DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Оборудование для спутников и данные дистанционного зондирования Земли: как в Татарстане прошла первая космическая программа

Оборудование для спутников и данные дистанционного зондирования Земли: как в Татарстане прошла первая космическая программа

Репортаж с ноябрьской профильной проектной программы 

В ноябре Республиканский центр выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан запустил первую в регионе космическую программу для молодых людей, увлекающихся темой космоса и разработками в этой области.  

Программа «Республиканская космическая смена» — это отборочный этап проекта «Дежурный по планете 2020-2021», который создан для школьников 8-11 классов и объединяет пять технологических конкурсов по разработке оборудования для спутников и прототипов космических аппаратов, приема космических данных и обработки данных дистанционного зондирования Земли.

8 ноября завершилась Республиканская космическая смена, проходившая на базе Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ. 28 талантливых школьников со всего Татарстана на протяжение недели изучали возможности применения космических снимков для целей сельского хозяйства и экологии. Ребята также создавали собственные спутники с применением технологий 3D-моделирования и проходили обучение в области разработки и проектирования малых космических аппаратов. 

Отбор участников на смену проводился на основе приложенных достижений в области физики и информатике. Ребятам необходимо было написать мотивационное эссе, где они поделились идеями научного эксперимента, космических исследований и способами их реализации, а также рассказали об общественной ценности своих проектов. В Татарстане это первая программа для школьников космической направленности. 

Обучение на программе проходило по 3 модулям:

  • «Дистанционное зондирование Земли»

На этом модуле участники изучали спутниковые технологии, познакомились с методами их использования. Научились воспринимать спутниковые изображения как источник информации и производить расчеты важнейших показателей экологического состояния поверхности Земли по спутниковым данным. 

  •  «Спутникостроение»

Данный модуль позволил участникам узнать о малых космических аппаратах, алгоритмах их стабилизации и ориентации в космическом пространстве. Здесь у ребят была возможность спроектировать уникальную космическую миссию с применением технологий 3D-моделирования. 

  • «Прикладные космические системы»

В рамках данного модуля молодые таланты поучаствовали в перспективных направлениях исследований и разработок Сколковского института Науки и Технологий.

Педагогами и разработчиками программы выступили эксперты ведущих компаний и вузов страны, специализирующихся на теме космических технологий. Среди них «Сканекс», «Спутниковые инновационные космические системы», «Образование будущего», Космический центр Сколковского института науки и технологий, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Казанский федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева–КАИ. Руководителем программы стал Владимир Безменов, кандидат технических наук, доцент кафедры Астрономии и космической геодезии КФУ, лидер лаборатории «Дистанционное зондирование земли и внеземные территории» Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в республике Татарстан. 

Участники программы получили ценные знания, которые смогут применять на практике в будущей профессии. Практически все современные наземные цифровые разработки привязаны к космосу, поэтому специалисты данного профиля всегда найдут применение своим знаниям. В современном мире нет организации, которая не нуждаются в пространственных данных. 


Алексей Прохоров, инженер-методист компании «Образование будущего» и педагог модуля «Прикладные космические системы»:

- Программа прошла очень позитивно и продуктивно. Большинство ребят впервые участвовали в подобной смене, но, благодаря упорному труду и высокой мотивированности, достойно проявили себя и получили новые знания. Перед школьниками стояла действительно взрослая задача. Вначале смены, признаюсь, сильно переживал, успеют ли наши команды за неделю должным образом проработать и защитить свои проекты. Однако, учитывая сроки, ребята справились на отлично! Программа, прежде всего, показывает ребятам, как можно применять на практике полученные знания. Молодые люди учатся работать, используя 3D-моделирование, программирование микроконтроллеров, проектирование миссии космического аппарата, самостоятельно искать необходимую информацию и делать что-то собственными руками. Кроме того, участники программы пробовали взаимодействовать в команде, распределять задачи, примерять на себя роль программиста, конструктора, схемотехника или исследователя и, соответственно, брать на себя ответственность за определенную часть проекта. Полученные знания и навыки применяются во время работы над проектом. Немаловажен и этап защиты проекта, большинство участников в первый раз представляли свой проект перед жюри. В России проводится довольно большое количество конкурсов, на которых школьники занимаются проектной деятельностью. На смене все ребята работали над проектами связанными с космической отраслью. На нашем направлении, например, участники проектировали миссию космического аппарата, формата CubeSat 3U и, в соответствии с этой миссией, разрабатывали конструкцию, служебные системы и полезную нагрузку для аппарата. Победители программы по направлению «Прикладные космические системы» получают возможность поучаствовать в соответствующем направлении полуфинала конкурса «Дежурный по планете». 

В завершении программы все участники получили сертификаты о прохождении Республиканской космической смены. 

- Программа прошла успешно. Из Москвы было привезено оборудование: конструкторы для создания спутников, специализированное программное обеспечение. Поддержка была оказана как методическая, так и кадровая. Космические программы ежегодно проходят на базе образовательного центра «Сириус». С этим багажом знаний эксперты приехали к нам и поделились своим опытом с преподавателями из вузов Казани. Соответственно, и наши разработчики имели хороший опыт проведения подобных программ. Основное преимущество смены в том, что, изучив теорию, ребята сразу же применяли полученные знания на практике, создавая собственные проекты. Например, на модуле «Дистанционное зондирование Земли» ребята занимались поиском засушливых территорий, которые ранее использовались для сельскохозяйственных целей. Также они анализировали степень восстановления лесов после пожаров, - рассказал руководитель проектных групп направления «Наука»  Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан Николай Рыбушкин

Впечатлениями от программы поделилась Варвара Парамонова, ученица 9 класса лицея имени Н.И. Лобачевского:

- Программа прошла интересно, я узнала много нового о наноспутниках. Наша команда даже собрала его прототип. Мне хотелось попробовать себя в этой сфере, чтобы узнать, хочу ли я связать с ней свое будущее, а также улучшить свои навыки в физике и программировании. Еще я узнала о спутниках CubeSat, о перспективности запуска их в космос, о видах полезных нагрузок для подобных спутников, что тоже очень интересно. Для меня главная ценность программы была в том, что я получила отличный опыт и знания, которые не предоставляет ни одна школа. Просто замечательно, что у меня есть возможность развиваться в профильных направлениях.


Лилиана Муллаярова, 
Медиалаборатория Университета Талантов