DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Сириус. Лето»: школьники будут решать реальные кейсы предприятий и вузов России

«Сириус. Лето»: школьники будут решать реальные кейсы предприятий и вузов России

Предприятия-вузы-школы – на волне проектной деятельности

Регистрация школьников и студентов  в программе «Сириус. Лето: начни свой проект» в самом разгаре. Более того, для научных и индустриальных партнеров срок предоставления кейсов продлен до 1 сентября. «Сириус. Лето» – одна из самых масштабных программ в направлении проектной деятельности для молодежи, где каждый учащийся 7-11 классов из России может проявить себя в разработке проекта.

На сегодня 25 предприятий и два вуза Татарстана уже предоставили 45 реальных кейсов – проектных задач, которые касаются различных сфер экономики.

– Взаимодействие молодежи, вузов и предприятий – взаимовыгодная связка. Для ребят это шанс поработать над реальным, а не учебным проектом, проявить себя, получить приглашение от партнеров на стажировку. Для вузов - возможность представить сильным, мотивированным школьникам перспективы образования в их институтах.  Для бизнеса - не только перспектива заполучить молодые талантливые кадры, а также привлечь внимание к своей сфере, актуальным задачам в ней, – отметила координатор Лаборатории проектного творчества Университета Талантов Анна Габдуллина.

Игра-тренажер по основам циркулярной экономики

Казанский национальный исследовательский технологический университет КНИТУ-КХТИ предлагает для школьников два кейса, которые посвящены теме экологичной мусоропереработки. Обе эти задачи объединяет то, что мусор можно использовать как ресурс, а не только видеть его как большую, глобальную проблему.

Главная миссия первого кейса – познакомить школьников с основами циркулярной экономики (циркулярная экономика или экономика замкнутого цикла – модель экономического развития, направленная на ресурсосбережение, регенеративное экологически чистое производство и ответственное потребление). Переход к циркулярной экономике ставит перед образованием задачи подготовки специалистов с новыми компетенциями и введением новых образовательных программ, а в связи с появлением новых технологий неизбежно возникнут и новые профессии. Знакомиться с принципами циркулярной экономики необходимо еще со школьного возраста.  

По итогам проекта участники программы должны создать игру-тренажер по циркулярной экономике для школьников и студентов.  Игровые технологии помогут преподнести материал в интересной и увлекательной формах.

Для создания игры-тренажера по каждому указанному предприятию необходима информация о расходе сырья, образованных отходах разного типа, потоках энергии, расходе технологической воды, образованных сточных водах, данные по разным технологиям.  В ходе игры необходимо получить наилучшую схему комбинирования, где больше всего используется полезных материалов. Уровни сложности: 10 предприятий, 20 предприятий, 100 предприятий и так далее, последний уровень – это достройка предприятий, которых не хватает, и это уже задача для технологов.

Навыки в сфере программирования, дизайна, геймификации, исследовательские навыки с целью изучения основ промышленного производства с возможностью построения симбиотических связей между предприятиями, креативность и творческий подход к решению задач, безусловно, станут определяющими качествами при реализации этого проекта.

Утилизация сельскохозяйственных отходов в полезные продукты

Второй проект КНИТУ-КХТИ посвящен утилизации отходов агропромышленного комплекса (солома, ботва, опилки и другие отходы растительного происхождения) в различные полезные продукты, в том числе с высоким содержанием белка. Индустриальный партнером кейса выступает группа компаний «ТЕХНОПОЛИС».

По итогам проекта участникам необходимо создать выставочный экземпляр автоматизированного минибиореактора с мембранным устройством ввода и стерилизации кислорода для оснащения учебных и исследовательских лабораторий. Предполагается, что индустриальный партнер оформит заявку на патентование серийного образца изделия.

Применение микроорганизмов в различных областях хозяйства требует изучения самих процессов их выращивания. Для этого создаются специальные установки с биологическими реакторами, в которых обеспечиваются условия для роста микробов. Проект предполагает создание дешевого исследовательского биологического реактора малого объема на основе нового подхода к вводу газообразных компонентов питания, в частности, кислорода для дыхания микроорганизмов. Отличительная особенность – применение непористой мембраны в устройстве ввода и стерилизации кислорода.

Для участия в этом проекте особенно нужны юные специалисты в области экологии и биологии, игрового дизайна, инженерного и IT-направлений.

Владение работой на токарном и фрезерном станках, изучение принципов работы контрольно-измерительных приборов и их интеграции в систему на базе персонального компьютера, сборка и методы наладки оборудования, измерение интенсивности потока кислорода через мембрану, подготовка рекламных материалов – эти навыки станут дополнительным бонусом и главными помощниками при реализации проекта.

Цифровое предприятие

Группа компаний ICL предлагает школьникам поработать над проектом «Промышленный интернет вещей: как цифровые двойники помогают эффективно расходовать ресурсы». Этот кейс направлен на создание так называемого цифрового предприятия: будет создана система контроля работы станков, основанная на платформе промышленного интернета, которая позволит вывести эффективность использования этого ресурса на новый уровень.

Команде необходимо разработать стенд для демонстрации возможностей применения технологий промышленного интернета вещей и цифрового двойника для контроля эффективной работы ресурса (станков). Для этого очень важно, чтобы в составе команды были специалисты по IT, инженеры, дизайнеры.

Изучение последствий глобального изменения климата

Один из кейсов Казанского федерального университета посвящен изучению последствия глобальных изменений климата. В рамках проекта школьники будут исследовать влияние углеводородов из нефтематеринских толщ на эти масштабные процессы в мире. Участники будут определять объемы и динамики выделения метана из земли в атмосферу из залежей нефти и газа сегодня и построят прогнозы на ближайшее будущее. Для работы над проектом достаточно школьных знаний по биологии, географии.

Исследование свойств полимерных композитов

Следующий проект КФУ «Полимерные композиты – материалы будущего» направлен на исследование свойств полимерных композиционных материалов. Сегодня полимерные композиционные материалы – одни из наиболее интересных и перспективных материалов. Их возможности чрезвычайно широки благодаря многообразию полимеров и наполнителей.

В проекте в качестве наполнителя будут рассмотрены углеродные нанотрубки – самые жесткие и прочные материалы, синтезированные из листов графена. В ходе реализации проекта с помощью компьютерного дизайна участники будут моделировать полимерные структуры, предскажут их физические свойства и определят влияние наноуглеродных наполнителей на прочностные характеристики исследуемых материалов. Для участия в проекте приглашают увлеченных молодых химиков, физиков, тех, кому интересно программирование и компьютерное моделирование.

Мобильное приложение «Навигатор эмоций»

Казанский национальный исследовательский технологический университет КНИТУ-КХТИ в одном из своих кейсов предлагает разработать школьникам мобильное приложение «Навигатор эмоций». Оно позволит школьнику проходить занятия в удобное для него время удаленно. Использование разработанного мобильного приложения увеличивает положительный эффект от занятий по развитию эмоционального интеллекта у детей школьного возраста. Благодаря ему уменьшатся конфликты в классе, повышается мотивация к учебе, снижается тревожность школьников и их родителей, повышается активность участия школьников в проектной деятельности, спорте, конкурсах, олимпиадах. В создании приложения могут принять участие увлеченные психологией, программированием, педагогикой школьники и студенты.

Попробовать решить эти кейсы, работать в проекте масштаба целого предприятия или вуза можно, пройдя регистрацию на сайте программы.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов