DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Как прошла программа «Большие вызовы» в «Сириусе»

Как прошла программа «Большие вызовы» в «Сириусе»

С 1 по 24 июля в Образовательном центре «Сириус» состоялась научно-технологическая проектная программа «Большие вызовы» для призеров и победителей заключительного этапа одноименного конкурса.

В 2024 году программа проходит уже в девятый раз. В этот раз она собрала 436 школьников из 71 региона страны. На программу также отправилась сборная Республики Татарстан из 16 человек.

Ребята работали над задачами от крупных компаний, вузов и научных институтов в 14-ти направлениях, а теперь готовы поделиться своими впечатлениями.


«Когнитивные исследования»

В рамках направления участники разработали проект «Подходы для тестирования эмоциональных характеристик человека» от Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Они изучали, как можно оценить эмоциональное состояние человека в определенный момент с помощью субъективных (опросы) и объективных методик (ЭЭГ, ЭКГ и КГР), и обрабатывали данные биоэлектрической активности мозга и сердца.

Ясмина Исмагилова, победитель заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— На программе мне больше всего понравились люди: я встретила много заряженных ребят со всех уголков России. Еще почти каждый день мы слушали выступления по различным тематикам — от генетики до устройства нейронных сетей. Главный опыт, конечно, я получила в научной психологии и когнитивистике. Наши преподаватели — настоящие профессионалы!

«Новые материалы»

В этом направлении ребята работали над проектом «Умные композиционные материалы с перестраиваемой полимерной матрицей». Умные полимерные материалы могут совершить революцию в различных областях промышленности благодаря их способности изменять свои свойства под воздействием внешних факторов. Команда занималась разработкой витремеров — нового класса полимеров. Заказчиком проекта стала одна из крупнейших интегрированных нефтегазохимических компаний России — СИБУР. 

Камила Багавеева, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Программа получилась очень интересной и продуктивной! Мы работали по шесть часов в день, создавая новый умный материал. За время смены в «Сириусе» я определенно развила свои коммуникативные навыки и прокачала уровень знаний в химии и материаловедении.

Еще один проект, который был создан в рамках направления, — «Полимер для натрий-ионных аккумуляторов — безопасный гибкий электролит». Участники разработали аккумулятор, который работает на ионах натрия и содержит в себе полимер в качестве электролита. Он имеет ряд преимуществ над жидкостными и литий-ионными аккумуляторами, поскольку делает запас энергии более дешевым и безопасным процессом.

Арина Кузьмина, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Я очень рада участвовать в программе «Большие вызовы». Мне попался интересный проект, крутые кураторы и преподаватели, которые направляли, поддерживали команду и находились с нами на одной волне. Отдельная благодарность сотрудникам лаборатории за проведенные исследования: мы поняли, как устроены приборы, и смогли ими воспользоваться. Особенно ценю знакомства, которые завела на смене: я встретила умных и веселых ребят, готовых двигаться к успеху!

«Передовые производственные технологии»

Участники разработали проект «Система анализа структуры металла на основе нейронных сетей». Сегодня проводится большое количество исследований микроструктуры стали, на каждое из них уходит до полутора часов. При этом на предприятиях не хватает специалистов. Разработка позволит быстрее проводить исследования микроструктуры в соответствии с ГОСТ для оценки качества продукции, а также компенсировать нехватку специалистов.

Полина Бабкина, победитель заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Смена прошла продуктивно. У нас было шесть часов для ежедневной работы над проектом и его улучшения. Если появлялись вопросы или непонимание, то сразу все обсуждалось. Также не забывали и про отдых: прогулки по набережной, купание в море и бассейне, выездные экскурсии. Больше всего запомнилось именно времяпровождение с командой и посещение чайной плантации!

«Умный город и безопасность»

В рамках данного направления ребята создали мобильное приложение с использованием дополненной реальности (AR) для эффективного обучения сотрудников  ООО «Газпромнефть-Восток» правилам безопасности на предприятии. Идея приложения в том, что при наведении сотрудником камеры на производственный объект появляется всплывающее окно с паспортом безопасности. Это позволит минимизировать количество аварий на нефтегазовом производстве.

Тимур Рысаев, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— В команде нашего проекта было 5 человек. Я выполнял задачу 3D-моделлера и разрабатывал модель буровой установки, а также занимался ее печатью. Мои коллеги собирали само AR-приложение на платформе Unity.

Ярослав Блинков, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Больше всего мне запомнилась работа в команде. Также понравились события, которые были доступны по записи: различные концерты, спортивные испытания, мастер-классы.

«Экология и изучение изменений климата»

Проект «Создание экологического атласа водосборного бассейна р. Мзымта» заключался в создании экологического атласа, книги или электронного сборника со сведениями об экологической обстановке реки Мзымты в Краснодарском крае. После проведения Олимпийских игр на реку было оказано большое антропогенное воздействие, поэтому сейчас очень важно следить за ее состоянием. Экологический атлас позволит наблюдать за текущим положением ученым-экологам.

Айгуль Шигапова, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Программа «Большие вызовы» стала для меня прекрасным открытием: я познакомилась с хорошими ребятами и узнала много нового в абсолютно неизвестной мне науке — гидрохимии. А еще много работала в лаборатории, о чем давно  мечтала!

«Нанотехнологии»

Ребятам удалось разработать проект «Автоматизированная модификация графен-оксидных и металл-углеродных наноструктур для создания программируемых полимерных функциональных композитов». Заказчик — Научно-образовательный центр инфохимии Университета ИТМО.

Амина Аглиуллина, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— В рамках проекта мы сделали сенсоры на нахождение различных ионов в поту человека для регулирования солевого баланса организма. Я приобрела еще больше опыта взаимодействия в команде и работы на специальных приборах AFM, XRD, UVIS.

«Современная энергетика»

Команда работала над проектом «Полигон атомных станций малой мощности» для Госкорпорации «Росатом» и Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского г. Обнинск. 

Дарья Жаркова, призер республиканского этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Мы создали концепт функционирующего полигона атомных станций малой мощности, который выполняет научно-исследовательскую, образовательную, энергетическую функции, а также получает изотопы для ядерной медицины. Для визуализации разработали интерактивный макет. Больше всего мне запомнились наша команда, классное свободное время и масштаб происходящего!

Другая команда занималась проектом «Добыча лития из попутно добываемой воды» для нефтегазовой компании «Зарубежнефть». 

Арина Савельева, участница заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Программа была очень увлекательная, все прошло отлично! Нам нужно было очистить эмульсию, состоящую из нефти газа и воды, а затем получить карбонат лития. Я получила много новых знаний, научилась паять и работать с 3D-принтером.

«Агропромышленные и биотехнологии»

На этом направлении работа велась над платформой для определения природы патогена, вызывающего «Болезнь Х». С помощью разработанной тест-системы можно определить природу патогена, вызывающего то или иное заболевание. Если человек заражен бактериальной инфекцией, то можно определить, имеет ли данная бактерия резистентность к различным антибиотикам. Заказчиком проекта является фармацевтическая компания «Р-Фарм».

Ислам Юнусов, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Программа «Большие вызовы» дала мне возможность больше развиться в той области, что мне интересна, получить новые теоретические знания и практические умения. На протяжении смены проводились различные интересные лекции от ведущих ученых страны, директоров университетов, кандидатов и докторов наук. Здорово находиться среди целеустремленных, мотивированных, умных и разносторонних сверстников, которые открыты к получению новых знаний.

«Освоение Арктики и Мирового океана»

На программе команда трудилась над проектом «Комплексная оценка загрязнения морским мусором на примере Черного моря» для Государственного океанографического института имени Н. Н. Зубова (ГОИН).

Загрязнение морской среды является одной из наиболее серьезных экологических проблем современности. Морской мусор, состоящий из различных видов пластика, резины, стекла, металла и других материалов, наносит значительный ущерб морским экосистемам и оказывает негативное воздействие на здоровье людей. Ребята провели геоэкологическую оценку состояния черноморских пляжей в несколько этапов: сбор биоиндикатора, отбор микропластика с помощью сит, ведение полевого дневника, составление кадастра микрочастиц, проба воды и ее анализ на биопланктон. Конечными продуктами стали статья и сайт с исследованием. 

Арина Попова, призер заключительного этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Программа «Большие вызовы» дала возможность попробовать себя в роли ученого и определиться с будущей профессией. А еще я училась работать в команде и нашла новых друзей и единомышленников!