DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Как прошла программа «Этнология творчества»: интервью с Мадиной Махмутовой

Как прошла программа «Этнология творчества»: интервью с Мадиной Махмутовой

26 января прошло закрытие профильной программы «Этнология творчества». В программе по направлениям «Декоративно-прикладное искусство» и «Живопись» приняли участие 30 ребят со всей Республики Татарстан. Они создавали картины, татарские народные головные уборы — калфаки, национальные костюмы и кукол. Готовые изделия участники представили на выставке работ.

Татьяна Секлетова, участница профильной программы «Этнология творчества»:

— Направление «Декоративно-прикладное искусство» мне очень понравилось. Мне удалось вышить калфак, создать сумку и сшить куклу-клоуна. На программе я не впервые и была готова ко всему. Это огромная возможность развить свой талант и научиться чему-то новому.

Мы поговорили с Мадиной Махмутовой — преподавателем и разработчиком профильной программы «Этнология творчества». Мадина Мухаметовна является заведующей кафедрой Изобразительных искусств и дизайна Факультета инноваций и традиций народной художественной культуры Казанского Государственного института культуры, кандидатом педагогических наук. Она рассказала о том, какие знания и навыки получили участники профильной программы.

Программу «Этнология творчества» мы проводим уже в пятый раз, и по сей день она остается актуальной и отвечает запросам общества. Все потому, что базой программы является этнокультурное образование. Мы не просто создаем изделия декоративно-прикладного искусства, но и изучаем культуру народов, проживающих в Республике Татарстан. 

Эта программа — некий собирательный блок знаний многих предметов. Мы не можем обойти стороной историю и генезис развития народов. Ребята узнают, как раньше жили народы, воспитывают в себе толерантное отношение к разным культурам, изучают народные промыслы России и Республики Татарстан. Мы показываем им уникальные образцы, характерные только для нашего региона.

К тому же, на программе мы закладываем основы маркетинга и менеджмента в творчестве. Важно правильно себя позиционировать, чтобы выйти на коммерческую ценность изделия. Приобретая профессиональные навыки и создавая изделия, ребенок осознает, как он может пригодиться стране и стать успешным в своей сфере.

Ключевым на программе остается приобретение практических навыков. В основе декоративно-прикладного искусства — орнамент народов Поволжья. Мы изучаем символы культур и орнаменты, учимся их зарисовывать, а затем изготавливаем реальный продукт. 

На старте программы каждая участница своими руками создала калфак — татарский национальный головной убор. В рамках второго блока программы мы разделили девочек на группы, каждая из которых сшила полноценный татарский национальный костюм. Он состоит из платья, жилета, пояса, сумки, калфака и изю. Если бы такой костюм шила профессиональная швея, это стоило бы около 100 тысяч рублей.

Наша профильная программа также развивает надпредметные компетенции. Например, умение работать в коллективе. Если ребенок видит, что кто-то не справился с задачей или сделал ее плохо, нужно помочь, подсказать. Все, что мы делаем, остается на века, а это значит, что у нас нет права на ошибку. Мы несем ответственность перед нашими предками, которые создавали лучшие образцы ручного труда. Все изделия участницы старались делать качественно, на уровне, достойном произведения искусства. Это воспитывает в ребятах дисциплинированность и ответственность.

Еще одна задача, которую решает программа, — воспитание автора-исполнителя. В этом блоке участницы изготавливали авторскую куклу. Это сложная и кропотливая работа.

Сначала дети должны изучить аналоги, сделать эскиз и выкройку, создать тело куклы и одежду из тренировочного материала. Затем преподаватели выявляют ошибки, участницы исправляют их и доводят работу до идеала. Уже после этого из чистовой ткани дети с нуля создают своих кукол.

В интернете много видеоуроков по созданию кукол. Но мы не просто создаем куклу по образцу, который демонстрирует мастер, а проходим весь путь — от идеи до реализации, постигаем основы проектной деятельности. На выходе получается уникальный экземпляр, которого больше нет нигде.

Как и любой другой проект участницы защищали своих кукол перед экспертами. Я создала игровую ситуацию Совета директоров фабрики игрушек. Участницы пробовали отстаивать свои идеи на серьезном уровне. Мы даже вышли на утверждение проектов и коммерциализацию, выбрали три лучших. Авторы тех проектов, которые не прошли, получили обратную связь. Мы аргументировали свое решение, почему не можем взять тот или иной проект в производство, и давали советы по улучшению. Ведь признание своих ошибок — прямой путь к успеху.