Декабрьская профильная программа по биологии «Биоразнообразие и введение в генетику» (2020 г.)
Профильная программа будет включать в себя теоретические и практические занятия по молекулярной биологии, генетике, популяционной экологии, биоразнообразию; культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия. Программа направлена на создание условий для реализации научно-ориентированных запросов учащихся, с целью их профилизации и осознанного выбора будущей профессии.
Заочный этап профильной программы проводится с 23 по 28 ноября 2020 года, очный – с 4 по 13 декабря 2020 года. К участию
в программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники.
Прием заявок для участия в конкурсном отборе открыт с 4 до 22 ноября 2020 года. Для участия в конкурсном отборе необходимо пройти регистрацию на сайте Республиканского центра utalents.ru.
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу rcnauka@utalents.ru.
В профильной программе могут принять участие школьники, учащиеся 9-10 классов из Республики Татарстан. К участию в профильной программе могут быть допущены учащиеся 8 класса, показавшие высокие академические результаты и успешно выполнившие отборочные задания.
Для участия необходимо:
- Написать входную вступительную работу, состоящую из 2 вопросов:
Распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 привнесло очень много изменений в нашу жизнь. Мы научились носить маски и дезинфицировать руки, получили опыт учебы на дистанте и работы на удаленке. Попробуйте объяснить, каким образом, с точки зрения эволюции и генетики, возник коронавирус COVID-19? Есть ли люди, невосприимчивые к COVID-19? Если есть, то объясните с точки зрения генетики, почему они невосприимчивы? Каким образом, с точки зрения теории эволюции, у них возникла невосприимчивость к COVID-19? Объясните, какие последствия для генофонда человечества окажет распространение COVID-19.
В 1928 году Александр Флеминг в ходе своего эксперимента с колониями бактерий обнаружил, что в тех участках, в которых присутствовала плесень Penicillum, бактерий не было. Флеминг сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии, которое он назвал «пенициллин». Это и был первый современный антибиотик. С тех пор были открыты многие другие антибиотики, с помощью которых медики успешно справляются со многими бактериальными заболеваниями. Однако до сих пор очень мало лекарственных препаратов, эффективно действующих против вирусных заболеваний, в том числе и против COVID-19. Объясните механизмы действия антибиотиков и противовирусных препаратов. Какие между ними различия? Почему до сих пор изобретено очень мало действительно эффективных противовирусных препаратов? Хотя COVID-19 является вирусным заболеванием, но в некоторых случаях медики назначают больным и антибиотики. Объясните, почему?
- Приложить копии дипломов, грамот и иных достижений в области биологии и/или экологии, химии.
Оценка конкурсных работ и портфолио проводится Координационным советом профильной программы.
Учащиеся, отказавшиеся от участия в профильной программе, будут заменены на следующих за ними по рейтингу школьников.
Отбор участников на очный этап профильной программы осуществляется по результатам прохождения заочного этапа и выполнения домашних самостоятельных работ.
Список школьников, приглашенных к участию в очном этапе профильной программе, публикуется на сайте Республиканского центра не позднее 26 ноября 2020 года.
Набиуллин Искандер Раилевич, учитель биологии высшей квалификационной категории, наставник победителей и призеров республиканских и всероссийских олимпиад по биологии и экологии.