DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Дарья Леонова: «Такой огромный ледокол и такие маленькие мы!»

Дарья Леонова: «Такой огромный ледокол и такие маленькие мы!»

Ученица 11-го класса Политехнического лицея №182 г. Казани Дарья Леонова стала победительницей четвертого сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена» и в 17 лет отправилась в экспедицию на Северный полюс. Как это было — читай в нашем материале!

О «Большой перемене» я узнала еще три года назад, когда жила в Белгороде. Меня мотивировали участвовать мои одноклассники, некоторые из них уже становились победителями. В прошлом году мы с родителями переехали в Казань, и я решила продолжить традицию и снова приняла участие в конкурсе.

«Большая перемена» — это масштабный конкурс для школьников и студентов СПО. Вся суть отражена в слогане: «Здесь не оценивают, а ценят». Конкурс проходит по 12 направлениям или «вызовам» и помогает участникам раскрывать таланты и реализовывать свои идеи. Мой «вызов» про науку и новые технологии называется «Создавай будущее». 

Конкурс делится на три этапа: дистанционный, полуфинал и финал. На дистанционном этапе нужно написать мотивационное эссе, рассказать о себе, решить тесты. Также необходимо выполнить задачу от партнера — например, от компании «РосАтом». По количеству баллов, полученных за данный этап, составляется список участников, которые отправляются на полуфинал по своему федеральному округу, а затем — на финал. На этих этапах нас объединяют в команды, дают проблему, для которой мы должны придумать и презентовать решение.

Конкуренция на конкурсе большая: в дистанционном этапе приняли участие около миллиона человек, а к полуфиналу нас осталось около 3 тысяч. Но чем дальше, тем меньше ощущается конкуренция, ведь в полуфинале и финале ты работаешь в команде и стараешься, чтобы все ее члены сделали максимальный вклад и получили наилучший результат. В команду обычно входят 10-12 человек, которые ранее не были знакомы друг с другом. Мы работаем вместе над общим проектом 6 часов, а на следующий день уже его защищаем. То, как мы взаимодействуем, решаем разногласия и распределяем роли, сильно влияет на итоговую оценку.

Финал проходил в лагере «Артек». После того, как мы защитили свой кейс, у организаторов ушло пару дней на проверку и подведение результатов. И вот наступает самый волнительный момент: нас приглашают на костровые. Приходят все отряды, садятся на трибуны и томятся в ожидании итогов. Конечно, я была очень рада услышать свою фамилию среди победителей.

Каждый участник финала получает денежное вознаграждение: в зависимости от класса и курса победители получают 200 тысяч или 1 миллион рублей, а призеры — 100 или 200 тысяч рублей. Моя премия составила 200 тысяч рублей. Ее можно потратить на образование, покупку техники или открытие стартапа. Но я решила пока положить деньги на вклад — думаю, они помогут мне начать взрослую жизнь после поступления в университет.

Но самое главное — я получила возможность отправиться на Северный полюс в составе V Арктической экспедиции «Ледокол знаний — 2024». Финал конкурса проходил прошлой осенью, но отправляться в экспедицию в это время нельзя — льды еще плотные, а погода на Северном полюсе суровая.

В марте 2024 года я участвовала в интенсиве Университета Талантов «Энергетика нового поколения». Нас распределили по направлениям, и я попала на направление «Атомная энергетика», где мы вместе с ребятами создавали модель атомного реактора. И как раз к концу смены я узнала, что летом отправлюсь в экспедицию — мне показалось это интересным совпадением!

Наше путешествие началось 13 августа — в этот день мы сели на ледокол в порту Мурманска. Перед экспедицией нам дали доступ к личному кабинету, где организаторы указали, что нужно взять с собой. Например, в экспедиции никак не обойтись без теплых вещей и обуви, ведь нам предстояло несколько часов провести на льдине. Также нас предупредили, что на ледоколе может укачивать. Однако с нами все время находилась медсестра, все участники чувствовали себя хорошо.

Перед отправлением я заранее посмотрела видео блогеров с этого ледокола и тех ребят, кто уже ездил в экспедицию. Но, конечно, когда ты видишь все вживую — это завораживающее зрелище и невероятные эмоции! Представляете, такой огромный ледокол и такие маленькие мы! Я никак не могла поверить, что в 17 лет отправилась в настоящую экспедицию. 

На атомном ледоколе «50 лет Победы» находились около 100 школьников из разных стран. У участников была либо одноместная, либо двухместная каюта. Помимо привычных удобств, в каждой из них находился телевизор, где транслировались записи камер с носа и кормы ледокола. Мы видели, как переплываем Ледовитый океан! Еще у нас была карта, где мы могли посмотреть свои координаты в определенный момент времени. Отдельно выделю питание, ведь у нас был шведский стол: морепродукты, горячее, супы, салаты, фрукты, выпечка, мороженое. А если у кого-то из ребят выпадал день рождения, экипаж поздравлял их и выносил тортики.

Конечно, экипаж ледокола выполнял свою работу, поэтому мы не так часто взаимодействовали. Но перед отплытием нас поздравил капитан Руслан Сасов, было очень приятно услышать эти слова. На Северном полюсе он выходил к нам еще раз, чтобы пообщаться поближе. А члены экипажа провели для нас экскурсию по ледоколу — все были очень приятными и милыми. 

Организаторы подготовили насыщенную программу: каждый день на ледоколе был посвящен определенной теме — атомной энергетике, медицине, экологии и другим. Мы могли выбирать лекции, которые хотим посетить. Их проводили ученые, педагоги и научные блогеры, среди которых:

  • российский кристаллограф-теоретик, минералог, химик, педагог, профессор РАН Артем Оганов;
  • палеоантрополог и популяризатор научного знания Станислав Дробышевский;
  • старший преподаватель кафедры инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии СПГТУ Андрей Акатов и т.д.

На некоторых лекциях и квизах можно было выиграть подарки — я увезла домой свитшот и картхолдер из карбона. 

Также с нами на ледоколе находился актер Марк Эйдельштейн — мы посмотрели фильм «Сто лет тому вперед» с его участием. А еще приняли участие в съемках документального сериала о жизни международной команды в непростых арктических условиях. С нами постоянно находилась съемочная команда, которая фиксировала все, чем мы занимались.

До Северного полюса мы добрались спустя 5 дней — 17 августа. Именно в этот день, 47 лет назад, ледокол «Арктика» впервые в истории достиг Северного полюса. Можно сказать, что мы «обновили» эту замечательную дату! На обратном пути проплывали через архипелаг Земля Франца-Иосифа, посетили птичий базар и другие красивые места. А в Мурманск вернулись 22 августа.

Сложно описать словами, столько эмоций и воспоминаний я получила от поездки! Я являюсь кандидатом в мастера спорта по фигурному катанию, и атмосфера льда и холода — это прямо «мое»! 

В экспедиции я поняла, что хочу связать свою жизнь с атомной энергетикой. Буду пробовать поступать в вузы Казани — например, в Казанском государственном энергетическом университете есть направление, связанное с «РосАтомом». Еще один вариант, который я рассматриваю, — 3D-дизайн. Время определиться с будущей профессией есть, но я уже точно решила, что буду сдавать ЕГЭ по физике и информатике.

Помни: чем больше знакомишься с новыми людьми, тем больше возможностей тебе открывается. Ты узнаешь много новой информации и получаешь мотивацию для своей дальнейшей работы. Хватайся за любую возможность — тогда все получится!