DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Направление «Искусство»

Здесь вы можете познакомиться и подать заявку на участие в профильных программах по направлению «Культура» Республиканского центра

«Выявление юных талантов со всей республики, предоставление им равных возможностей для развития своих способностей под руководством ведущих педагогов и деятелей культуры, искусства – одни из главных задач Республиканского центра по модели «Сириус».

В атмосфере единения искусства, науки и спорта дети получат возможность включения в новые формы взаимодействия, которые в дальнейшем смогут превратиться в актуальные и полезные культурные проекты для нашей республики».

Юлия Ильдаровна Адгамова, Первый заместитель министра культуры Республики Татарстан

🔬 — Предметы

Вокал
Хореография
Изо
Дизайн
Музыкально-исполнительское творчество
Литературное творчество
Театральное искусство
Вокал
Театральное искусство
Хореография
ИЗО
Дизайн
Музыкально-исполнительское искусство
Литературное творчество

‍🎓 — Лаборатории

Вокал и театр

Фаттахова Ландыш Камиловна

преподаватель высшей квалификационной категории по классу эстрадного вокала КМК им.В.И. Аухадеева

В классе по вокалу и театру планируются: - занятия по изучению особенностей и приемов вокального мастерства, освоение основ технологии создания сценического образа, технологии постановки пластики и голоса певца. - занятия по актерскому мастерству и сценическому движению, постановке голоса, развитию интеллекта и надпредметных компетенций, работа над сценарием и отработки роли, художественного слова.

Музыкально-исполнительское искусство

Иванова Татьяна Юрьевна

заместитель директора по связям с общественностью КМК им.И.В.Аухадеева, старший преподаватель кафедры музыкально-прикладных технологий КГК имени Н.Г. Жиганова

Учебные кабинеты по музыкально-исполнительскому искусству предназначены для расширения и углубления знаний, развития умений и навыков, получения опыта, необходимого для творческо-исполнительской деятельности обучающихся. Юные музыканты получат возможность учиться на музыкальных инструментах высокого качества и познакомиться с ведущими артистами Татарстана, Российской Федерации, лауреатами международных конкурсов, получить у них мастер-классы.

📰

— Программы

📰

— Новости по теме

Подготовиться к олимпиадам по литературе помогут эксперты «Сириуса»

11 января 2021

Подготовиться к олимпиадам по литературе помогут эксперты «Сириуса»

Разбор олимпиадных заданий текущего учебного года пройдет в прямом эфире

16 января в 14:00 «Сириус» с ведущими педагогами-словесниками проведет в прямом эфире разбор олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.Первая важнейшая цель различных этапов Всероссийской олимпиады по литературе – заинтересовать старшеклассников сложным и увлекательным процессом открытия смыслов художественного текста, изучения литературного процесса.

Разобраться в олимпиадных требованиях, в подходах к оцениванию работ школьников, стратегиях анализа текста на примере Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников за 2020/2021 учебный год можно не откладывая, в прямом эфире. Онлайн-встреча пройдет с экспертами Образовательного центра «Сириус», членами Центральной предметно-методической комиссии (ЦПМК) по литературе: российским литературоведом и критиком, доктором филологических наук, профессором кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорем Сухих, доктором филологических наук, профессором ЯГПУ, председателем ЦПМК по литературе Татьяной Кучиной и председателем ассоциации «Гильдия словесников» Антоном Скулачевым.

Встреча будет проходить на YouTube канале «Сириуса», на официальной странице ВКонтакте.

«Документальный спектакль «Отцы и дети» станет первой ступенькой  в профессию

4 декабря 2020

«Документальный спектакль «Отцы и дети» станет первой ступенькой в профессию

Репортаж с образовательной программы по театру

С 1 по 21 ноября прошла профильная программа по театральному искусству «Документальный спектакль «Отцы и дети» Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан. В ней участвовали 27 ребят из Казани, Альметьевска, Нижнекамска, Новошешминского района.

Главная цель этой профильной программы – раскрытие творческого потенциала молодого человека, совершенствование его актерского мастерства, в том числе с помощью работы в экспериментальных технологиях в области театрального искусства.

Отбор ребят на программу проводил Экспертный совет Республиканского центра. Руководителем программы стала Татьяна Лядова, преподаватель высшей квалификационной категории по мастерству актера Казанского театрального училища, заслуженный деятель искусств  Республики Марий Эл. Педагогами выступили преподаватели Казанского театрального училища Денис Крутовских, Алексей Шитиков и педагог по пластике тела Анастасия Ельчанинова.

– В 2020 году это уже вторая профильная программа по театральному искусству Республиканского центра. Если сентябрьская программа носила более классический характер, то здесь участники получили опыт работы в одной  из инновационных технологий театра. Работая  над документальным спектаклем по системе вербатим, в основе которой  лежит интервью с героем  (реальным человеком), подросток выступает как в роли актера, так и в  роли драматурга. Татьяна Лядова в основу положила сложную и вечную тему – отношения отцов и детей. Соответственно, помимо развития творческого потенциала, большая роль в программе  отведена воспитанию, формированию нравственно-ценностной системы учащегося, – говорит Айгуль Давлетшина, руководитель проектных групп направления «Искусство» Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан.

В программе большой упор делался на практические занятия. Ребята  работали над текстами, анализировали интервью, образы, создавали свои живые тексты. Другой модуль занятий был посвящен пластике тела, сценической речи, работе на сцене.  В равной степени использовались как индивидуальные, так и групповые  формы работы, формирующие все необходимые навыки исполнителя: внимание, фантазия и воображение.

У ребят был очень плотный учебный график. Ребята с раннего утра были нацелены на приобретение ценных знаний по театральному искусству. Утро начиналось с зарядки, после завтрака  участники занимались общеобразовательными предметами, большая часть дня была посвящена профильным занятиям по различным направлениям. Вечером ребята снова собирались вместе в тесном кругу, смотрели тематические фильмы, проводили литературные чтения, обсуждения и дискуссии на подготовленные преподавателями темы. Это позволяло им больше понять и осмыслить свою будущую профессиональную сферу.


Итоговой работой ребят стал спектакль «Отцы и дети» по системе вербатим. Этот жанр в России только набирает популярность, тогда как за рубежом драматурги давно и с успехом его используют. Вербатим – истории реальных людей, объединенных общей темой, которые рассказываются со сцены. Задачей ребят стал поиск таких историй, в которых была бы изюминка или конфликт. Театральные деятели между собой называют это «ожогом» – местом, которое болеет, даже  когда заживает. Ребята взяли интервью, работали над ним. Одним из обязательных условий было снять интервью на видео. Участники смотрели видеоматериалы, читали произведения, пытались понять взаимоотношения в семье. Каждый выкладывался на 100 процентов.

Одним из преподавателей актерского мастерства был Денис Крутовских.

– В воспитании молодых актеров важен навык самостоятельной работы. Во время работы над спектаклем ребята выступали в качестве актера, сценариста, режиссера. Это, по сути, их самостоятельная работа. Нашей задачей было подсказать, направить и, в целом, выстроить эти истории в один спектакль. Актеру важно пережить чужую историю, как свою. Только через это мы приведем ребят к правдивому существованию на сцене.

По итогам программы ребята научились работать с текстом - освоили сценарное дело, узнавали нюансы актерского и режиссерского мастерства посредством тренингов и через разборы текстов и ситуаций. Сделана запись спектакля, а сама постановка впоследствии будет показана на сцене Учебного театра в Казани.

– В программе участвовали ребята, которые собираются стать артистами. Актерская профессия – исследование самого себя, людей и мира вокруг себя через материалы, роли и пьесы. Именно через них попытаться понять, что такое мир, что такое «я» в нем. Этот спектакль - большая ступень для них на сцене. Конфликт отцов и детей был, есть и всегда будет. Если хоть один человек после спектакля на минуту постарается измениться, поддержать близких,  своих детей, попытается их понять, найти компромисс, то мы, значит, сделали свое дело, – рассказал Денис Крутовских.

Дарья Постникова, участница программы, решила принять участие по приглашению своих преподавателей:

– На этой образовательной программе мы могли работать спокойно до 10-11 часов вечера. За проведенное вместе время мы очень сблизились, узнали друг друга лучше, это помогло и при создании спектакля. Для меня это был первый опыт работы в системе вербатим. Мой материал получился на 8 листов, пришлось сократить до 1,5. Это потребовало также много усилий. После спектакля было огромное облегчение, что я рассказала, донесла историю. Было хорошо, что зрители меня услышали, задумались. 

Виктор Корнеев, участник программы, приобрел ценные знания по своей сфере:

– Как отдыхать от работы, при этом, не отходя от нее, как жить в коллективе, не мешая, а, наоборот, помогая друг другу – всему этому я научился в этой программе. Я научился работать на большой зал, собирать внимание огромного количества людей, находясь на сцене без микрофона. Приобрел опыт, как взять историю другого человека и рассказать о ней людям в образе этого человека. Поначалу не все получалось. Когда характер моего героя был освоен, спектакль начал собираться в одну линию.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Этнология творчества»: как проходит профильная программа по декоративно-прикладному искусству

15 октября 2020

«Этнология творчества»: как проходит профильная программа по декоративно-прикладному искусству

Репортаж с образовательной программы направления «Искусство»  

С 27 сентября по 18 октября в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» проходит очная профильная программа по декоративно-прикладному искусству «Этнология творчества». Ее участники – 25 учащихся средних художественных школ, художественных лицеев и художественных училищ в возрасте от 13 до 15 лет из Казани, Арска, Азнакаево, Нурлата, Менделеевска, Чистополя, Атнинского и Сабинского районов. Программа проводится на базе детского лагеря «Байтик» при соблюдении всех требований Роспотребнадзора, введенных в связи с особой санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Программа состоит из интерактивных теоретических и практических занятий и мастер-классов по декоративно-прикладному искусству, живописи, художественным технологиям от ведущих экспертов-художников, мастеров народного и декоративно-прикладного искусства, искусствоведов Татарстана. Курс лекций программы включает в себя темы, отражающие основные этапы развития народного и декоративно-прикладного искусства Поволжья и Татарстана: история возникновения, становления традиционной, народной, этнической и национальной культур. 

Мадина Махмутова, руководитель программы, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ:

– Особенностью этой программы является то, что школьники получают тот материал, который не дают в общеобразовательных школах. На данной профильной программе мы работаем на результат, у ребят есть возможность полностью погрузиться в процесс, в атмосферу творчества. Вне занятий каждый участник в любое время может получить консультацию наставника. Участие в программе может повлиять на выбор будущей профессии. 

Участники программы работают в четырех мастерских:

  • «Халык бизэклэре» (украшения народов). Здесь школьники изучают художественные технологии создания куклы в национальном костюме народов Поволжья, осваивают навыки ручного труда и создают готовые изделия. Сначала костюм на кукле, далее для самих себя: татарские головные уборы (тюбетейка и калфак), народные игрушки. Работают с иглой, тканью, инструментами, техническими средствами изготовления и декорирования изделий.
  • «Арт-глина». Здесь участники программы работают на гончарном круге с живой глиной – переносят знания о народном костюме и создают куклы, тарелки.
  • «Хазинэ» (сокровищница). Это мастерская живописи. Здесь школьники изучают предметы и интерьеры народного быта. Создают живописные картины на народно-бытовые темы, натюрморта с предметами народного быта. Развивают навыки работы с различными материалами: акварелью, гуашью, цветными карандашами.
  • «Фотодизайн». Здесь ребята фотографируют и обрабатывают фотографии. Осваивают основные навыки работы в программах CorelDraw и Photoshop. 


Артур Шакиров, преподаватель программы, педагог дополнительного образования Центра детского творчества «Галактика» (Кукморский район):

– Я преподаватель компьютерной графики, дизайна, рисунка и фотографии. Отдельно проводим занятия и мастер-классы по лепке и гончарному делу с Дилярой Шакировой, педагогом того же Центра. На своих занятиях по компьютерной графике изучаем  графический дизайн, промышленную графику, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы. Работаем с фотографией, то есть сами с детьми фотографируем и учимся сразу же обрабатывать снимки. Я надеюсь, что все эти знания в области дизайна, полученные на наших занятиях, пригодятся ребятам, ведь на сегодняшний день дизайнер – одна из самых востребованных профессий. И, может, как раз профильная программа станет началом рождения профессии – дизайнер.

Педагогическая особенность программы состоит в практико-ориентированной направленности. Овладение художественными технологиями позволяет участникам программы создавать творческий индивидуальный продукт и развивать коммуникативные способности согласно специфике их будущей профессиональной сферы деятельности.

Маргарита Пьянова, ученица 8 класса гимназии №1 (Чистополь), рассказала, чему она научилась на программе:

Я решила принять участие в этой программе, чтобы попробовать что-то новое, усовершенствовать свои навыки в рисовании и декоративно-прикладном искусстве и получить много положительных эмоций. Я познакомилась с историей костюмов народов Поволжья, научилась создавать своих собственных кукол, потренировалась в составлении композиций, дизайнерских решений, познакомилась с фотошопом. Те знания и навыки, которые я получила здесь, пригодятся мне во многом. Например, с их помощью я смогу дальше развиваться в творчестве, буду лучше знать историю нашей культуры и  создавать на этой основе что-то свое.

Мне нравится эта программа своей творческой атмосферой, прекрасными преподавателями и приятным общением с ребятами. Конечно, в любом деле возникают трудности. Мне показалось сложным шить платье для куклы, но с помощью наставника у меня все получилось. На такие профильные смены ездить очень полезно и важно, потому что это дает новые знания, навыки и знакомства, помогает определиться со своим будущим, понять, чем ты действительно хочешь заниматься. Я планирую связать свое будущее с творческой сферой и вижу себя только в этом, но кто знает, может, все еще изменится. 


Лиана Багманова, ученица 9 класса школы-интерната с углубленным изучением отдельных предметов для одаренных детей (Сабинский район), рассказала о роли творчества в ее жизни:

– Умение творить, креативить и создавать красоту, будет актуально во все времена! Ведь именно творческие люди раскрашивают эти серые будни. И я хочу стать одной из таких людей. Хочу радовать всех красотой, которую буду создавать собственными руками, разбавлять консервативные будни и придумывать что-то  новое, интересное, а главное свое. Поэтому я уже начала задумываться о своем будущем. Его я хочу связать с направлением дизайна интерьера и экстерьера. С шестого класса я увлекаюсь дизайном одежды, мне нравится рисовать, лепить, творить и создавать красоту своими руками. На занятиях мы изучаем много интересного и познавательного: декоративно-прикладное искусство,  компьютерная графика, керамика, история костюма и много другое. Я открыла для себя новые техники рисования (граттаж, точечная техника рисования, рисование пищевой пленкой, техника росписи в народном стиле), создала свою первую куклу, впервые работала с глиной, получила ответы на все интересующие вопросы, связанные с творчеством.

Марьям Валиева, ученица 8 класса школы-интерната с углубленным изучением отдельных предметов для одаренных детей (Сабинский район), поделилась своими впенчатлениями:

На программе я узнала много интересного и полезного про историю народов Поволжья и Урала, происхождение и разновидности их национальных костюмов. Научилась писать картину, применяя различные законы в сфере искусства, шить  народных кукол по старым обычаям, лепить из глины различные предметы и разбираться в фотоискусстве. Да, трудности возникали при рисовании и лепке национальных кукол, но, благодаря хорошим наставникам,  они  быстро исчезали. 

Программа нравится тем, что она наполнена интересными занятиями, занятия ведут крутые преподаватели, а, главное, нам предоставляются большие возможности, о которых я не знала. Стоит просто сделать маленький шаг, и ты уже окунаешься с головой в этот прекрасный мир! Наверное, я еще полностью не определилась, кем я хочу стать, но я определенно знаю, что эта профессия будет неразрывно связано с творчеством и искусством. Полученные знания и навыки пригодятся мне в будущем.

 Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Let’s dance»: как проходит одна из первых очных программ этого лета

13 августа 2020

«Let’s dance»: как проходит одна из первых очных программ этого лета

Репортаж с профильной программы по хореографии

С 1 по 21 августа в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Республики Татарстан проходит профильная программа по хореографии «Let’s Dance» в очном формате. Все участники этой смены прошли конкурсный отбор, в котором учитывались победы в танцевальных конкурсах и состязаниях разных уровней. Цель данной программы – формирование знаний и навыков молодых людей от 12 до 15 лет в хореографическом искусстве. 

– Эпидемиологическая обстановка, конечно, внесла коррективы в проведение смены, но здорово, что мы можем провести смену в очном формате. Первые занятия прошли отлично, ребята уже успели успешно сдать зачеты по направлению хип-хоп.  Среди их оценок не было ни единой «тройки». Все ребята способные и очень активные. У молодого танцора должны быть горящие глаза и огромное желание обучиться чему-то новому. У наших участников это заметно, – отмечает Айдар Нурмухаметов, руководитель детской Академии танца «Funny» (Казань), магистр Казанского государственного института культуры, руководитель профильной программы по хореографии.


Программа проходит в теоретическо-практическом формате. После завершения каждого образовательного блока участники сдают зачет. Ежедневно с утра ребята приступают к занятиям: это и лекция по истории танца, и теория (видеопрезентации), и практика (непосредственное изучение нового стиля). Каждое из них длится по 1,5 часа. В программе три отряда – два из них состоят из участников хореографических коллективов «Бисеринка» (Набережные Челны) и «Кристалл» (Менделеевск), третий отряд – сборный – из разных хореографических коллективов городов-районов Татарстана.

Каждые три дня ребята осваивают новое направление. На первой неделе они изучили хип-хоп, джаз-стайл. Также ребятам предстоит изучение стилей вакинг, джаз-модерн, контемпорари. Педагоги обычно объясняют тему, позже учащимся задаются творческие задания (например, придумать комбинацию), таким образом проверяется, насколько хорошо ребята освоили эти движения.

– Ребятам очень понравились уличные танцы. Это связано с тем, что эти направления у всех на виду и в социальных сетях много видеороликов, связанных с этими стилями. После завершения учебы по каждому стилю они сдают зачет по теории и практике. На практике ребята выкладываются на все 100 процентов. Лекции им тоже интересны: они задают много вопросов по теме. Мы преподаем современные стили (хип-хоп, вакинг), также у нас большая практическая нагрузка и разнообразие стилей, – говорит Анастасия Логинская, педагог-куратор.

Особенность этой программы в том, что по ее итогам ребята вместе со своими педагогами готовят продукт – танцевальный спектакль-мюзикл на английском языке «Тролли. Мировой тур». Это будет дипломной работой для всех участников. В ходе этого спектакля ребята покажут все свое мастерство – приобретенные знания на смене, а также практику английского языка. Этот спектакль будет включать все стили танцев, которые изучили ребята. 

Егор Никитин, ученик 7 класса средней школы №1 г. Менделеевск, занимается танцами около 4-х лет, состоит в коллективе «Кристалл». Он в прошлом году участвовал в Летней профильной школе Университета Талантов. Прошлогодняя смена ему пришлась по душе, поэтому он и в этом году приехал за новыми знаниями.

– Первая неделя занятий прошло результативно. Были и трудности в выполнении сложных движений в хип-хопе. Несмотря на это, у меня все получается. Для этого нужно многократное повторение. Главное – хотеть! Если есть желание, то всего добьешься. Нужно всегда идти к своей цели. Мне нравятся и теория, и сдача зачетов. На смене хочу узнать больше про танцы, научиться новым стилям, найти новые знакомства. Пока все получается, – говорит Егор.

Для Валерии Котовой, ученицы 9 класса средней школы №1 г. Арск, первая неделя занятий была очень насыщенной:

– Мне понравилось, что с первого дня началась какая-то активность, движение. Каждый день был четко распланирован по мероприятиям, они были разнообразными. Мне очень нравится проявлять себя в разных стилях. Я занимаюсь танцами с детского сада. Сейчас выступаю с коллективом «Ар-и-эль».

Стоит отметить, что во время обучения соблюдаются  все меры безопасности в связи с эпидемиологической ситуацией. Перед входом в каждое здание стоят дезинфекторы, утром и вечером у каждого человека измеряют температуру тела, проводится дополнительная дезинфекция.

Алина Минневалиева, 
Медиалаборатория Университета Талантов

Какую историю поем, или как проходила образовательная программа по вокалу

26 июня 2020

Какую историю поем, или как проходила образовательная программа по вокалу

Обзорный материал по профильной программе «Поем историю»

Летние каникулы – не повод сидеть без дела, а прекрасная возможность научиться чему-то новому. Участники июньских образовательных программ Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи РТ накапливали знания в разных сферах.

В профильной образовательной программе «Поем историю», созданной для учащихся 12-14 лет, преподавали азы вокального искусства. Программа, начавшаяся 1 июня, завершилась 21-го числа. Организаторы программы старались передать ребятам актуальность классической татарской музыки (романсы, песни). Ученики развивали себя как с исполнительской, так и с артистической стороны. Кроме знакомства с произведениями классических композиторов, ребята узнали о современных музыкальных деятелях – молодых композиторах. Также участники смены соприкоснулись с работой над музыкальным номером. Мы пообщались с педагогами, которые работали с участниками смены и учили их азам вокального искусства.


Ландыш Фаттахова, преподаватель высшей квалификационной категории по классу эстрадного вокала Казанского музыкального колледжа им. В. И. Аухадеева, преподаватель по вокалу на профильной смене «Поем историю»:

– Основная цель, которую я преследовала в течение этой смены, – это привить самостоятельность учащимся в процессе обучения вокалу, чтобы они могли самостоятельно искать информацию, адаптировать ее для собственных нужд, работать над совершенствованием исполнительских навыков. Поэтому мне хотелось сформировать у ребят целостный образ восприятия искусства.

Мои уроки можно поделить на три составляющие: теория, практика и обратная связь. Мы с ребятами постарались разобрать современные техники исполнения эстрадного вокала. Несомненный плюс в том, что на этой смене ребята не отвлекались, они целиком и полностью были направлены на свое образование и развитие. А минусом является то, что смена проходила в дистанционной форме. Вокал – очень деятельный вид искусства, и поэтому очень сложно передавать через экран технические приемы.

Если говорить про ребят, то на смену они пришли уже мотивированными. Не было необходимости подогревать интерес к предмету, они изначально были нацелены на получение новых знаний.  Я очень старалась соблюсти баланс между теорией и практикой, а ребята уже сами отрабатывали тот или иной технический прием.  Очень надеюсь, что мы с коллегами нашли отклик у ребят, и лето они проведут, продолжая интересоваться историей культуры родного края, жанрами и стилями музыки и, конечно же, вокалом. 



Ольга Горюнова, преподаватель общего фортепиано Казанского музыкального колледжа, преподаватель по вокалу профильной смены «Поем историю»:

– Подготовка к программе началась задолго до того, как мы узнали о перемене формата на онлайн. Признаюсь, для меня этот опыт был новым и оттого еще более интересным. Цель моих уроков – открыть ребятам необъятные горизонты музыкального искусства во всем его многообразии, познакомить с новыми для них стилями, жанрами, техниками, упражнениями.

В этой профильной программе я старалась научить ребят уважать, ценить и беречь наше богатое национальное наследие. Ведь это фундамент, на который нужно опираться, корни, которые питают дальнейшее творчество большого музыканта. А также увлечь детей, расширить их кругозор, познакомив их с лучшими образцами музыки XX-XXI веков, вдохновить их на поиски нового, своего уникального стиля, сформировать навык, благодаря которому, будущие Большие музыканты смогли бы не потеряться в огромном объеме информации, и научились думать, анализировать и выбирать достойную музыку, сформировав музыкальный вкус. Воспитав разносторонне развитое творческое поколение, мы можем быть уверены в процветании культуры Татарстана в будущем.

На своих уроках я всегда старалась достичь дружеской атмосферы. Думаю, наиболее располагает к творчеству общение преподавателя на равных, где мы с ребятами вместе развивались, двигались и росли, узнавали что-то новое или обсуждали различные точки зрения.  Моя задача заключалась в том, чтобы сохранить их индивидуальность, поэтому я шла рядом на пути познания, указывая направление.

Несомненно, есть и плюсы, и минусы онлайн-формата. Здорово, что есть отличная возможность для детей, несмотря на сложившуюся обстановку, общаться и получать знания, заниматься творчеством, не выходя из дома. Но, с другой стороны, наша техника и интернет пока не настолько совершенны и не заменят живое общение, визуальный контакт. Я учила ребят анализировать, думать, применять самостоятельно найденную информацию на практике, делать выводы.

Нужно отметить, что саморазвитие – неотъемлемый фактор роста музыканта, вокалиста, в любой период его творческого развития, о чем я неоднократно повторяла ребятам, призывая их не останавливаться в практических упражнениях, в исследованиях, экспериментах и открытиях в рамках самостоятельных занятий.

Порадовало, что в смене участвовали ребята, которые уже пришли с высоким уровнем мотивации. Но все они были с различным уровнем подготовки. Кто-то делает первые робкие шаги в занятиях вокалом, а у кого-то за плечами – богатый опыт сценических выступлений и конкурсных состязаний. Независимо от этого, благодаря отличной, сплоченной команде преподавателей с богатым опытом, каждый участник смены открыл для себя много нового, интересного и полезного. На моих занятиях учащиеся научились не просто слышать, а вдумчиво слушать музыку, познакомились с разносторонними личностями музыкантов, которые оставили свой вклад в мировой музыке, научились различать стили современной музыки (джаз, latin, рок, R&B, рэп, хип хоп, фолк, неоклассика), освоили ритмические упражнения с помощью разнообразных техник, таких как Body Percussion и Konnakol.


Зарина Вильданова, певица, выпускница эстрадного факультета ГИТИС, руководитель музыкального направления форум Arts Biler Forum, преподаватель по актерскому мастерству и сценической речи, и истории музыки республики Татарстан профильной смены «Поем историю»:

– Наши занятия двигались по двум направлениям – актерское мастерство и сценическая речь, история музыки республики Татарстан. Основной целью было введение ребят в понимание актерского мастерства, дать им некие задания, секреты раскрытия голоса, познакомить их с истоками татарской музыки, ее историей для того, чтобы понять ее истоки, основных создателей.

Эта смена была особенной: мы проходили наше обучение онлайн. И дети, и преподаватели вынуждены были знакомиться друг с другом, обмениваться мыслями, знаниями через экраны, это очень интересный опыт. Участники смены могли самостоятельно найти упражнения по сценической речи, тренинги в направлении актерского мастерства. Я им подсказывала, как верно выполнять те или иные задания, и, в случае нахождения схожих заданий, они знали алгоритм их выполнения. Изучая известных личностей, мы смотрели, как они развивались в своем творчестве.

В этой смене были и практика, и самостоятельность. Я на занятиях старалась дать практические упражнения. Что-то они выполняли самостоятельно, но все мы проверяли, корректировали. Они всегда могли обращаться с вопросами, переделать свое домашнее задание.

Я уверена, что ребята будут обладать такими навыками актерского мастерства, как наблюдение и фантазия. У них есть все ключи к работе с текстами песен, они знают, как выполнять речевые упражнения, упражнения на расслабление, разогрев, развитие дикции и артикуляции. Ребята научились работать со своим образом, на что обращать внимание. Что касается, истории татарской музыки, участники послушали очень много музыки вместе со мной. К тому же, у них есть доступ к заданиям и презентациям, которые они могут в любой момент открыть и вспомнить наши уроки.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Что должен уметь художник, или Как проходит профильная программа по ИЗО

17 июня 2020

Что должен уметь художник, или Как проходит профильная программа по ИЗО

Репортаж с профильной программы «Окно в искусство»

Сейчас июньские дистанционные профильные программы Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» в самом разгаре. Среди них и программа «Окно в искусство», главная цель которой – знакомство с культурным наследием Татарстана через лекции, мастер-классы по живописи и рисунку от ведущих экспертов-художников, искусствоведа нашего региона.

Руководитель программы — Зульфира Кельдиева, руководитель направления «Искусство» Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус», тренер-эксперт надпредметных компетенций, наставник Университета Талантов. Именно она работала над созданием и разработкой этой программы, пригласила практиков-экспертов в этой области.

Теоретическую и практическую части программы ведут:

Фарит Валиуллин, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, ведущий художник Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат премии имени Габдуллы Тукая;

Дина Хисамова, замдиректора Государственного музея изобразительных искусств РТ, доцент кафедры монументально-декоративного искусства Казанского государственного института культуры, живописи и искусствоведения, историк, преподаватель истории и обществоведения, заслуженный работник культуры РТ; 

Мадина Махмутова,  доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат наук.

Все эти преподаватели комплексно обучают участников искусству создания живописной картины на историческую тему, натюрморта, национального костюма с помощью онлайн-уроков. Учащиеся получают знания по технологиям работы с акварелью, гуашью, цветными карандашами. Один из уроков «Окно в искусство» был посвящен красоте родного края. Фарит Валиуллин считает, что художники – самые счастливые люди, которые не только видят красоту во всех ее проявлениях, но и пытаются запечатлеть и передать это изображение другим.  Многочисленные озера, реки, леса, красота природы – все это вдохновляет художников.

К одному из уроков ребята подготовили свои фотографии. Задача учащихся состояла в написании этюдов по подобранным фотографиям. До того, как они приступили к работе, участники вместе с педагогом анализировали картины, которые он создавал в разное время. Так, участники программы познакомились с технологией работы преподавателя во время написания этюда на озере Яльчик, посмотрели видеоролик, где увидели, как художник пишет этюд на пленэре. Он работал на холсте с маслом. Для мастера, в первую очередь, очень важно подготовить палитру, поясняет учитель воспитанникам. Он начинает работу с выбора этюда, поиска или постановки композиции. Каждый момент в работе очень важен, так как любое состояние природы через мгновение уже изменится. Нужно успеть сделать перетекание теней, уловить и отобразить еще множество деталей. У Фарита Валиуллина есть целая серия работ, созданных в Яльчике, написанные гуашью в Крыму, в Турции. Главное во время работы – не забывать о композиции. Никаких пустот на картине не должно быть, все должно быть оправдано в художественном плане, чтобы очаровать и захватить зрителя теми эмоциями, которые хочет передать художник.


По мнению педагога, все его студенты очень талантливые, собранные. Многие из них уже состоялись как художники, учатся в вузах. Некоторые, будучи в возрасте 18-20 лет, уже зарекомендовали себя в профессиональном сообществе, выиграли в конкурсе по изобретению логотипа Болгарской академии, стали известными. Мастер считает, что возраст в освоении чего-то нового – не помеха. Есть люди, которые выйдя на пенсию, начинают рисовать. Уметь видеть красоту, уметь ее передавать – вот это главное, чему стоит научиться в изобразительном искусстве.

Во второй части урока участники профсмены сами рисовали натюрморт акварелью или гуашью.  Также в течение смены, кроме натюрморта, ребятам нужно будет представить пейзаж и архитектурный пейзаж Казани. Это и станет учебной практикой для них. Сейчас задача участников программы научиться работать с акварелью в разных техниках. В конце урока ребята высылают учителю фотографию своей работы на проверку.

Одна из участниц, Алиса Ситникова, окончила 9 класс школы №85 Казани, студентка Университета Талантов, выпускница художественной школы, в дальнейшем хочет себя реализовывать в изобразительном искусстве. Ей хочется развивать себя в живописи, больше писать акварелью:

– Мне очень нравится, как проходят занятия. У Фарита Рашидовича Валиуллина мы подробно разбираем живопись, беседуем о своей родине. У него чувствуется большая любовь к Родине. Хочется подробно изучить живопись, ее историю, прочувствовать ее. У Дины Диасовны мы проходим историю изобразительного искусства Татарстана. С Мадиной Мухаметовной мы подробно разбираем наряды, традиции народов Поволжья. Мы познакомились с ее куклами. Это очень здорово, когда человек с душой создает такие творения. Мне удобно, что смена проходит в таком формате. Потому что есть возможность задать вопросы самим преподавателям, спросить про свои недочеты. Практики много. Например, я сама давно не брала в руки акварель. Здесь есть возможность восстановить это упущение. Было бы здорово, если бы мы после смены встретились и побывали в мастерской, почувствовали настоящую атмосферу искусства.

Среди участников профильной смены есть и ребята из других регионов России. Елизавета Гоцкина, окончила 10 класс средней школы №35 в Волгограде, а также художественную школу. Про Университет Талантов узнала от мамы, подала заявку, и в апреле этого года стала студенткой Университета Талантов. Ее наставник предложила участвовать ей в этой профильной смене.

– Мне нравятся разные формы изобразительного искусства. Я люблю комиксы, и также отношу их к искусству, поскольку сегодня оно вышло за рамки натюрмортов, пейзажей и распространилось в сети. Я люблю картины, написанные маслом и акварелью. Что касается смены, то есть плюсы и минусы такого онлайн-формата. Конечно, искусство – больше очный формат. Этого, конечно, не хватает. Нас всего 15 человек, хорошо, что не так много. Конечно, теоретические занятия по истории искусств даются лучше. А вот с рисованием – сложнее. Онлайн-урок не передает ощущение того, когда рисуют вживую. Здорово, что есть связь с преподавателем. Хорошо, что урок идет онлайн, а не записью, так как можно задать вопрос, нас могут проконсультировать.

По мнению преподавателя, Фарита Рашидовича, Университет Талантов – это Эльбрус, который нужно достигать и достигать. Это не художественное училище, не вуз, это что-то новое, инновация. Искусство должно быть интегрировано в какие-то новые сферы. Он видит изобразительное искусство, как компонент в связке с наукой, например, с биологией, экологией, робототехникой. Но в то же время классическая школа по изобразительному искусству должна существовать.

– Проведение профильной смены в онлайн-формате мы реализуем на практике впервые. Мы делаем все возможное, чтобы у ребят были мотивация и интерес. Онлайн-формат не совсем удобный. Есть специфика изобразительного искусства, где на тактильном ощущении преподаватель чувствует  ребенка, где-то может помочь, подсказать. А сейчас не видно работ ребят, их качество. А при отправке работ нельзя увидеть нюансы цвета и света. Лекции в онлайн-формате проводить хорошо, но практические занятия – не очень. Потому что трудно увидеть отдачу. Для меня важно качество той продукции, которую ребята делают: аудиторные и домашние работы, – говорит Фарит Валиуллин.

По мнению преподавателя, все дети талантливы, но у каждого есть свое зерно. Кто-то – математик, кто-то – ученый. Задача экспертов этой программы – в отборе самых-самых достойных ребят. Ведь такие учащиеся сами становятся катализатором, индикатором для других талантливых ребят, которые за собой поведут других. Такие быстро схватывают, решают задачи. «Университет Талантов – это мотиватор, если мы даем толчок молодежи, у них и дальше идет развитие», – утверждает преподаватель.

Последний урок смены будет посвящен анализу всех работ ребят, сделанных за смену. Это будет своеобразная онлайн-выставка и каждый участник по 2-3 минуты будет делиться обратной связью о смене.


Онлайн-выставка работ участников:

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Подготовиться к олимпиадам по литературе помогут эксперты «Сириуса»

11 января 2021

Подготовиться к олимпиадам по литературе помогут эксперты «Сириуса»

Разбор олимпиадных заданий текущего учебного года пройдет в прямом эфире

16 января в 14:00 «Сириус» с ведущими педагогами-словесниками проведет в прямом эфире разбор олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.Первая важнейшая цель различных этапов Всероссийской олимпиады по литературе – заинтересовать старшеклассников сложным и увлекательным процессом открытия смыслов художественного текста, изучения литературного процесса.

Разобраться в олимпиадных требованиях, в подходах к оцениванию работ школьников, стратегиях анализа текста на примере Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников за 2020/2021 учебный год можно не откладывая, в прямом эфире. Онлайн-встреча пройдет с экспертами Образовательного центра «Сириус», членами Центральной предметно-методической комиссии (ЦПМК) по литературе: российским литературоведом и критиком, доктором филологических наук, профессором кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорем Сухих, доктором филологических наук, профессором ЯГПУ, председателем ЦПМК по литературе Татьяной Кучиной и председателем ассоциации «Гильдия словесников» Антоном Скулачевым.

Встреча будет проходить на YouTube канале «Сириуса», на официальной странице ВКонтакте.

«Документальный спектакль «Отцы и дети» станет первой ступенькой  в профессию

4 декабря 2020

«Документальный спектакль «Отцы и дети» станет первой ступенькой в профессию

Репортаж с образовательной программы по театру

С 1 по 21 ноября прошла профильная программа по театральному искусству «Документальный спектакль «Отцы и дети» Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан. В ней участвовали 27 ребят из Казани, Альметьевска, Нижнекамска, Новошешминского района.

Главная цель этой профильной программы – раскрытие творческого потенциала молодого человека, совершенствование его актерского мастерства, в том числе с помощью работы в экспериментальных технологиях в области театрального искусства.

Отбор ребят на программу проводил Экспертный совет Республиканского центра. Руководителем программы стала Татьяна Лядова, преподаватель высшей квалификационной категории по мастерству актера Казанского театрального училища, заслуженный деятель искусств  Республики Марий Эл. Педагогами выступили преподаватели Казанского театрального училища Денис Крутовских, Алексей Шитиков и педагог по пластике тела Анастасия Ельчанинова.

– В 2020 году это уже вторая профильная программа по театральному искусству Республиканского центра. Если сентябрьская программа носила более классический характер, то здесь участники получили опыт работы в одной  из инновационных технологий театра. Работая  над документальным спектаклем по системе вербатим, в основе которой  лежит интервью с героем  (реальным человеком), подросток выступает как в роли актера, так и в  роли драматурга. Татьяна Лядова в основу положила сложную и вечную тему – отношения отцов и детей. Соответственно, помимо развития творческого потенциала, большая роль в программе  отведена воспитанию, формированию нравственно-ценностной системы учащегося, – говорит Айгуль Давлетшина, руководитель проектных групп направления «Искусство» Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан.

В программе большой упор делался на практические занятия. Ребята  работали над текстами, анализировали интервью, образы, создавали свои живые тексты. Другой модуль занятий был посвящен пластике тела, сценической речи, работе на сцене.  В равной степени использовались как индивидуальные, так и групповые  формы работы, формирующие все необходимые навыки исполнителя: внимание, фантазия и воображение.

У ребят был очень плотный учебный график. Ребята с раннего утра были нацелены на приобретение ценных знаний по театральному искусству. Утро начиналось с зарядки, после завтрака  участники занимались общеобразовательными предметами, большая часть дня была посвящена профильным занятиям по различным направлениям. Вечером ребята снова собирались вместе в тесном кругу, смотрели тематические фильмы, проводили литературные чтения, обсуждения и дискуссии на подготовленные преподавателями темы. Это позволяло им больше понять и осмыслить свою будущую профессиональную сферу.


Итоговой работой ребят стал спектакль «Отцы и дети» по системе вербатим. Этот жанр в России только набирает популярность, тогда как за рубежом драматурги давно и с успехом его используют. Вербатим – истории реальных людей, объединенных общей темой, которые рассказываются со сцены. Задачей ребят стал поиск таких историй, в которых была бы изюминка или конфликт. Театральные деятели между собой называют это «ожогом» – местом, которое болеет, даже  когда заживает. Ребята взяли интервью, работали над ним. Одним из обязательных условий было снять интервью на видео. Участники смотрели видеоматериалы, читали произведения, пытались понять взаимоотношения в семье. Каждый выкладывался на 100 процентов.

Одним из преподавателей актерского мастерства был Денис Крутовских.

– В воспитании молодых актеров важен навык самостоятельной работы. Во время работы над спектаклем ребята выступали в качестве актера, сценариста, режиссера. Это, по сути, их самостоятельная работа. Нашей задачей было подсказать, направить и, в целом, выстроить эти истории в один спектакль. Актеру важно пережить чужую историю, как свою. Только через это мы приведем ребят к правдивому существованию на сцене.

По итогам программы ребята научились работать с текстом - освоили сценарное дело, узнавали нюансы актерского и режиссерского мастерства посредством тренингов и через разборы текстов и ситуаций. Сделана запись спектакля, а сама постановка впоследствии будет показана на сцене Учебного театра в Казани.

– В программе участвовали ребята, которые собираются стать артистами. Актерская профессия – исследование самого себя, людей и мира вокруг себя через материалы, роли и пьесы. Именно через них попытаться понять, что такое мир, что такое «я» в нем. Этот спектакль - большая ступень для них на сцене. Конфликт отцов и детей был, есть и всегда будет. Если хоть один человек после спектакля на минуту постарается измениться, поддержать близких,  своих детей, попытается их понять, найти компромисс, то мы, значит, сделали свое дело, – рассказал Денис Крутовских.

Дарья Постникова, участница программы, решила принять участие по приглашению своих преподавателей:

– На этой образовательной программе мы могли работать спокойно до 10-11 часов вечера. За проведенное вместе время мы очень сблизились, узнали друг друга лучше, это помогло и при создании спектакля. Для меня это был первый опыт работы в системе вербатим. Мой материал получился на 8 листов, пришлось сократить до 1,5. Это потребовало также много усилий. После спектакля было огромное облегчение, что я рассказала, донесла историю. Было хорошо, что зрители меня услышали, задумались. 

Виктор Корнеев, участник программы, приобрел ценные знания по своей сфере:

– Как отдыхать от работы, при этом, не отходя от нее, как жить в коллективе, не мешая, а, наоборот, помогая друг другу – всему этому я научился в этой программе. Я научился работать на большой зал, собирать внимание огромного количества людей, находясь на сцене без микрофона. Приобрел опыт, как взять историю другого человека и рассказать о ней людям в образе этого человека. Поначалу не все получалось. Когда характер моего героя был освоен, спектакль начал собираться в одну линию.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Этнология творчества»: как проходит профильная программа по декоративно-прикладному искусству

15 октября 2020

«Этнология творчества»: как проходит профильная программа по декоративно-прикладному искусству

Репортаж с образовательной программы направления «Искусство»  

С 27 сентября по 18 октября в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» проходит очная профильная программа по декоративно-прикладному искусству «Этнология творчества». Ее участники – 25 учащихся средних художественных школ, художественных лицеев и художественных училищ в возрасте от 13 до 15 лет из Казани, Арска, Азнакаево, Нурлата, Менделеевска, Чистополя, Атнинского и Сабинского районов. Программа проводится на базе детского лагеря «Байтик» при соблюдении всех требований Роспотребнадзора, введенных в связи с особой санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Программа состоит из интерактивных теоретических и практических занятий и мастер-классов по декоративно-прикладному искусству, живописи, художественным технологиям от ведущих экспертов-художников, мастеров народного и декоративно-прикладного искусства, искусствоведов Татарстана. Курс лекций программы включает в себя темы, отражающие основные этапы развития народного и декоративно-прикладного искусства Поволжья и Татарстана: история возникновения, становления традиционной, народной, этнической и национальной культур. 

Мадина Махмутова, руководитель программы, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ:

– Особенностью этой программы является то, что школьники получают тот материал, который не дают в общеобразовательных школах. На данной профильной программе мы работаем на результат, у ребят есть возможность полностью погрузиться в процесс, в атмосферу творчества. Вне занятий каждый участник в любое время может получить консультацию наставника. Участие в программе может повлиять на выбор будущей профессии. 

Участники программы работают в четырех мастерских:

  • «Халык бизэклэре» (украшения народов). Здесь школьники изучают художественные технологии создания куклы в национальном костюме народов Поволжья, осваивают навыки ручного труда и создают готовые изделия. Сначала костюм на кукле, далее для самих себя: татарские головные уборы (тюбетейка и калфак), народные игрушки. Работают с иглой, тканью, инструментами, техническими средствами изготовления и декорирования изделий.
  • «Арт-глина». Здесь участники программы работают на гончарном круге с живой глиной – переносят знания о народном костюме и создают куклы, тарелки.
  • «Хазинэ» (сокровищница). Это мастерская живописи. Здесь школьники изучают предметы и интерьеры народного быта. Создают живописные картины на народно-бытовые темы, натюрморта с предметами народного быта. Развивают навыки работы с различными материалами: акварелью, гуашью, цветными карандашами.
  • «Фотодизайн». Здесь ребята фотографируют и обрабатывают фотографии. Осваивают основные навыки работы в программах CorelDraw и Photoshop. 


Артур Шакиров, преподаватель программы, педагог дополнительного образования Центра детского творчества «Галактика» (Кукморский район):

– Я преподаватель компьютерной графики, дизайна, рисунка и фотографии. Отдельно проводим занятия и мастер-классы по лепке и гончарному делу с Дилярой Шакировой, педагогом того же Центра. На своих занятиях по компьютерной графике изучаем  графический дизайн, промышленную графику, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы. Работаем с фотографией, то есть сами с детьми фотографируем и учимся сразу же обрабатывать снимки. Я надеюсь, что все эти знания в области дизайна, полученные на наших занятиях, пригодятся ребятам, ведь на сегодняшний день дизайнер – одна из самых востребованных профессий. И, может, как раз профильная программа станет началом рождения профессии – дизайнер.

Педагогическая особенность программы состоит в практико-ориентированной направленности. Овладение художественными технологиями позволяет участникам программы создавать творческий индивидуальный продукт и развивать коммуникативные способности согласно специфике их будущей профессиональной сферы деятельности.

Маргарита Пьянова, ученица 8 класса гимназии №1 (Чистополь), рассказала, чему она научилась на программе:

Я решила принять участие в этой программе, чтобы попробовать что-то новое, усовершенствовать свои навыки в рисовании и декоративно-прикладном искусстве и получить много положительных эмоций. Я познакомилась с историей костюмов народов Поволжья, научилась создавать своих собственных кукол, потренировалась в составлении композиций, дизайнерских решений, познакомилась с фотошопом. Те знания и навыки, которые я получила здесь, пригодятся мне во многом. Например, с их помощью я смогу дальше развиваться в творчестве, буду лучше знать историю нашей культуры и  создавать на этой основе что-то свое.

Мне нравится эта программа своей творческой атмосферой, прекрасными преподавателями и приятным общением с ребятами. Конечно, в любом деле возникают трудности. Мне показалось сложным шить платье для куклы, но с помощью наставника у меня все получилось. На такие профильные смены ездить очень полезно и важно, потому что это дает новые знания, навыки и знакомства, помогает определиться со своим будущим, понять, чем ты действительно хочешь заниматься. Я планирую связать свое будущее с творческой сферой и вижу себя только в этом, но кто знает, может, все еще изменится. 


Лиана Багманова, ученица 9 класса школы-интерната с углубленным изучением отдельных предметов для одаренных детей (Сабинский район), рассказала о роли творчества в ее жизни:

– Умение творить, креативить и создавать красоту, будет актуально во все времена! Ведь именно творческие люди раскрашивают эти серые будни. И я хочу стать одной из таких людей. Хочу радовать всех красотой, которую буду создавать собственными руками, разбавлять консервативные будни и придумывать что-то  новое, интересное, а главное свое. Поэтому я уже начала задумываться о своем будущем. Его я хочу связать с направлением дизайна интерьера и экстерьера. С шестого класса я увлекаюсь дизайном одежды, мне нравится рисовать, лепить, творить и создавать красоту своими руками. На занятиях мы изучаем много интересного и познавательного: декоративно-прикладное искусство,  компьютерная графика, керамика, история костюма и много другое. Я открыла для себя новые техники рисования (граттаж, точечная техника рисования, рисование пищевой пленкой, техника росписи в народном стиле), создала свою первую куклу, впервые работала с глиной, получила ответы на все интересующие вопросы, связанные с творчеством.

Марьям Валиева, ученица 8 класса школы-интерната с углубленным изучением отдельных предметов для одаренных детей (Сабинский район), поделилась своими впенчатлениями:

На программе я узнала много интересного и полезного про историю народов Поволжья и Урала, происхождение и разновидности их национальных костюмов. Научилась писать картину, применяя различные законы в сфере искусства, шить  народных кукол по старым обычаям, лепить из глины различные предметы и разбираться в фотоискусстве. Да, трудности возникали при рисовании и лепке национальных кукол, но, благодаря хорошим наставникам,  они  быстро исчезали. 

Программа нравится тем, что она наполнена интересными занятиями, занятия ведут крутые преподаватели, а, главное, нам предоставляются большие возможности, о которых я не знала. Стоит просто сделать маленький шаг, и ты уже окунаешься с головой в этот прекрасный мир! Наверное, я еще полностью не определилась, кем я хочу стать, но я определенно знаю, что эта профессия будет неразрывно связано с творчеством и искусством. Полученные знания и навыки пригодятся мне в будущем.

 Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Let’s dance»: как проходит одна из первых очных программ этого лета

13 августа 2020

«Let’s dance»: как проходит одна из первых очных программ этого лета

Репортаж с профильной программы по хореографии

С 1 по 21 августа в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Республики Татарстан проходит профильная программа по хореографии «Let’s Dance» в очном формате. Все участники этой смены прошли конкурсный отбор, в котором учитывались победы в танцевальных конкурсах и состязаниях разных уровней. Цель данной программы – формирование знаний и навыков молодых людей от 12 до 15 лет в хореографическом искусстве. 

– Эпидемиологическая обстановка, конечно, внесла коррективы в проведение смены, но здорово, что мы можем провести смену в очном формате. Первые занятия прошли отлично, ребята уже успели успешно сдать зачеты по направлению хип-хоп.  Среди их оценок не было ни единой «тройки». Все ребята способные и очень активные. У молодого танцора должны быть горящие глаза и огромное желание обучиться чему-то новому. У наших участников это заметно, – отмечает Айдар Нурмухаметов, руководитель детской Академии танца «Funny» (Казань), магистр Казанского государственного института культуры, руководитель профильной программы по хореографии.


Программа проходит в теоретическо-практическом формате. После завершения каждого образовательного блока участники сдают зачет. Ежедневно с утра ребята приступают к занятиям: это и лекция по истории танца, и теория (видеопрезентации), и практика (непосредственное изучение нового стиля). Каждое из них длится по 1,5 часа. В программе три отряда – два из них состоят из участников хореографических коллективов «Бисеринка» (Набережные Челны) и «Кристалл» (Менделеевск), третий отряд – сборный – из разных хореографических коллективов городов-районов Татарстана.

Каждые три дня ребята осваивают новое направление. На первой неделе они изучили хип-хоп, джаз-стайл. Также ребятам предстоит изучение стилей вакинг, джаз-модерн, контемпорари. Педагоги обычно объясняют тему, позже учащимся задаются творческие задания (например, придумать комбинацию), таким образом проверяется, насколько хорошо ребята освоили эти движения.

– Ребятам очень понравились уличные танцы. Это связано с тем, что эти направления у всех на виду и в социальных сетях много видеороликов, связанных с этими стилями. После завершения учебы по каждому стилю они сдают зачет по теории и практике. На практике ребята выкладываются на все 100 процентов. Лекции им тоже интересны: они задают много вопросов по теме. Мы преподаем современные стили (хип-хоп, вакинг), также у нас большая практическая нагрузка и разнообразие стилей, – говорит Анастасия Логинская, педагог-куратор.

Особенность этой программы в том, что по ее итогам ребята вместе со своими педагогами готовят продукт – танцевальный спектакль-мюзикл на английском языке «Тролли. Мировой тур». Это будет дипломной работой для всех участников. В ходе этого спектакля ребята покажут все свое мастерство – приобретенные знания на смене, а также практику английского языка. Этот спектакль будет включать все стили танцев, которые изучили ребята. 

Егор Никитин, ученик 7 класса средней школы №1 г. Менделеевск, занимается танцами около 4-х лет, состоит в коллективе «Кристалл». Он в прошлом году участвовал в Летней профильной школе Университета Талантов. Прошлогодняя смена ему пришлась по душе, поэтому он и в этом году приехал за новыми знаниями.

– Первая неделя занятий прошло результативно. Были и трудности в выполнении сложных движений в хип-хопе. Несмотря на это, у меня все получается. Для этого нужно многократное повторение. Главное – хотеть! Если есть желание, то всего добьешься. Нужно всегда идти к своей цели. Мне нравятся и теория, и сдача зачетов. На смене хочу узнать больше про танцы, научиться новым стилям, найти новые знакомства. Пока все получается, – говорит Егор.

Для Валерии Котовой, ученицы 9 класса средней школы №1 г. Арск, первая неделя занятий была очень насыщенной:

– Мне понравилось, что с первого дня началась какая-то активность, движение. Каждый день был четко распланирован по мероприятиям, они были разнообразными. Мне очень нравится проявлять себя в разных стилях. Я занимаюсь танцами с детского сада. Сейчас выступаю с коллективом «Ар-и-эль».

Стоит отметить, что во время обучения соблюдаются  все меры безопасности в связи с эпидемиологической ситуацией. Перед входом в каждое здание стоят дезинфекторы, утром и вечером у каждого человека измеряют температуру тела, проводится дополнительная дезинфекция.

Алина Минневалиева, 
Медиалаборатория Университета Талантов

Какую историю поем, или как проходила образовательная программа по вокалу

26 июня 2020

Какую историю поем, или как проходила образовательная программа по вокалу

Обзорный материал по профильной программе «Поем историю»

Летние каникулы – не повод сидеть без дела, а прекрасная возможность научиться чему-то новому. Участники июньских образовательных программ Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи РТ накапливали знания в разных сферах.

В профильной образовательной программе «Поем историю», созданной для учащихся 12-14 лет, преподавали азы вокального искусства. Программа, начавшаяся 1 июня, завершилась 21-го числа. Организаторы программы старались передать ребятам актуальность классической татарской музыки (романсы, песни). Ученики развивали себя как с исполнительской, так и с артистической стороны. Кроме знакомства с произведениями классических композиторов, ребята узнали о современных музыкальных деятелях – молодых композиторах. Также участники смены соприкоснулись с работой над музыкальным номером. Мы пообщались с педагогами, которые работали с участниками смены и учили их азам вокального искусства.


Ландыш Фаттахова, преподаватель высшей квалификационной категории по классу эстрадного вокала Казанского музыкального колледжа им. В. И. Аухадеева, преподаватель по вокалу на профильной смене «Поем историю»:

– Основная цель, которую я преследовала в течение этой смены, – это привить самостоятельность учащимся в процессе обучения вокалу, чтобы они могли самостоятельно искать информацию, адаптировать ее для собственных нужд, работать над совершенствованием исполнительских навыков. Поэтому мне хотелось сформировать у ребят целостный образ восприятия искусства.

Мои уроки можно поделить на три составляющие: теория, практика и обратная связь. Мы с ребятами постарались разобрать современные техники исполнения эстрадного вокала. Несомненный плюс в том, что на этой смене ребята не отвлекались, они целиком и полностью были направлены на свое образование и развитие. А минусом является то, что смена проходила в дистанционной форме. Вокал – очень деятельный вид искусства, и поэтому очень сложно передавать через экран технические приемы.

Если говорить про ребят, то на смену они пришли уже мотивированными. Не было необходимости подогревать интерес к предмету, они изначально были нацелены на получение новых знаний.  Я очень старалась соблюсти баланс между теорией и практикой, а ребята уже сами отрабатывали тот или иной технический прием.  Очень надеюсь, что мы с коллегами нашли отклик у ребят, и лето они проведут, продолжая интересоваться историей культуры родного края, жанрами и стилями музыки и, конечно же, вокалом. 



Ольга Горюнова, преподаватель общего фортепиано Казанского музыкального колледжа, преподаватель по вокалу профильной смены «Поем историю»:

– Подготовка к программе началась задолго до того, как мы узнали о перемене формата на онлайн. Признаюсь, для меня этот опыт был новым и оттого еще более интересным. Цель моих уроков – открыть ребятам необъятные горизонты музыкального искусства во всем его многообразии, познакомить с новыми для них стилями, жанрами, техниками, упражнениями.

В этой профильной программе я старалась научить ребят уважать, ценить и беречь наше богатое национальное наследие. Ведь это фундамент, на который нужно опираться, корни, которые питают дальнейшее творчество большого музыканта. А также увлечь детей, расширить их кругозор, познакомив их с лучшими образцами музыки XX-XXI веков, вдохновить их на поиски нового, своего уникального стиля, сформировать навык, благодаря которому, будущие Большие музыканты смогли бы не потеряться в огромном объеме информации, и научились думать, анализировать и выбирать достойную музыку, сформировав музыкальный вкус. Воспитав разносторонне развитое творческое поколение, мы можем быть уверены в процветании культуры Татарстана в будущем.

На своих уроках я всегда старалась достичь дружеской атмосферы. Думаю, наиболее располагает к творчеству общение преподавателя на равных, где мы с ребятами вместе развивались, двигались и росли, узнавали что-то новое или обсуждали различные точки зрения.  Моя задача заключалась в том, чтобы сохранить их индивидуальность, поэтому я шла рядом на пути познания, указывая направление.

Несомненно, есть и плюсы, и минусы онлайн-формата. Здорово, что есть отличная возможность для детей, несмотря на сложившуюся обстановку, общаться и получать знания, заниматься творчеством, не выходя из дома. Но, с другой стороны, наша техника и интернет пока не настолько совершенны и не заменят живое общение, визуальный контакт. Я учила ребят анализировать, думать, применять самостоятельно найденную информацию на практике, делать выводы.

Нужно отметить, что саморазвитие – неотъемлемый фактор роста музыканта, вокалиста, в любой период его творческого развития, о чем я неоднократно повторяла ребятам, призывая их не останавливаться в практических упражнениях, в исследованиях, экспериментах и открытиях в рамках самостоятельных занятий.

Порадовало, что в смене участвовали ребята, которые уже пришли с высоким уровнем мотивации. Но все они были с различным уровнем подготовки. Кто-то делает первые робкие шаги в занятиях вокалом, а у кого-то за плечами – богатый опыт сценических выступлений и конкурсных состязаний. Независимо от этого, благодаря отличной, сплоченной команде преподавателей с богатым опытом, каждый участник смены открыл для себя много нового, интересного и полезного. На моих занятиях учащиеся научились не просто слышать, а вдумчиво слушать музыку, познакомились с разносторонними личностями музыкантов, которые оставили свой вклад в мировой музыке, научились различать стили современной музыки (джаз, latin, рок, R&B, рэп, хип хоп, фолк, неоклассика), освоили ритмические упражнения с помощью разнообразных техник, таких как Body Percussion и Konnakol.


Зарина Вильданова, певица, выпускница эстрадного факультета ГИТИС, руководитель музыкального направления форум Arts Biler Forum, преподаватель по актерскому мастерству и сценической речи, и истории музыки республики Татарстан профильной смены «Поем историю»:

– Наши занятия двигались по двум направлениям – актерское мастерство и сценическая речь, история музыки республики Татарстан. Основной целью было введение ребят в понимание актерского мастерства, дать им некие задания, секреты раскрытия голоса, познакомить их с истоками татарской музыки, ее историей для того, чтобы понять ее истоки, основных создателей.

Эта смена была особенной: мы проходили наше обучение онлайн. И дети, и преподаватели вынуждены были знакомиться друг с другом, обмениваться мыслями, знаниями через экраны, это очень интересный опыт. Участники смены могли самостоятельно найти упражнения по сценической речи, тренинги в направлении актерского мастерства. Я им подсказывала, как верно выполнять те или иные задания, и, в случае нахождения схожих заданий, они знали алгоритм их выполнения. Изучая известных личностей, мы смотрели, как они развивались в своем творчестве.

В этой смене были и практика, и самостоятельность. Я на занятиях старалась дать практические упражнения. Что-то они выполняли самостоятельно, но все мы проверяли, корректировали. Они всегда могли обращаться с вопросами, переделать свое домашнее задание.

Я уверена, что ребята будут обладать такими навыками актерского мастерства, как наблюдение и фантазия. У них есть все ключи к работе с текстами песен, они знают, как выполнять речевые упражнения, упражнения на расслабление, разогрев, развитие дикции и артикуляции. Ребята научились работать со своим образом, на что обращать внимание. Что касается, истории татарской музыки, участники послушали очень много музыки вместе со мной. К тому же, у них есть доступ к заданиям и презентациям, которые они могут в любой момент открыть и вспомнить наши уроки.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Что должен уметь художник, или Как проходит профильная программа по ИЗО

17 июня 2020

Что должен уметь художник, или Как проходит профильная программа по ИЗО

Репортаж с профильной программы «Окно в искусство»

Сейчас июньские дистанционные профильные программы Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» в самом разгаре. Среди них и программа «Окно в искусство», главная цель которой – знакомство с культурным наследием Татарстана через лекции, мастер-классы по живописи и рисунку от ведущих экспертов-художников, искусствоведа нашего региона.

Руководитель программы — Зульфира Кельдиева, руководитель направления «Искусство» Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус», тренер-эксперт надпредметных компетенций, наставник Университета Талантов. Именно она работала над созданием и разработкой этой программы, пригласила практиков-экспертов в этой области.

Теоретическую и практическую части программы ведут:

Фарит Валиуллин, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, ведущий художник Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат премии имени Габдуллы Тукая;

Дина Хисамова, замдиректора Государственного музея изобразительных искусств РТ, доцент кафедры монументально-декоративного искусства Казанского государственного института культуры, живописи и искусствоведения, историк, преподаватель истории и обществоведения, заслуженный работник культуры РТ; 

Мадина Махмутова,  доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат наук.

Все эти преподаватели комплексно обучают участников искусству создания живописной картины на историческую тему, натюрморта, национального костюма с помощью онлайн-уроков. Учащиеся получают знания по технологиям работы с акварелью, гуашью, цветными карандашами. Один из уроков «Окно в искусство» был посвящен красоте родного края. Фарит Валиуллин считает, что художники – самые счастливые люди, которые не только видят красоту во всех ее проявлениях, но и пытаются запечатлеть и передать это изображение другим.  Многочисленные озера, реки, леса, красота природы – все это вдохновляет художников.

К одному из уроков ребята подготовили свои фотографии. Задача учащихся состояла в написании этюдов по подобранным фотографиям. До того, как они приступили к работе, участники вместе с педагогом анализировали картины, которые он создавал в разное время. Так, участники программы познакомились с технологией работы преподавателя во время написания этюда на озере Яльчик, посмотрели видеоролик, где увидели, как художник пишет этюд на пленэре. Он работал на холсте с маслом. Для мастера, в первую очередь, очень важно подготовить палитру, поясняет учитель воспитанникам. Он начинает работу с выбора этюда, поиска или постановки композиции. Каждый момент в работе очень важен, так как любое состояние природы через мгновение уже изменится. Нужно успеть сделать перетекание теней, уловить и отобразить еще множество деталей. У Фарита Валиуллина есть целая серия работ, созданных в Яльчике, написанные гуашью в Крыму, в Турции. Главное во время работы – не забывать о композиции. Никаких пустот на картине не должно быть, все должно быть оправдано в художественном плане, чтобы очаровать и захватить зрителя теми эмоциями, которые хочет передать художник.


По мнению педагога, все его студенты очень талантливые, собранные. Многие из них уже состоялись как художники, учатся в вузах. Некоторые, будучи в возрасте 18-20 лет, уже зарекомендовали себя в профессиональном сообществе, выиграли в конкурсе по изобретению логотипа Болгарской академии, стали известными. Мастер считает, что возраст в освоении чего-то нового – не помеха. Есть люди, которые выйдя на пенсию, начинают рисовать. Уметь видеть красоту, уметь ее передавать – вот это главное, чему стоит научиться в изобразительном искусстве.

Во второй части урока участники профсмены сами рисовали натюрморт акварелью или гуашью.  Также в течение смены, кроме натюрморта, ребятам нужно будет представить пейзаж и архитектурный пейзаж Казани. Это и станет учебной практикой для них. Сейчас задача участников программы научиться работать с акварелью в разных техниках. В конце урока ребята высылают учителю фотографию своей работы на проверку.

Одна из участниц, Алиса Ситникова, окончила 9 класс школы №85 Казани, студентка Университета Талантов, выпускница художественной школы, в дальнейшем хочет себя реализовывать в изобразительном искусстве. Ей хочется развивать себя в живописи, больше писать акварелью:

– Мне очень нравится, как проходят занятия. У Фарита Рашидовича Валиуллина мы подробно разбираем живопись, беседуем о своей родине. У него чувствуется большая любовь к Родине. Хочется подробно изучить живопись, ее историю, прочувствовать ее. У Дины Диасовны мы проходим историю изобразительного искусства Татарстана. С Мадиной Мухаметовной мы подробно разбираем наряды, традиции народов Поволжья. Мы познакомились с ее куклами. Это очень здорово, когда человек с душой создает такие творения. Мне удобно, что смена проходит в таком формате. Потому что есть возможность задать вопросы самим преподавателям, спросить про свои недочеты. Практики много. Например, я сама давно не брала в руки акварель. Здесь есть возможность восстановить это упущение. Было бы здорово, если бы мы после смены встретились и побывали в мастерской, почувствовали настоящую атмосферу искусства.

Среди участников профильной смены есть и ребята из других регионов России. Елизавета Гоцкина, окончила 10 класс средней школы №35 в Волгограде, а также художественную школу. Про Университет Талантов узнала от мамы, подала заявку, и в апреле этого года стала студенткой Университета Талантов. Ее наставник предложила участвовать ей в этой профильной смене.

– Мне нравятся разные формы изобразительного искусства. Я люблю комиксы, и также отношу их к искусству, поскольку сегодня оно вышло за рамки натюрмортов, пейзажей и распространилось в сети. Я люблю картины, написанные маслом и акварелью. Что касается смены, то есть плюсы и минусы такого онлайн-формата. Конечно, искусство – больше очный формат. Этого, конечно, не хватает. Нас всего 15 человек, хорошо, что не так много. Конечно, теоретические занятия по истории искусств даются лучше. А вот с рисованием – сложнее. Онлайн-урок не передает ощущение того, когда рисуют вживую. Здорово, что есть связь с преподавателем. Хорошо, что урок идет онлайн, а не записью, так как можно задать вопрос, нас могут проконсультировать.

По мнению преподавателя, Фарита Рашидовича, Университет Талантов – это Эльбрус, который нужно достигать и достигать. Это не художественное училище, не вуз, это что-то новое, инновация. Искусство должно быть интегрировано в какие-то новые сферы. Он видит изобразительное искусство, как компонент в связке с наукой, например, с биологией, экологией, робототехникой. Но в то же время классическая школа по изобразительному искусству должна существовать.

– Проведение профильной смены в онлайн-формате мы реализуем на практике впервые. Мы делаем все возможное, чтобы у ребят были мотивация и интерес. Онлайн-формат не совсем удобный. Есть специфика изобразительного искусства, где на тактильном ощущении преподаватель чувствует  ребенка, где-то может помочь, подсказать. А сейчас не видно работ ребят, их качество. А при отправке работ нельзя увидеть нюансы цвета и света. Лекции в онлайн-формате проводить хорошо, но практические занятия – не очень. Потому что трудно увидеть отдачу. Для меня важно качество той продукции, которую ребята делают: аудиторные и домашние работы, – говорит Фарит Валиуллин.

По мнению преподавателя, все дети талантливы, но у каждого есть свое зерно. Кто-то – математик, кто-то – ученый. Задача экспертов этой программы – в отборе самых-самых достойных ребят. Ведь такие учащиеся сами становятся катализатором, индикатором для других талантливых ребят, которые за собой поведут других. Такие быстро схватывают, решают задачи. «Университет Талантов – это мотиватор, если мы даем толчок молодежи, у них и дальше идет развитие», – утверждает преподаватель.

Последний урок смены будет посвящен анализу всех работ ребят, сделанных за смену. Это будет своеобразная онлайн-выставка и каждый участник по 2-3 минуты будет делиться обратной связью о смене.


Онлайн-выставка работ участников:

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

— Медиагалерея

— Контакты

Давлетшина Айгуль Рафаиловна
🏫г. Казань, ул. Татарстан, д. 20