Увлечение химией и проектной деятельностью привело Арину Попову к призерству в конкурсе «Большие вызовы» и участию в программе в «Сириусе». Об исследовании экологических проблем и разработке проектов Арина рассказала нам в рубрике «История успеха».
Проектной деятельностью я начала увлекаться в 7 классе, когда поступила в Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). В лицее есть все условия для разработки проектов — профильные занятия, методист по проектной деятельности Багатова Резеда Гумаровна, оборудование, организация работы в лабораториях КНИТУ и большая поддержка любой инициативы.
Тогда же я узнала про Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» от методиста лицея. Это крутая возможность для самореализации, поэтому я решила подать свой проект «Диспергенты для ликвидации разливов нефти в арктических морях» на направление «Освоение Арктики и Мирового океана». Созданием проекта я занималась совместно с наставником — ассистентом кафедры ХТПНГ КНИТУ Дилярой Фаткуллиной.
Арктика — один из самых уязвимых регионов планеты с особыми природными ценностями. Разливы нефти там могут привести к серьезным экологическим катастрофам, а восстановление экосистемы после таких инцидентов занимает много времени. Кроме того, разливы сопряжены со значительными экономическими потерями для стран, занимающихся добычей нефти в данном регионе.
Лучшим методом ликвидации разливов в таких условиях считается физико-химический метод. Он включает в себя использование диспергентов. Это вещества, которые разбивают нефтяное пятно на многочисленные мелкие капельки и перемещают нефть с поверхности воды в толщу. Там они уже поглощаются природными микроорганизмами. Таким образом диспергенты ускоряют естественное рассеивание нефти. В рамках проекта я создала диспергент на основе поверхностно-активных веществ (ПАВ).
Подготовиться к участию в «Больших вызовах» мне помог «Проектный коллайдер» от Университета Талантов. Программа подняла мой проект на новый уровень, я получила много интересной, полезной информации и положительной обратной связи от экспертов.
Заключительный этап конкурса начался с тестирования. Было несложно, нужно было просто включить логику. Следующим этапом стало собеседование. Порадовало, что эксперты спрашивали не только про проект, но и про меня саму. Например, были вопросы: «Как ты работаешь в команде?», «Какими навыками обладаешь?», «Почему именно ты должна пройти дальше?». Я достойно ответила на каждый из них.
Я считаю, что у меня действительно хороший проект, ценный не только для конкретного региона, но и для всей страны. Особенно, для компаний в нефтегазовой отрасли. Поэтому ожидала, что окажусь в списке призеров. Это прибавило мне уверенности в себе и подарило путевку в Образовательный центр «Сириус» на проектную программу «Большие вызовы».
Поездка в «Сириус» летом — это прекрасная возможность и отдохнуть, и продуктивно поработать! Вместе с командой из шести человек мы разработали исследовательский проект «Комплексная оценка загрязненности морским мусором на примере Черного моря» для Государственного океанографического института (ГОИН).
Мы шесть раз ездили на разные пляжи побережья Сочи. Осматривали их на предмет биологических индикаторов, оценивали рекреационную нагрузку, брали пробу воду и анализировали ее на биопланктон, составляли кадастр микрочастиц, вели полевые дневники и отчеты. Результаты работы подробно описали в статье.
Выяснилось, что в Черном море есть мусорные скопления, которые в результате штормов попадают на берег. Также в загрязнении не последнюю роль играют заводы, находящиеся поблизости. Ну и, конечно, нельзя исключать человеческий фактор: мы заметили много бумажек, пластиковых стаканчиков, окурков, которые, очевидно, оставили люди. Все это наносит ущерб морским экосистемам.
Я считаю, что забота об окружающей среде должна быть закреплена на федеральном уровне. Нужно донести до людей, что если мы будем продолжать мусорить, то останемся жить на большой свалке.
Мне очень нравится заниматься проектной деятельностью, и «Большие вызовы» — не единственный конкурс, в котором я участвовала. Например, в апреле я заняла второе место в секции «Техносферная экологическая безопасность (в нефтегазовой отрасли)» конкурса научно-исследовательских проектов «Ступени». Он проводится каждый год для учащихся «Газпром-классов».
Проекты позволяют развиваться творчески, ведь нужно придумать то, чего еще не было. А работа в команде формирует множество навыков, которые невозможно получить в одиночестве. Я перехожу в 11 класс, буду готовиться к экзаменам и поступлению в вуз, но про проекты забывать не буду.
Всем проектникам я советую стремиться к совершенству. Идеала невозможно достичь, но стремление к нему — это ключ к успеху.