DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Профильная школа «Открытие талантов»

Выбери свою будущую профессию
Дата проведения:
23 марта – 28 марта
Место проведения:
— О мероприятии

Дата: 24-28 марта 2019 г. (23 марта - заезд)

Место проведения: уточняется

Тебе от 14 до 18? Учишься в школе и думаешь о том, кем тебе стать? Какие профессии востребованы и актуальны? Чем занимаются профессионалы в этих сферах? Где учиться и работать?

Если тебе знакомы эти вопросы, то Университет Талантов предлагает найти ответы на Весенней профильной школе. Присоединяйся к нам и узнай, как реализовать свой талант!

Профильная школа – это что?

#школадляталантов – это образовательный интенсив, где в течение 5 дней ты познакомишься с востребованными направлениями профессиональной и научной деятельности, прокачаешь компетенции будущего и сможешь понять подходит ли тебе выбранная сфера или нет.

Что нужно знать о #школадляталантов?

1. На школе будет представлено 10 самых актуальных направлений:

  • математика и механика
  • химия: новые материалы и химические технологии
  • науки о земле: экологии и рациональном природопользовании
  • медицина
  • информационно-телекоммуникационные системы и технологии
  • физика и астрономия
  • биология и науки о жизни
  • общественные и гуманитарные науки
  • технические и инженерные науки
  • сельскохозяйственные науки
  • искусство

2. В программе каждого направления предусмотрено:

  • знакомство с актуальными задачами, которые решает наука (да-да, наука сегодня неотъемлемая часть деятельности любого успешного профессионала)
  • знакомство с профессионалами сферы и тем, чем они занимаются в обычной жизни
  • посещение вузов, лабораторий, кафедр, где ты можешь этому научиться
  • интересные лекции и мастер-классы по важным вопросам
  • встречи и индивидуальные консультации с экспертами

3. Ты сам выбираешь направление для участия. В заявке при регистрации ты можешь сделать предварительный выбор (до 3х сфер). На самой школе ты познакомишься с кураторами, которые расскажут тебе о том, почему их сфера самая классная и какую насыщенную программу они тебе приготовили. Взвесив все «за», ты примешь окончательное решение по какому направлению пойти.

4. Много времени ты будешь уделять развитию компетенций будущего. Они позволяют успешно выполнять профессиональные задачи не зависимо от того, где и кем ты работаешь. Сначала ты узнаешь, на каком они у тебя уровне, выберешь одну и каждый день будешь тренировать эту компетенцию.

4. Индивидуальные встречи с наставником. Каждый вечер ты будешь встречаться с наставником и обсуждать с ним вопросы индивидуального развития. Задача наставника: помочь тебе достичь своих целей.

5. Встречи с профессионалами. Каждый вечер у тебя будут встречи с успешными людьми, которые расскажут тебе о своей деятельности и ответят на все волнующие тебя вопросы.

Хочешь участвовать в #школадляталантов?! Регистрируйся и присоединяйся к нам!

Кто может участвовать в профильной школе:

  • студенты Университета Талантов
  • школьники 8-11 классов с достижениями республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровней

Готов всерьез взяться за реализацию своего таланта, тогда вот порядок твоих действий:

1. Подай заявку на отбор. Регистрация длится до 14 марта включительно. Внимание!

  • если ты студент Университета Талантов, выбери профильную школу в личном кабинете в разделе «Индивидуальный план» - «Образовательные модули» - «Модуль по развитию профессиональных компетенций»
  • если ты не студент Университета Талантов, но у тебя есть достижения из Республиканского реестра, прикрепи сканы сертификатов или дипломов с этих конкурсов

2. Получи на почту ссылку для открытия личного кабинета. Это главный рабочий инструмент на #школадляталантов: в нем ты определишь свой профиль, пройдешь диагностику компетенций и выберешь наставника.

3. Подготовь необходимые документы и справки к участию в #школадляталантов:

  • медицинская справка по форме 079/у (для несовершеннолетних участников) или 086/у (для совершеннолетних участников)
  • справка об отсутствии контакта с инфекционными заболеваниями по месту жительства и учебы в последние 3 недели до заезда на территорию #профшкола2019 (справка действительна в течение 3 дней)
  • справка об отсутствии педикулеза
  • копия свидетельства о рождении для участников младше 14 лет
  • копия паспорта (страницы с основной информацией и пропиской) для участников старше 14 лет
  • копия страхового медицинского полиса
  • копия ИНН
  • копия СНИЛС
  • согласие от родителей для несовершеннолетних участников 
  • согласие на обработку персональных данных 
  • доверенность от родителей для несовершеннолетних участников (все три документа скачать здесь)

На #школадляталантов предусмотрена специальная образовательная программа для наставников. Для ее участников мы приготовили сразу несколько возможностей:

  1. обучение в курсе "Управление продюсированием талантов"
  2. построение своего трека профессионального развития
  3. освоение компетенции сопровождения при составлении индивидуальных планов развития талантливой молодежи
  4. практика сопровождения талантов Республики Татарстан.

Участвовать в образовательной программе могут педагоги, учителя, психологи, HR, специалисты по работе с молодежью, действующие наставники производства и бизнеса. Регистрация - внизу страницы. Регистрация длится до 14 марта включительно. 

Образовательная программа состоит из:

  • 10.00-15.00 - профильные теоретические блоки
  • 15.00-17.00 - методическая консультация по проведению встреч со студентами Университета Талантов
  • 17.00-20.00 - индивидуальные встречи с участниками #школадляталантов из числа молодежи и проведение игровой площадки.

При прохождении полной программы (теории и практики) выдается сертификат об успешном прохождении Курса "Управление продюсированием талантов" с указанием количества пройденных часов.
При проведении только практики сопровождения выдается сертификат Курса "Управление продюсированием талантов" с указанием часов практики наставничества.

Следите за нашими новостями, чаще проверяйте электронную почту, ведь именно там окажется ваше приглашение!

Остались вопросы? Пишите на почту: student@utalents.ru

📰

— Новости по теме

Все новости
Евгения Вавилова: «От производств, заводов, компаний должен исходить больший спрос на квалифицированную молодежь»

7 ноября 2019

Евгения Вавилова: «От производств, заводов, компаний должен исходить больший спрос на квалифицированную молодежь»

Профильные школы позволяют молодым людям ближе познакомиться с интересующей их специальностью, определить, на работу в каком направлении стоит приложить максимум усилий. Так, участники Весенней профильной школы в направлении «Математика и механика» прослушали лекции в Казанском физико-техническом институте им. Е. К. Завойского ФИЦ «Казанский научный центр РАН» (КФТИ) и больше узнали о структуре института, научных направлениях и профессиональных возможностях, которые он предоставляет.

Мы поговорили с Евгенией Леонидовной Вавиловой, кандидатом физико-математических наук и старшим научным сотрудником КФТИ, о наиболее эффективных профориентационных практиках, трудностях выбора профессии, роли родителей в этом выборе и важности процесса воспитания в целом.

— Евгения Леонидовна, почему важно сегодня знакомить талантливую молодежь с наукой?

— Всем школьникам предстоит сделать выбор профессии. Как правило, выбирая профессию, они ориентируются на школьные предметы. Успехи в школьных предметах определяются факторами, многие из которых важны для школьника, но имеют слабое отношение к реальной профессии: например, у ребенка был хороший учитель, который смог увлечь своим предметом. Или мама в детстве отвела ребенка за руку в тот или иной кружок — по ее выбору или просто рядом с домом. Или подросток попал в олимпиадное движение, и волна специализированных дополнительных занятий понесла его в направлении углубленного изучения того или иного предмета. Или среди его подростковой компании считался престижным успех в тех или иных дисциплинах — и таких факторов немало. При этом все вышеперечисленное может не совпадать даже со склонностями, личностными характеристиками и спектром способностей ребенка, не говоря уже о том, что профессиональная деятельность и учеба в школе в этом плане расходятся еще больше. 

Одной из ведущих целей школьного обучения сейчас стала успешная сдача ЕГЭ. Подавляющее большинство учителей загнаны в рамки и вынуждены заниматься в основном подготовкой детей к выпускным экзаменам. Школьников учат определенным приемам для решения типовых и усложненных заданий, при этом часто страдает формирование кругозора, научной картины мира, понятийного и структурного мышления.

Многие из старшеклассников понимают, что школьный предмет и профессия – разные вещи, но осознанный выбор им делать сложно: слишком мало информации о реальных профессиях, о том, что представляет из себя ежедневная работа в выбранной области. Чем больше школьники будут ходить на экскурсии, проходить практики на рабочих местах, тем больше они смогут узнать, как сегодня обстоят дела в интересующей их профессии.

 — Как Вы считаете, какие меры необходимо предпринять, чтобы у молодежи был больший интерес к получению образования?

— Во-первых, судя по конкурсам в вузы и хорошие техникумы, интерес к получению образования и сейчас немаленький. Другое дело, что под этим имеет смысл понимать не получение «корочек», а реальное приобретение соответствующих компетенций, желание совершенствоваться в выбранной области, повышать свой профессионализм. Для этого от производств, заводов, компаний должен исходить больший спрос именно на квалифицированную молодежь. От знаний, умений, навыков и желания их развивать должны действительно зависеть и зарплата, и карьерные перспективы. Тогда не нужно будет никого уговаривать учиться, потому что студенты будут сами отлично понимать, какая учебная работа от них требуется и зачем (требуется в первую очередь им самим). Вообще, серьезно настроенные на профессию студенты стремятся найти работу уже на третьем курсе. Но мест, куда их готовы принять и предложить условия, позволяющие сочетать работу с учебой и получить не просто заработок, но и необходимый опыт и практику, пока немного.

— Вы преподаете у аспирантов. Как оцениваете уровень их подготовки после выпуска из магистратуры?

— Как правило, ребята к нам приходят гораздо раньше — на втором-третьем курсе. В основном приходят с физических или инженерных факультетов и пишут на базе нашего института курсовые работы, а затем и дипломные. Нам же, в свою очередь, интересны студенты, которые готовы активно включаться в исследовательскую работу. Поэтому их уровень после магистратуры формируется и с нашим участием, к моменту поступления в аспирантуру мы знакомы с большинством абитуриентов. К тем, кто пришел со стороны, у нас те же требования: хорошие базовые знания и опыт исследовательской работы. Наша аспирантура — это не только и не столько учеба по лекционно-семинарскому принципу. В первую очередь, активная и непростая исследовательская деятельность. Те, кого это не устраивает, к нам просто не идут. Поэтому большинство наших аспирантов — люди с хорошей подготовкой.

В большинстве своем к нам приходят люди, которые действительно хотят чего-то достичь. Если осознают, что им это не надо, то исчезают так же быстро, как и приходят. Ну, а те, кому надо, все недобранное во время бакалавриата и магистратуры догоняют сами. Сами подтягивают элементарное программирование, восполняют возможные пробелы в физике и математике. Изучают дополнительные материалы, улучшают навыки владения английским языком. В нашей аспирантуре работают квалифицированные преподаватели, которые сориентируют и окажут необходимую помощь, но главный двигатель в любом случае — сам обучающийся.

— Как часто в институте проходят образовательные мероприятия? Могут ли школьники приходить к вам вне экскурсий, чтобы работать с лабораторными установками?

— Мы проводим порядка пяти-шести мероприятий в год для учителей и школьников. Это и повышение квалификации для преподавателей, и научные конференции (например, лицея № 131 или академического колледжа им. Н. И. Лобачевского г. Казани, лицея № 2 им. академика Валиева г. Мамадыш). Мы читаем популярные лекции и проводим обзорные экскурсии по институту. Иногда к нам приходят отдельные группы студентов или школьников с просьбой прочитать лекции на конкретные интересующие их темы. В этом году мы активно включились в программу развития базовых школ РАН (в нашей республике таких школ пять).

В принципе, мы открыты и для курирования проектной деятельности школьников, хотя тут есть определенные сложности. С одной стороны, использовать наши установки для работы над образовательными проектами и тем более работать на них самостоятельно школьникам в наших лабораториях нельзя: институт должен выполнять свою научную программу, да и правила охраны труда никто не отменял. Но с другой стороны, если кто-то хочет прийти принять участие в наших исследованиях на уровне студента-второкурсника, то мы открыты. Результаты этой работы, как и в случае с курсовой работой студентов, могут быть оформлены в виде самостоятельного проекта. Например, время от времени приходят ребята, которые готовятся к конференции им. Н. И. Лобачевского. Поэтому: играть — нет, работать — да. Но, надо заметить, что такая работа требует от школьника серьезного отношения к делу, настроя на долговременный и методичный труд, а также сил и времени. 

— Какие профориентационные практики, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?

— На мой взгляд, это в первую очередь прохождение старшеклассниками практики на предприятиях. Такая система работает во многих европейских странах. Государственный орган, ответственный за образование, договаривается с фирмами, компаниями, институтами о местах для школьников, ребята и сами могут найти место для практики. Они проходят две-три практики по своему профилю, их приставляют к какому-то несложному делу. При этом от них не ждут больших грандиозных проектов. Главное, что они увидят, как выглядит реальная работа в интересующей их области, чем люди интересующей их профессии на самом деле занимаются. Важно, что в отличие от аналогичной системы, которая практиковалась во времена СССР, места работы подбираются именно согласно профилю обучения и предполагаемой карьерной траектории ученика в зависимости от того, ориентирован он на рабочую специальность, поступление в среднее или высшее учебное заведение. Мне кажется, это наиболее эффективная профориентационная практика. В том числе, она помогает и в поиске себя. При этом во время нее можно получить информацию о таких интердисциплинарных специальностях, о которых школьник мог и не подозревать, но которые хорошо ему подойдут. Например, с недавнего времени мы включаем в программу экскурсии по институту, посещение нашей научной редакции. Работа в этой сфере — один из хороших карьерных вариантов для тех, кто имеет определенные склонности к точным и естественным наукам, но при этом достаточно продвинут в знании иностранных языков, умеет и любит работать с литературой. 

— Почему вообще сегодня мы сталкиваемся с тем, что подростку трудно определиться с будущей профессией?

— Старшие подростки — это уже не дети. Фаза школьного ученичества для них, в принципе, не совсем подходит. По большому счету, до 18–19 века никогда не было такого, чтобы человек в 17 лет считался ребенком и не был вовлечен в реальную трудовую деятельность. Деревенские ребята с малых лет осваивали реальную работу, в городах молодые люди шли в подмастерья, дворяне к этому возрасту тоже были вовлечены в военную или гражданскую службу. Современная экономика предъявляет гораздо более высокие требования к степени образованности работника, поэтому время учебы существенно выросло. Но получилось так, что сегодня молодежь минимум до 20 лет сидит в искусственном детстве: парта, оценки за экзамены и контрольные как единственный критерий успешности, разнообразные искусственные игры в олимпиады, отсутствие возможности зарабатывать деньги работой в выбранной области (а частичное самообеспечение в этом возрасте — очень сильная мотивация для осознанного выбора). Школьная система и даже первые 2–3 года в вузе не предусматривает никакого контакта с реальными профессиями, реальной работой, пусть даже в качестве ученика. Поэтому школьник и даже студент не имеет нужной информации и о профессиях, и о себе в профессиях, и хотя бы элементарного опыта. Конечно, ему трудно выбрать. Чтобы выбирать, надо, чтобы было из чего выбирать. Надо, чтобы были реалистичные критерии выбора.  

— Как Вы считаете, насколько важно участие родителей в выборе ребенком профессии?

— Смотря что под этим понимать. Да, мы можем и должны помочь ребенку хотя бы частично восполнить вышеупомянутый недостаток информации. Наш кругозор и опыт обычно больше, мы чаще видим перспективу и можем оценить какие-то сугубо практические аспекты. Мы также видим наших детей со стороны, и наши оценки их способностей и склонностей могут отличаться от их взгляда изнутри. Но ведь очень часто мы забываем, что наше мнение тоже очень и очень субъективно. Часто вместо того, чтобы помочь ребенку реализовать свою мечту, навязываем ему реализацию нашей собственной мечты о будущем ребенка (или даже собственном).

Да, можно попробовать чем-то его заинтересовать, но далеко не факт, что это сработает: ребенок — самостоятельная личность, со своим темпераментом, характером, привычками и взглядами. Далеко не факт, что ребенку понравится выбранный нами для него путь, даже если он будет в нем поначалу успешен и у него есть к нему способности. Нашим выросшим детям предстоит заплатить за свой выбор самим, и поэтому они свободны в своем выборе. Наша задача — дать им как можно больше информации, как можно больше возможностей, поддерживать и… не давить. 

— Евгения Леонидовна, по Вашему мнению, что определяет хорошего наставника?

— Я думаю, хороший наставник — это в первую очередь тот, кто состоялся в своей профессии. Тогда ему действительно есть, чему научить других в своей профессиональной области. Но этого мало. Надо если не быть хорошим педагогом, то по крайней мере быть позитивно настроенным по отношению к ученикам. Воспринимать как данность, что они делают ошибки, они не идеальны, у них есть свои возрастные особенности и им приходится объяснять многие элементарные для профессионала вещи — и уметь их понятно объяснять. В науке наставник — это очень важно. На ранней стадии карьеры каждый из нас сталкивался с разными типами наставников, и ценность хорошего научного руководителя очевидна любому студенту и аспиранту. С другой стороны, в роли наставника для школьников могут быть студенты, а для студентов — старшие студенты и аспиранты. Они близки друг к другу по возрасту, разговаривают на одном языке, но при этом старшие уже могут делиться с младшими своими знаниями и накопленным опытом. Поэтому в нашей отрасли очень популярна такая организационная форма работы, как научная группа.  

— Что дают молодежи такие мероприятия, как Весенняя профильная школа?

— В основе таких школ лежит здоровая идея показать детям новые возможности, заинтересовать их и рассказать больше о различных профессиональных направлениях. Особенно это полезно для ребят из районов республики, так как в небольших городах и селах меньше доступных для ознакомления вариантов профессиональной деятельности. Профильные школы дают ребятам возможность посмотреть, как обстоят дела с образованием и карьерой в Казани, какие есть научные институты и предприятия. Молодые люди могут оценить, в правильном ли направлении они движутся, какие требования есть у будущих работодателей и соответствуют ли они их собственным запросам. Это поможет им сориентироваться в выборе будущей профессии и получить представления о возможных карьерных траекториях.

София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Равиль Гарипов: «Медицина в связке с информационными технологиями – основа нашей жизни»

16 апреля 2019

Равиль Гарипов: «Медицина в связке с информационными технологиями – основа нашей жизни»

Иннополис – «умный» город, в котором инфраструктура, экономика, образование и сервис строятся с применением высоких технологий. Медицинский центр этого города не похож на классические поликлиники. Это дневной стационар с клинико-диагностической лабораторией и блоком физиотерапии, реабилитационным отделением, консультативно-диагностическим блоком и отделением неотложной хирургии в одном здании. Работа центра основывается на использовании самых современных моделей медицинского оборудования, представленных в России в единичных экземплярах или отсутствующих вообще. Уникальное оснащение позволяет медицинскому центру быть одним из ведущих медицинских учреждений Приволжского федерального округа.

Участники Весенней профильной школы «Открытие талантов» посетили Медицинский центр Иннополиса, где познакомились с его структурой и оборудованием. Равиль Рашидович Гарипов, руководитель центра, рассказал молодым людям, как работает лечебно-диагностическое и реабилитационное отделение, а также отметил, что медицину невозможно представить без IT-технологий, начиная с электронной записи пациентов и заканчивая выполнением сложнейших операций.

Мы пообщались с Равилем Рашидовичем и узнали, как развивается медицина в республике, как пробудить интерес ребенка к медицине в школе и почему важно знакомить молодежь с наукой.

У меня было представление идеальной медицины: как должен чувствовать себя пациент и врач. Прежде чем поступить в институт, у меня в голове была мысль, что я стану руководителем и буду добиваться того, чтобы у нас все соответствовало нормам и всем было комфортно: не мучились пожилые люди, молодежь, врачи. В последние годы наша республика активно работает над созданием лучших условий в сфере здравоохранения, и я рад, что оказался именно в этом месте. С 2009 года я занимаюсь внедрением информационных технологий в медицину. Например, в 2010 году Нижнекамск стал первым городом, где была осуществлена 100% электронная запись в поликлиниках. Мы создали более 1000 рабочих мест, проложили более 100 км сетей во всех учреждениях. Все вылилось в единую электронную запись. Далее этот проект распространился на всю республику. Сейчас внедряется Единая государственная информационная система, и в ней работают 90% медицинских учреждений, она хороша тем, что объединяет все данные пациента.

Медицина в связке с информационными технологиями – основа нашей жизни. Сегодня невозможно представить врача без информационной системы. На будущее необходимо развивать информационные системы обучения врачей. Врач должен получить такой ресурс, где бы он мог открыть свой личный кабинет и получить данные по своей специальности со всего мира: статьи, нормативные акты, чтобы он самообучался благодаря этой системе. Искусственный интеллект – помощь врачу при  операциях, при принятии решений. Например, во время проведения массовой флюорографии врач уже ничего не видит после десятого снимка. Необходимо сделать так, чтобы не человек смотрел снимки, а машина читала их и сортировала: 100% хорошие снимки в один ящик, а где есть подозрения – в другой, чтобы дальше решение принимал врач. Такие подсказки должны быть для всех специалистов.

Мне хотелось бы, чтобы медицина начиналась со школы. У детей должны быть более полноценные уроки по биологии и обж. По моему мнению, в школе необходимо проводить курс, который проходят в медицинском училище, где дети учатся основам гигиены, оказанию первой помощи. Если уметь определять первые признаки инсульта и онкологии, в России вырастет уровень здоровья у людей. Для этого не надо много часов обучения. Такие меры были бы очень эффективны в плане профилактики и оздоровления нации в целом.

Наш центр является структурным подразделением городской клинической больницы № 7. Это крупнейшая больница, в которой сосредоточено высокотехнологичное оборудование и производятся лабораторные анализы практически половины города. Больница очень крупная, одновременно является лечебным центром и занимается сбором статистической информации о заболеваемости и уровне показателей относительно разных возрастов. Эти данные можно применить в науке и рассчитать прогнозные показатели заболеваемости, смертности, другие показатели, которые очень важны для здравоохранения. Как база для научных исследований молодежи – это уникальное место. Чтобы работать с этими данными, нужен наставник. В медицине, к счастью, очень хорошо развита система наставничества. Сюда можно приходить пользоваться цифрами, медицинскими данными, но эта информация является конфиденциальной. Нужно соглашение между образовательным учреждением и лечебным учреждением для прохождения практики.

Я считаю, что в медицине работают только одаренные люди. Случайный человек покидает вуз на 1–2 курсе: он либо не справляется, либо понимает, что это не его предназначение. Пока ты не начинаешь учиться, кажется, что все так чисто и аккуратно, все в белых халатах. Когда ты студент и посещаешь практические занятия, общаешься с пациентами – это немного другое. Школьнику важно понять, что в медицину нужно идти осмысленно. Чтобы не столкнуться с выгоранием, ты должен сменять рабочий процесс полноценным отдыхом. В большинстве случаев люди, к сожалению, не умеют отдыхать. Кто-то просто лежит на диване, кто-то ограничивает себя походом в спортзал один раз в неделю. Этого недостаточно. Нужно уметь отвлекаться с помощью физической работы, читать литературу, заниматься гимнастикой, плаванием, путешествовать.

Молодым людям, которые хотят связать свою жизнь с медициной, я бы посоветовал больше интересоваться, читать и смотреть. Информация сейчас очень доступна, и ее нужно получать из различных источников. Целенаправленно мало кто ищет информацию, все поддаются предложениям, которые присылает система. Я хочу, чтобы будущие медики заходили на сайт Минздрава, где всегда есть актуальная новостная информация. Понимая реальность и то, что сейчас происходит в  этой сфере, можно спланировать свою дальнейшую учебу и работу. Нужно читать официальные приказы и интересоваться иностранной литературой. Когда информация стекается с разных источников, она собирается как пазл. Анализируя ее, ты делаешь вывод, что уже сделано, а что предстоит сделать и чем ты будешь заниматься.

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Владимир Филатов: «Особенность медицины в том, что ты все время отвечаешь за жизнь пациента»

11 апреля 2019

Владимир Филатов: «Особенность медицины в том, что ты все время отвечаешь за жизнь пациента»

Настоящий врач – это человек, который учится всю жизнь и для кого здоровье – самая главная ценность. Молодые люди, которые хотят развиваться в сфере медицины, должны отнестись к своему выбору со всей ответственностью. В рамках Весенней профильной школы, которая состоялась в Казани с 24 по 28 марта при поддержке Министерства образования и науки РТ, молодые люди, увлекающиеся медициной, посетили Детскую республиканскую клиническую больницу. У ребят была возможность пообщаться с врачами, задать вопросы и узнать о возможностях реализации себя в медицине. Владимир Филатов, заместитель главного врача по хирургии ДРКБ, кандидат медицинских наук, врач-нейрохирург высшей категории, провел экскурсию по больнице, рассказал участникам об истории ее создания, ее функционировании и взаимодействии с пациентами.

Интерес к выбранной профессии и тяга к медицине позволила Владимиру Сергеевичу стать высококлассным нейрохирургом и врачом с большой буквы. Множество спасенных жизней – его заслуга. Герой нашего интервью рассказал нам о своем пути развития, о сложностях и преимуществах работы в медицинской сфере, тонкостях профессии хирурга и возможностях, которая предоставляет больница для самореализации молодых людей, которые мечтают стать врачами.

Пойти в медицинский институт я решил в 8 классе. В семье медиков не было, но почему-то у меня всегда была тяга к этой специальности. Может, это и называется призванием. В 10 классе я начал ходить на занятия по будущим профильным специальностям, которые проходили на базе 5 городской больницы. Там мы помогали медсестрам, пару раз нам удалось попасть в операционную во время проведения операции. Я всегда мечтал быть именно хирургом. Меня привлекала возможность помогать людям, быть полезным для общества. Родители меня поддержали, и это, конечно, тоже сыграло свою роль. Я поступил в медицинский институт и закончил его с отличием. Учиться там было здорово, я был в активе института, поэтому скучать не приходилось. Еще мне было интересно изучать организм человека. Уже на 2 курсе я начал работать санитаром, потом – медбратом, а во время интернатуры устроился врачом скорой помощи. Это была потрясающая школа жизни. На неотложке врач вынужден принимать какие-то решения здесь и сейчас, моментально. Сейчас я с гордостью вспоминаю о том, как мы спасали жизни, но не меньшее значение для меня имела работа санитаром и медбратом. Я считаю, что нужно пройти этот путь от самого начала, тогда ты обязательно станешь высококвалифицированным врачом.   

Особенность медицины в том, что ты все время отвечаешь за жизнь пациента. Неважно, во сколько заканчивается твой рабочий день, или ты вообще не ушел домой и остался на дежурство, мысли о пациентах всегда в моей голове. Есть специальности, где ровно в 6 вечера можно закрыть шкафчик, выключить компьютер или пойти обедать, и ничего страшного не случится. В профессии хирурга ты всецело отдаешься своему делу. Со временем ты привыкаешь к огромной ответственности, которая присуща медицине. Что касается педиатрии, здесь ты еще общаешься не только с пациентами, но и их родителями. Иногда это бывает непросто, и в разных ситуациях нужно уметь относиться с пониманием и находить общий язык с родителем. Поэтому на педиатрах лежит двойная нагрузка.

Если брать какие-то общепризнанные критерии качества, то могу с уверенностью сказать, что пациенты ждут от нас дружелюбия и хорошего отношения. Врач должен вызывать доверие у людей. Помимо этого в нем должен быть, в первую очередь, высокий профессионализм, ответственность за свои действия, а для хирурга – умение быстро принимать решения, а также хладнокровие и ясный ум. И если даже ты ошибаешься, ты должен признавать эти ошибки и уметь их анализировать, делать выводы и двигаться дальше.

Сейчас в медицине задан новый тренд – это малоинвазивные вмешательства. Мы стараемся практиковать его у себя в клинике. Также появилось очень много технологий и в плане диагностики. Сейчас уже даже многие современные больницы не делают ФГДС, а запускают пилюлю, которая проходит весь пищеварительный тракт и снимает органы. Мы сейчас идем в сторону новейших методов диагностики. Уже есть возможность диагностики на пренатальном периоде – это период внутриутробной жизни от зачатия до момента родов. На этом этапе можно корригировать какие-либо патологические состояния во время беременности: проводить операции на плоде или на плаценте, оперировать пороки развития. Это называется фетальной хирургией. Это говорит о том, что медицина с каждым днем будет только развиваться.

Несмотря на все изменения в атласе профессий, доктора всегда останутся востребованными и уважаемыми специалистами. Врачи спасают жизни, хотя нам этим хвастаться нельзя, но внутри себя нужно понимать, что мы приносим пользу. Такие вещи мотивируют на работу.

Мне посчастливилось встретиться в жизни с людьми, которые направили меня по правильному пути. Так, например, нейрохирургией я начал увлекаться после присутствия на неотложной операции, в которой участвовал Равиль Измайлович Ягудин. Моим наставником был Валерий Иванович Данилов, председатель Ассоциации нейрохирургов Татарстана, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой КГМУ, практикующий нейрохирург. Это те люди, которые направляли меня и помогали двигаться вперед. Конкретных историй нет, но какие-то реперные точки, когда ты провел первую операцию или спас жизнь человека, так или иначе влияют на тебя, твое мироощущение. И тебе хочется развиваться и работать еще больше.

Сложно передать словами чувства после первой операции, в которой я принял участие как ассистент. В первые дни я успел рассказать об этом как минимум 20 людям. Внутри у меня было чувство восторга. Это удовлетворение от того, что ты делаешь. Безусловно, бывают операции и неуспешные, их нужно пережить, осмыслить. Но когда ты делаешь даже самую маленькую операцию, особенно когда видишь эмоции и слезы радости у родителей пациента-ребенка, это всегда доставляет радость.

Когда у тебя есть определенный багаж знаний и опыт, проведение операций доводится до автоматизма. Но важнее то, что будет происходить в операционной непосредственно в момент операции. Перед каждой операцией стоит мысленно уже сделать ее в своей голове, выстроить цепочку действий и следовать ей. Знаете, когда во время операции происходят какие-то заминки, мне вспоминается поговорка Марка Галлая, летчика-испытателя: «Быстро – это медленно, но без остановок». Спешить не надо, но нужно действовать, четко зная, каким будет твой следующий шаг.

Молодым людям в самом начале пути важно определиться, действительно ли ему нужна медицина. Обидно, когда человек, проучившись 6 лет в университете, пройдя интернатуру, ординатуру, понимает, что это не его. Поэтому уже на первых практиках нужно понять для себя, интересно ли тебе это, с кем тебе комфортнее работать – с детьми или со взрослыми, и решать, в каком направлении двигаться дальше. Также важно понимать, что многое зависит от наличия человеческих качеств, сострадания, сопереживания.

Наша клиника принимает участие в фестивале «Ангелы в белых халатах», который проводит Казанский государственный медицинский университет. Мы приглашаем к себе школьников и проводим экскурсии. Мы всегда открыты к сотрудничеству, взаимодействию. В дни школьных каникул у любого школьника есть возможность прийти и поработать в ДРКБ курьером, санитаром. В такие моменты ребенок вливается в атмосферу клиники и чувствует, нравится это ему или нет, наблюдает за всем происходящим в больнице изнутри. Я считаю, что это отличный опыт, и у каждого желающего есть такая возможность.

Я думаю, что не стоит заставлять ребенка следовать семейной династии, если он этого не хочет. Надо предоставлять возможность выбора каждому человеку. Когда ты делаешь то, что тебе действительно по душе, ты отдаешься этому делу всецело и получаешь качественный результат. А это то, к чему стремится каждый из нас. Школьникам нужно больше показывать настоящее, чаще проводить экскурсии по учреждениям, предприятиям, рассказывать о преимуществах и сложностях каждого вида деятельности. Можно приглашать на классные часы экспертов, и они ответят на волнующие подростков вопросы, на которые не всегда могут ответить родители и учителя. Такие практики нужно развивать и продвигать в массы. Университет Талантов – это очень классный и перспективный проект, а также отличный кадровый резерв. Здесь талантливые и перспективные ребята развиваются, прокачивают свои навыки. Такие институты препятствуют оттоку наших талантов за рубеж, потому что молодые люди понимают, что и здесь они могут получить поддержку и возможности. Такое сотрудничество нам необходимо.

Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов

Школьники Татарстана встретились с академиками РАН, исследовали свою родословную и узнали о реабилитации детей в медицинских учреждениях

29 марта 2019

Школьники Татарстана встретились с академиками РАН, исследовали свою родословную и узнали о реабилитации детей в медицинских учреждениях

С каждым днем общество стремительно меняется, и многие профессии теряют свою актуальность. Поэтому перед школьниками старших классов встает непростой выбор своей будущей карьерной траектории. Чтобы познакомить школьников Татарстана с разными научными направлениями, развить их soft skills и сориентировать, в какой сфере они могут найти свое предназначение, в Казани при поддержке Министерства образования и науки РТ состоялась Весенняя профильная школа «Открытие талантов». С 23 по 28 марта более 250 школьников 8–11 классов и студентов Университета Талантов с различными достижениями республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровней посещали вузы, Академию наук, научные лаборатории, консультировались с экспертами и общались с профессионалами в таких сферах:

  • Математика и механика
  • Технические и инженерные науки
  • Физика и астрономия
  • ИТИС и технологии
  • Новые материалы и химические технологии
  • Экология и рациональное природопользование
  • Биология и науки о жизни
  • Медицина
  • Общественные и гуманитарные науки
  • Искусство

Руководитель программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Аделя Ахметова поделилась, как Профильная школа может помочь в профориентации молодежи:

На Весенней профильной школе мы ставили несколько задач: во-первых, мы старались познакомить участников с теми, кто уже занимается наукой в разных областях, потому что наука – это одно из самых перспективных направлений, где таланты реально нужны и востребованы. Во-вторых, чистой науки не бывает, так как вокруг всегда есть круг наук, которые стыкуются рядом друг с другом, и мы хотели, чтобы ребята провели для себя первичный отбор. Также мы заложили в послеобеденное время некоторую практику. Ее было не так много, но с помощью нее студенты приближались к пониманию, близка ли им эта сфера или нет. Также мы хотели, чтобы они использовали коммуникацию между собой, потому что они могут обменяться друг с другом опытом.

Программа технического направления была богата на интересные лекции. На открывающих лекциях профильной школы в Казанском научном центре Российской академии наук выступил академик Олег Геральдович Синяшин, который отметил важность понимания сегодняшних тенденций и перспектив в начале пути. Кандидат физико-математических наук Евгения Леонидовна Вавилова выступила с лекцией «Электронный параметрический резонанс – прошлое, настоящее, будущее», а кандидат технических наук Юрий Викторович Садчиков рассказал о расчетных задачах и задачах моделирования. Было отмечено, что расчеты в лабораторных условиях могут сильно отличаться от того, что есть на самом деле. На конкретных примерах спикер рассказал о методе конечных элементов, который сегодня повсеместно используется в производстве.

Также участникам была предоставлена возможность посетить лаборатории институтов Российской академии наук и научно-производственных предприятий, чтобы они смогли посмотреть на «внутреннюю кухню».

– Я давно хотел найти себя в профессиональном плане и попробовать себя именно в математическом направлении, узнать, что сегодня предлагает эта сфера. Больше всего мне понравилась лекция про оптические квантовые технологии. Что-то я уже знал, потому что изучал самостоятельно, но и новые знания тоже получил. Очень понравился сам лектор, потому что интересно рассказывал материал, – поделился Данил Ильин, ученик 10 класса Многопрофильного лицея им. А. М. Булатова (г. Кукмор).

Для участников, которые заинтересованы естественными науками и биологией, были организованы встречи с экспертами в сфере органической химии, физики и биологии. В Казанском научном центре Российской академии наук молодежь узнала о микроорганизмах и их влиянии – об этом рассказал в своей лекции Игорь Анатольевич Тарчевский «Микроорганизмы – друзья и враги растений». Вместе с Игорем Анатольевичем ребята узнали о том, сколько микроорганизмов находится в одном кубометре воздуха и одном грамме почвы. Были рассмотрены дружественные и вражеские для растений микроорганизмы. В ходе лекции был подробно представлен процесс взаимодействия патогенной клетки с листком. Спикер рассказал о важнейших механизмах защиты, которые происходят в этот момент в растении.

Также студенты посетили Казанский институт биохимии и биофизики Казанского научного центра РАН и узнали, как проходит работа в лабораториях. Научные сотрудники института показывали ребятам эксперименты, где школьники узнали о методах исследований животных клеток и разделении белков с помощью двумерного электрофореза.

В рамках направления «Медицина» у школьников была возможность посещать не только лаборатории и Казанский государственный медицинский университет, но и медицинские учреждения, в которых они пообщались с заслуженными врачами Татарстана и России. В Межрегиональном клинико-диагностическом центре молодых людей встретил заместитель генерального директора по общим вопросам Адель Фоатович Галимзянов. Он рассказал студентам об истории центра и его структуре.

Участники, которые хотят связать свое будущее с медициной, также посещали с экскурсиями городские больницы Казани. Ребята узнали, что такое механотерапия, гидрокинезатерапия, иглорефлексотерапия и чем полезны эти процедуры. В добавление студенты посетили отделение реанимации новорожденных. Заведующий отделением Марат Сатрутдинов рассказал ребятам об особенностях отделения, где находятся дети с врожденными пороками, недоношенные малыши, которых лечат и дают возможность полноценно развиваться и жить. Марат Альбертович познакомил с инновационными технологиями больницы, которые позволяют качественно и своевременно оказывать помощь. Те люди, которые идут в медицину, получают удовольствие от своей работы, отмечает Марат Сатрутдинов.

Гаффарова Илиза, ученица 9 класса Зиреклинского лицея (Новошешминский р-н), рассказала, что ее привлекает в медицине:

– Я с детства мечтала быть врачом. Я точно для себя решила, что буду помогать людям, и это станет моим делом жизни. Было такое время, когда у меня очень сильно болела голова и никакие лекарственные препараты мне не помогали. Тогда мы решили пойти к мануальному терапевту. Он помог мне, у меня прошли головные боли. С тех пор я решила стать мануальным терапевтом и стремлюсь к этому. Я благодарна Университету Талантов за возможность увидеть изнутри работу медицинских учреждений.

Участники-гуманитарии на Профильной школе посетили Кремль, а также такие Институт археологии и Институт истории. Во время лекций, проведенных управляющими отделов, участники весенней школы научились исследовать свою родословную, узнали подробнее о предках татар, истории Казани и татарской культуре. Также управляющие отделами институтов рассказали ребятам о татарских национальных костюмах, архивах и методиках работы с ними. Ребята разобрали творчество Мусы Бигиева, роль ислама в культуре татар и связь Татарстана и Ленинграда в истории Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны.

Елизавета Валерьевна Волкова, научный сотрудник института археологии им. А. Х. Халикова, рассказала ребятам о деятельности Института археологии и познакомила с антропологией. Институт занимается изучением скелетов и останков людей. При помощи этих материалов происходит процесс восстановления культурных событий. Участники Весенней школы посмотрели документальный фильм «Филипповка: черепа и лица», который посвящен истории Филипповского курганного могильника. После фильма ребят пригласили ознакомиться с демонстрационными материалами музея.

Основной площадкой для участников по направлению «Искусство» стал Казанский государственный институт культуры. Они могли познакомиться с учреждением поближе, узнать о необходимых баллах ЕГЭ и вступительных испытаниях, а также попробовать себя в качестве студента КазГИКа. В рамках Весенней профильной школы они посещали мастер-классы от преподавателей университета: «Дары Сабантуя», «Сценическая речь», «Татарский танец», «Что значит быть художником декоративно-прикладного искусства?», «Режиссер в кино». Мастер-класс по сценической речи провела Марьям Раисовна Шамсулина, специалист по режиссуре театрализованных представлений и сценической речи. Ребята сначала узнали о техниках для правильного дыхания и постановки голоса, а потом опробовали их на практике. Также Марьям Раисовна поделилась секретом, который поможет бороться со страхом: нужно представить, что все люди равны, тогда неприятное чувство сразу отступит.

– Все люди при нормальной физиологии, в том числе профессиональные актеры и ораторы, боятся выступать на сцене, но добросовестный спикер не будет выходить на сцену неподготовленным, – рассказала Марьям Раисовна.

На мастер-классе по режиссуре участники порассуждали о судьбе кинематографа в Казани. Все участники пришли к выводу, что в столице Татарстана есть все условия для реализации творческих проектов, в том числе и техническая оснащенность. Здесь ребята познакомились с новым жанром – интерактивным кино, где зритель может влиять на развитие событий.

На танцевальном мастер-классе участники за 45 минут успели выучить небольшой отрывок из татарского танца совместно со студентами КазГИКа под живое музыкальное сопровождение.

После небольшого блока мастер-классов участникам профильной школы в рамках недели театра был показан спектакль «Нежность» на основе произведения Николая Коляды, в котором принимают участие студенты 4 курса актерского направления.

Фарида Муфахарова, студент Университета Талантов, ученица 10 класса гимназии № 2 (г. Набережные Челны):

– Университет Талантов предоставляет драгоценную возможность – узнать, как строится обучение в разных вузах Татарстана. Как только я узнала о направлении «искусство», я сразу же начала изучать, в какой именно вуз я поеду поступать и где смогу испытать свои возможности. Благодаря Весенней школе я знаю, что готова развиваться в этом направлении.

В течение профильной школы студенты не только посещали площадки и слушали лекции, но и общались с наставниками. По мнению координатора Открытого сообщества наставников Университета Талантов Руслана Нуриева, наставник необходим студенту на профильной школе, чтобы сопровождать его на протяжении обучения и помочь сделать правильный выбор:

– Наставник Весенней профильной школы ежедневно встречается с участником, проводит рефлексию по итогам образовательного дня. Также он ориентирует наставляемого по индивидуальному плану развития. Вместе они ежедневно работают над той целью, которую заложили еще в начале школы, чтобы в дальнейшем ее реализовать.

Кроме обширной образовательной программы участники посещали лаборатории, где могли провести свой досуг и в то же время развить soft skills:  

  • Актерское мастерство
  • Лаборатория настольных игр
  • Лаборатория киномастерства
  • Стартап
  • Дебаты
  • Мир профессий будущего
  • Психология
  • Студенческая лаборатория
  • Коворкинг

На Весенней профильной школе был впервые представлен студенческий совет, председателем которого стал Никита Павлов, студент Университета Талантов, ученик 10 класса Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ (г. Казань):

– Студенческий совет у нас создан, чтобы студенты принимали непосредственное участие в деятельности Университета Талантов, работали с образовательной программой, организацией мероприятий, развивали бренд студентов и представляли нашу организацию на различных площадках. В составе студенческого совета мы встречаемся на образовательных модулях, встречах с экспертами, где прокачиваем event-навыки и вместе начинаем работать над масштабными мероприятиями, например, профильными школами и Молодежной школой талантов. У нас есть два способа отбора в студенческий совет: приглашение самых активных участников мероприятий и заявка – мотивационное письмо.

На Профильной школе к студенческому совету присоединились 11 участников с наивысшими рейтинговыми баллами, полученными в результате активной работы на лекциях и в команде. На первых местах рейтинга оказались студенты Университета Талантов – Дамир Мухаметзянов,  ученик 11 класса школы № 2 (г. Нурлат), участник  направления «Общественные и гуманитарные науки», и Максим Самсонов, ученик 11 класса школы № 16 (г. Чистополь), участник  направления «ИТИС и технологии».

Фоторепортаж 23 марта

Фоторепортаж 24 марта

Фоторепортаж 25 марта

Фоторепортаж 26 марта

Фоторепортаж 27 марта

Фоторепортаж 28 марта

Дарья Матвеева,
Медиалаборатория Университета Талантов