DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Школьники Татарстана научились писать программы на языке Python и работать на  микропроцессорном модуле Arduino

Школьники Татарстана научились писать программы на языке Python и работать на микропроцессорном модуле Arduino

Итоги профильной программы по информатике «Киберфизические системы и основы их разработки»

С 1 по 21 апреля в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» проходила профильная программа по информатике «Киберфизические системы и основы их разработки». С 1 по 14 апреля проводился очный модуль профильной программы, с 15 по 21 апреля – дистанционный. Участниками программы стали 33 учащихся 7-10 классов из Казани, Арска, Елабуги, Менделеевска, Набережных Челнов, Тетюши, Шемордана, Рыбно-Слободского, Актанышского, Высокогорского и Балтасинского районов Татарстана. 

Киберфизические системы являются одной из самых технологичных и динамично развивающихся областей современной техники. Концепция киберфизических систем подразумевает интеграцию вычислительных ресурсов и физических объектов. Примерами такой интеграции являются умные часы и фитнес-браслеты, роботы пылесосы и умные дома, беспилотные автомобили и интеллектуальные транспортные системы. Данная область находится на стыке электроники, интернет-технологий, программирования, робототехники и проникает во все сферы жизни современного человека. 

Программа состояла из 6 модулей:

  • введение в киберфизические системы (знакомство с курсом);
  • основы электроники;
  • измерительные и исполнительные устройства на микропроцессорной платформе Arduino;
  • Python и программирование одноплатных компьютеров Raspberry Pi;
  • основы разработки киберфизических систем, облачные вычисления и технологии Internet of Things;
  • индивидуальный или командный проект.


При освоении этой программы школьники использовали знания математики, физики и информатики. Особенностями курса являлись  направленность на развитие технического творчества и инженерного мышления, формирование междисциплинарных связей и мотивация к самообразованию и развитию.

Евгений Денисов, руководитель программы, кандидат технических наук, доцент кафедры радиоэлектроники и информационно-измерительной техники КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, педагог дополнительного образования «Лицей – инженерный центр» Советского района Казани:

Киберфизические системы – один из наиболее развивающихся рынков. Наверное, самое известное направление, которое сейчас наиболее востребовано и перспективно – это рынок интернета вещей, который набирает обороты. Предполагается, что он будет больше, чем рынок компьютеров и смартфонов. Здесь есть смежные области – технологии больших данных, управление через телекоммуникационные сети.


Диана Калимуллина, ученица 10 класса школы №181 (Казань), хочет стать программистом. Она рассказала, чему она научилась и что нового узнала на программе:

Я решила принять участие в программе, потому что очень люблю математику, информатику и хочу дальше продолжать двигаться в IT-сфере, но у меня было недостаточно знаний. Поэтому я решила, что программа будет для меня отличной возможностью прокачать свои навыки и узнать много нового. На программе мы много занимались, узнавали, собирали схемы, программировали и изучали языки программирования – это все было очень интересно! В конце смены мы начали подготавливать свой проект, это сблизило меня с ребятами. Мы заняли первое место по презентации, поэтому я хочу дальше продолжать этот проект с ребятами.

Я узнала что такое микропроцессорная платформа Arduino, как собирать схемы, узнала Raspberry PI, немного разобрали язык программирования Python и сейчас на дистанционной неделе проходим его дальше. Я научилась всему, чего давно хотела. Хотя две недели - мало для изучения языка программирования. Главное, что мне дали базу, по которой я сейчас могу учиться дальше. Я считаю, что ребятам нужно участвовать в таких программах, чтобы понять, какие сферы им нравятся, чем они хотят заниматься. 

Азалия Назмутдинова, ученица 10 класса гимназии №102 (Казань), рассказала, чем ей нравится участие в профильных программах Республиканского центра:

Мне нравятся мероприятия Университета Талантов – чувствую личностный рост на таких программах, и время проходит очень весело и продуктивно. Например, на данной программе я изучила программирование аппаратной платформы Arduino, научилась работать на  Python и делать проект. Я считаю, что полезно участвовать в таких программах, так как здесь идет развитие по профилю. Помимо этого, это воспитывает силу воли и характер. Каждый становится более общительным и коммуникабельным.  

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов