DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Дина Ибрагимова: «Проектная деятельность развивает личность»

Дина Ибрагимова: «Проектная деятельность развивает личность»

В этом году ученица казанской гимназии №102 Дина Ибрагимова впервые приняла участие во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы» и сразу стала победительницей! О том, как ей это удалось, Дина рассказала в нашей постоянной рубрике «История успеха». 

Проектной деятельностью я начала увлекаться в 8 классе, когда в школе ввели предмет «Индивидуальный проект». Два года подряд я писала проекты по психологии, а в 10 классе решила попробовать разработать проект по химии. 

Мой классный руководитель посоветовал мне обратиться к преподавателю Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) Яне Люлинской. Яна Львовна рассказала мне про программу «Сириус.Лето», где она сама является наставником, и предложила поучаствовать в конкурсе «Большие вызовы».

Я согласилась и подала заявку на направление «Передовые производственные технологии». Мой проект называется «Поиск эффективных катализаторов окисления алкилароматических углеводородов на основе непереходных металлов II группы в рамках математического моделирования».

Нам предстояло оценить каталитические свойства соединения на основе непереходных металлов II группы и исследовать их каталитическое действие в процессе окисления кумола. Впоследствии он дает гидропероксид кумола, спрос на который сейчас очень растет, ведь он является реагентом в различных природных соединениях. При его разложении образуются важные промышленные продукты — фенол и ацетон. 

Нам нужно было найти катализатор, при котором сохранилась бы селективность и увеличилась конверсия кумола — это значит, что продукта стало бы больше. Мы остановились на соединениях на основе металлов II группы — магние, кальцие и стронцие. Начали исследовать, как они себя проявляют, сколько дают продуктов, в том числе побочных. В итоге сделали вывод, что лучшим катализатором будет магний. Но, к сожалению, эти катализаторы уже были обнаружены ранее, а мы рассматривали лишь их механизм. Надеюсь, что в следующем году мы сможем найти свой катализатор и предложить его ПАО «Казаньоргсинтез».

К конкурсу мы готовились вместе с наставницей и 2-3 раза в неделю занимались на базе КНИТУ. Работали в программе Wolfram Mathematica, решали дифференциальные уравнения, выстраивали кинетическую модель. А опыт в презентации проектов у меня уже был. Во многом благодаря этому я стала призером регионального этапа конкурса и прошла на заключительный.

Заключительный этап начался с тестирования. Я боялась, что не справлюсь, ведь там было больше заданий по физике и математике, чем по химии. Но все мои переживания оказались напрасными, и я прошла дальше. На собеседовании я выступала перед двумя экспертами — раскрыла весь путь своего проекта, ответила на вопросы. Например, меня спрашивали, сколько будет стоить внедрение катализатора на ПАО «Казаньоргсинтез», какими свойства обладает катализатор, который мы выбрали, как разрабатывали кинетическую модель, какие дифференциальные уравнения решали. А еще посоветовали найти свой катализатор, что я и планирую сделать в будущем. 

Я понимала, что у меня крутой проект, ведь в него вложено столько сил. Но думала, что найдутся ребята посильнее. Конкуренция на конкурсе большая, ведь многие уже по 3-4 года участвуют в «Больших вызовах». Я была очень рада увидеть свое имя в списке победителей, хоть это и стало для меня неожиданностью.

После победы я подкрепила свою уверенность в том, что могу достойно защищать научные проекты и хочу продолжать развиваться в проектной деятельности. Один из главных плюсов участия в «Больших вызовах» — это общение с людьми. Я познакомилась со многими талантливыми ребятами, а также наставниками и кураторами Университета Талантов. Было особенно приятно, что меня позвали на заседание Научно-экспертного совета (НЭС), где я пообщалась с его представителями.

Если на «Больших вызовах» я работала в паре с наставницей, то на «Сириус.Лето» у нас была целая команда! Проект был аналогичный, нашей задачей стало построить кинетическую модель для образования гидропероксида кумола и выявить лучшие катализаторы. Только теперь мы распределили обязанности, у каждого была своя задача. 

Также я участвовала в различных онлайн-олимпиадах по химии и биологии, прошла на муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии. С работой «Антибактериальные перевязочные материалы» заняла третье место на Всероссийской конференции с международным участием «Современные методы получения материалов, обработки поверхности и нанесения покрытий» от КНИТУ. А еще проходила практику по органической и неорганической химии, лакокрасочным материалам на кафедрах КНИТУ.

Но самое мое большое достижение в этом году — участие в конкурсе «Ученик года г. Казань». Поскольку я учусь в химико-биологическом классе, для меня и моих одноклассников очень важны опыты. Но в нашей школе нет возможности проводить эксперименты на каждом уроке — это затратно как по времени, так и по ресурсам. Необходимо постоянно обновлять оборудование и реактивы. Поэтому мы с моим учителем по химии решили исследовать, как работают виртуальные лаборатории и удобно ли их применять на практике.

Я провела занятия для группы школьников с применением виртуальных лабораторий. Вместе мы проводили опыты в виртуальной среде, а затем ребята написали самостоятельную работу. Мне предстояло сравнить, у кого оценки лучше: у тех, кто работал с виртуальными лабораториями, или у тех, кто обучался с использованием традиционных методов. Выяснилось, что у первых действительно закрепились знания и повысилась мотивация к изучению предмета. В 11 классе мы планируем проводить такие занятия для подготовки к экзаменам.

Свой проект по исследованию виртуальных лабораторий я представила на конкурсе «Ученик года г. Казань». На районном этапе стала абсолютным победителем, а на городском получила диплом победителя в номинации «Достижение года».

Вообще я считаю, что проектной деятельностью важно заниматься, потому что это развивает человека, как личность. Ты учишься лучше выражать свои мысли и выступать перед публикой. Уверена, эти навыки пригодятся в карьере.

В следующем году, помимо русского языка и математики, буду сдавать химию и биологию. Так как я легко нахожу общий язык с детьми и хочу передавать им свои знания, то рассматриваю специальность «Педагогика» в Казанском федеральном университете (КФУ). Еще один вариант — специальность «Медико-профилактическое дело» в Казанском государственном медицинском университете (КГМУ). С этим дипломом я смогла бы работать в Роспотребнадзоре.

Начинающим проектникам желаю не бояться рисковать — участвуйте во всевозможным конкурсах, пробуйте себя в новом. Хотя бы первое время работайте с наставниками, чтобы получить ценные знания и опыт. И смело выступайте перед публикой! Помните, что эксперты — такие же люди, они тоже когда-то проходили все эти этапы в жизни. Они не поругают, если вы забудете текст, а поймут и поддержат.