. Вот лишь некоторые из них: электронный сервис по продвижению татарской литературы, возрождение редкого краснокнижного и целебного растения родиолы розовой, исследование уникальных симптомов постковидного синдрома, модель энергонезависимого дома, определение периодичности переменности звезды RR Лиры, разработка оригинальной подвески транспорта для использования на планетах солнечной системы и многие другие интереснейшие и перспективные темы. 

Ильвина Шакирова, ученица 7 класса гимназии №33 (Казань) представила проект «Культивирование in vitro лекарственного растения Phodiola rosea» в направлении «Агропромышленные и биотехнологии». Она рассказала, что суть ее проекта состоит в том, чтобы размножить популяцию родиолы розовой, которая находится в Красной книге Российской Федерации и является одним из ценнейших лекарственных растений:

– Лекарственным сырьем служит корневище, которое используется при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, переломах костей, при ожогах и для нормализования слуха и зрения. Мы сажали родиолу розовую в лабораторных условиях, нашим дальнейшим действием будет микрочеренкование растения и его высадка на питательную среду с добавлением фитогормонов. В будущем мы планируем посадить родиолу розовую в открытый грунт. Мне очень понравился конкурс, так как это мой первый опыт работы с научным проектом биотехнологической направленности. Я работала в лаборатории при Казанском федеральном университете, где получила бесценный опыт для своего дальнейшего развития, смогла грамотно представить свой проект и услышать советы для последующего масштабирования научной работы от экспертов. Конкурсы, подобные «Большим вызовам», помогают школьникам и студентам не только представить свой проект большой аудитории, но и получить советы от экспертов и опыт, который будет важен для будущей карьеры и образования.


Одним из экспертов направления «Агропромышленные и биотехнологии» стала Гульнара Равзиева, кандидат биологических наук, начальник управления холдинга «Агросила»:

Мне понравилось, что многие ребята работают в связке с вузами, выходят за рамки школьной программы. Проектная и исследовательская деятельность в школе – это мощная идея, потому что у подростков еще нет условностей и границ в голове. У ребят большое будущее. Работы интересные, сделаны на хорошем уровне, у многих есть перспектива и практическая значимость. Видно, что и преподаватели вложись в это, был неформальный подход. Школьники и изучили материал, и поработали руками. Для биологов важно научиться работать в лаборатории: пользоваться пипетками, стерилизовать посуду и среды и так далее. 

Одним из участников направления «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» стал Артур Васильев, учащийся Центра детского технического творчества (Н. Челны) с проектом «Участок термообработки деталей». Он считает, что разработка устройств, дающих возможность автоматизировать производство, является актуальной:

Мой проект направлен на улучшение уже существующих промышленных автоматизированных систем с использованием пневматики, электроники, механики и компьютерных технологий. В нем была реализована идея полностью модульной конструкции, благодаря чему ее можно не только быстро отремонтировать, заменив неработающие компоненты, но и пересобрать под нужды конкретного завода. 

Михаил Юриков, руководитель Центра межотраслевых инновационно-конструкторских исследований ЦМИТ «Авиатор», был экспертом на направлениях «Беспилотный транспорт и логистические системы» и «Космические технологии». Он считает, что проекты ребят достаточно сильные:

У участников постарше видение реализации проекта технологичнее, прослеживается, что они более нацелены на техническую предпринимательскую деятельность в дальнейшим. Мы вместе с экспертами дали рекомендации по развитию проектов, чтобы через какое-то время, например, в вузе, они смогли бы этот проект развивать и сделать если не смыслом своей жизни, то одним из направлений своего технического развития. Участие в конкурсах позволяет школьникам увидеть другие мнения, видение экспертов и самое важное, научиться презентовать свои проекты. Если посмотреть на развитие мирового бизнеса, то успех технологических компаний основан на том, что менеджеры хорошо презентовали проекты. 


Участников направления «Когнитивные исследования»  интересовали такие процессы, как восприятие, внимание, память, речь, обучение и другие. Они изучали когнитивные способности человека в разном возрасте и в разных условиях, возможности по развитию и тренировке когнитивных способностей, создание интерфейсов мозг-компьютер и так далее. 

Например, Лия Макарова, ученица 8 класса гимназии им. В.В. Давыдова (Набережные Челны) выступила с проектом «Интуиция как способ познания». В ходе наблюдения за процессом решения задачи определенной группы людей ей нужно было выделить внешние признаки появления интуитивного решения и найти отличия феномена «инсайт» и «интуиция». В ее исследовании приняли 22 участника в возрасте от 7 до 15 лет:

Изучив литературу, подобрав методику, позволяющую исследовать феномен «инсайта» и «интуиции», и проведя эксперимент, я проанализировала результаты и сделала выводы. «Интуиция» и «инсайт» это не одно и тоже, так как интуитивно найденное решение задачи может не сопровождаться инсайтом. Инсайт не всегда сопровождает правильное решение. Признаки инсайта наблюдаются до того, как участник приступает к исполнению решения. Есть ситуации, когда процесс решения осознается после того, как решение исполнено, в этом проявляется интуиция.

Ольга Репина, кандидат психологических наук, директор Центра компетенций «Академия менеджмента» была экспертом на направлении «Когнитивные исследования». Она рассказала, что на этапе проверки работ отметила, что они стали намного глубже, серьезнее, интереснее по сравнению с двумя предыдущими годами:

– Мне очень нравится, как ребята относятся к своим проектам, с каким интересом они делают их. Я вижу, как высока степень самостоятельности ребят, готовность дальше  развивать проекты. Это очень воодушевляет. Сейчас часто обсуждается, что роботы вытесняют человека. Чем человек пока еще совершенно точно превосходит роботов? Это умение создавать новое, творить. Где можно научиться творить? Проектная работа как раз то, что создает возможности детям для проявления творчества, создания новых идей, анализирования потребностей людей. В проекте важно понять, кто твоя целевая аудитория, какие у нее проблемы, для кого ты создаешь, как ты изменишь жизнь этой целевой аудитории своим проектом. 

Победители и призеры регионального этапа конкурса примут участие в заключительном этапе Всероссийского конкурса, который будет состоять из трех туров: решение заданий, написание эссе и индивидуальное онлайн-собеседование. Участники, успешно преодолевшие все отборочные этапы, поедут в Сочи на образовательную программу «Большие вызовы» в Образовательный центр «Сириус».


Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Список финалистов республиканского этапа «Больших вызовов»

1 марта 2020

Список финалистов республиканского этапа «Больших вызовов»

Стали известны 50 участников финала регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» в 2019/2020 учебном году в Республике Татарстан.

Напоминаем, что победители регионального этапа конкурса смогут принять участие в Летней проектной школе Университета Талантов и получить поддержку для развития своего проекта. Также по итогам заключительного этапа Всероссийского конкурса будет сформирован состав победителей и призеров конкурса – участников июльской Научно-технологической образовательной программы «Большие вызовы» (г. Сочи).

№ заявки

Фамилия

Имя

Отчество

Направление

1.               

100220190111820167

Аллун

Сельма

Фейсаловна

Когнитивные исследования

2.               

100220190111844195

Бушенев

Алексей

Дмитриевич

Когнитивные исследования

3.               

100220190111832171

Нурсубин

Рамиль

Алмазович

Когнитивные исследования

4.               

100220190111800135

Пересторонин

Игорь

Алексеевич

Когнитивные исследования

5.               

100220190111906161

Риквейль

Артём

Валентинович

Когнитивные исследования

6.               

100220190111880122

Сибгатуллина

Альбина

Ринатовна

Когнитивные исследования

7.               

100220190111832111

Шадрин

Михаил

Евгеньевич

Когнитивные исследования

8.               

100220190111534113

Миссарова

Альбина

Ильватановна

Умный город и безопасность

9.               

100220190111574130

Набиуллин

Арслан

Даниясович

Агропромышленные и биотехнологии

10.            

100220190111896159

Шамсутдинова

Карима

Айратовна

Новые материалы

11.            

100220190111536104

Кузнецов

Никита

Георгиевич

Новые материалы

12.            

100220190112001249

Шарипов

Раиль

Робертович

Новые материалы

13.            

100220190111598189

Петров

Илдан

Олегович

Умный город и безопасность

14.            

100220190111922343

Мухачев

Артем

Юрьевич

Умный город и безопасность

15.            

100220190111572141

Громов

Семен

Николаевич

Нейротехнологии и природоподобные технологии

16.            

100220190111558538

Лукьянов

Артур

Маратович

Умный город и безопасность

17.            

100220190111964448

Ахтямов

Антон

Игоревич

Беспилотный транспорт и логистические системы

18.            

100220190111910466

Погодина

Анна

Владиславовна

Когнитивные исследования

19.            

100220190111834323

Юдин

Илья

Валерьевич

Беспилотный транспорт и логистические системы

20.            

100220190111364492

Ларюхин

Владимир

Сергеевич

Беспилотный транспорт и логистические системы

21.            

100220190111562138

Иванов

Андрей

Андреевич

Агропромышленные и биотехнологии

22.            

100220190111626399

Ахметзянова

Ильвина

Ильшатовна

Современная энергетика

23.            

100220190111636237

Лаврова

Анастасия

Владимировна

Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение

24.            

100220190111548467

Липперт

Марк

Дмитриевич

Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение

25.            

100220190111940769

Гатауллин

Альберт

Маратович

Современная энергетика

26.            

100220190111576198

Багавеев

Артур

Марселевич

Агропромышленные и биотехнологии

27.            

100220190111890365

Закиева

Ильзия

Рамисовна

Современная энергетика

28.            

100220190111632491

Ахметзянов

Амир

Ильдарович

Умный город и безопасность

29.            

100220190111618372

Ефремов

Александр

Дмитриевич

Умный город и безопасность

30.            

100220190111552267

Зиннурова

Юлия

Маратовна

Новые материалы

31.            

100220190111864121

Савельев

Данил

Александрович

Умный город и безопасность

32.            

100220190111570115

Садыкова

Диляра

Фаритовна

Новые материалы

33.            

100220190111552111

Гарифуллин

Артур

Ильгизович

Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение

34.            

100220190111570221

Долгоаршинных

Алмаз

Маратович

Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение

35.            

100220190111596184

Петров

Иван

Владимирович

Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение

36.            

100220190111608159

Хисалиев

Джалил

Дилшадович

Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение

37.            

100220190111860178

Валеева

Камиля

Ильдаровна

Умный город и безопасность

38.            

100220190111536190

Хасанзянова

Лейсан

Вакилевна

Умный город и безопасность

39.            

100220190111992105

Ипполитова

Анна

Николаевна

Умный город и безопасность

40.            

100220190111566183

Забиров

Рузаль

Нагимович

Умный город и безопасность

41.            

100220190111898622

Бреславец

Богдан

Андреевич

Новые материалы

42.            

100220190111864229

Шарипов

Амир

Эдуардович

Умный город и безопасность

43.            

100220190111934149

Тулькубаев

Марат

Ильдарович

Современная энергетика

44.            

100220190111618262

Гизатуллин

Умар

Радикович

Когнитивные исследования

45.            

100220190111612524

Масло

Дарья

Сергеевна

Когнитивные исследования

46.            

100220190111608134

Мясоутов

Амирхан

Рафаэлович

Когнитивные исследования

47.            

100220190111592188

Низамиева

Радмилла

Руслановна

Когнитивные исследования

48.            

100220190111600217

Орлова

Элина

Борисовна

Когнитивные исследования

49.            

100220190111620147

Трушина

Юлия

Юрьевна

Когнитивные исследования

50.            

100220190111626306

Шакиров

Амир

Мисхатович

Когнитивные исследования