DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Полевые исследования и проектная деятельность в биологии»: завершилась научная профильная программа

«Полевые исследования и проектная деятельность в биологии»: завершилась научная профильная программа

Репортаж с сентябрьской очной программы по биологии

С 31 августа по 14 сентября в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» состоялась очная профильная программа по биологии «Полевые исследования и проектная деятельность в биологии». Ее участники – 42 школьника 7-9 классов из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Нурлата, Буинска, Волжска, Актаныша, Алькеевского района и села Высокая гора. Программа проводилась на базе оздоровительно-образовательного комплекса «Дуслык» при соблюдении всех требований Роспотребнадзора, введенных в связи с особой санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Программа направлена на создание условий для реализации научно-ориентированных запросов школьников, с целью их профилизации и осознанного выбора будущей профессии. Участники программы прошли теоретические и практические занятия по ботанике, зоологии, экологии, бриологии, орнитологии и биоразнообразии. Посетили тематические экскурсии, культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия. В группах по 2-3 человека школьники работали над научно-исследовательскими проектами под руководством наставников. Это способствовало развитию биологического мышления и умению работать над научно-исследовательскими проектами.

Искандер Набиуллин, руководитель программы, учитель биологии гимназии-интерната №4 отметил: 

– Образовательная программа была построена по модулям: орнитофауна Татарстана, бриофлора, гидробиология, зоология беспозвоночных, экология растений, биоразнообразие. Параллельно на протяжении программы ребята занимались проектной работой. Например, в одном из проектов школьники изучали орнитофауну возле оздоровительно-образовательного комплекса «Дуслык»: определяли виды птиц, которые там обитают, к каким семействам птицы относятся, какие экологические характеристики у них. Также участники программы делали работы по почвенным насекомым. Одна из групп проводила экологическую оценку водоема по различным показателям. Так как в связи с особой санитарно-эпидемиологической обстановкой было запрещено выезжать за территорию комплекса,  мы постарались по максимуму использовать для практических занятий территорию «Дуслыка». Например, ребята также изучали и определяли мхи, грибы, растения, беспозвоночных. Стоит отметить, что они научились собирать и анализировать материал. Каждый выпускник программы при разработке проекта научился ставить цель и задачи. 

Во время программы школьники научились проводить практические экспериментальные работы в области ботаники, зоологии и экологии и получили практические и теоретические знания в области биологии и смежных наук. Помимо этого, каждый выпускник программы освоил методы отбора проб, полевых биологических и экологических исследований, определения видовой принадлежности растений и животных и лабораторных работ по гистологии и цитологии. 

Ильгизар Рахимов, заведующий кафедрой биоэкологии, гигиены и общественного здоровья КФУ, доктор биологических наук, профессор:

Проведение таких профильных программ –  прекрасная возможность пробудить интерес у школьников к биологии, определиться каждому из них, насколько ему интересна эта наука. Может быть, кто-то не свяжет свою будущую профессию с биологией, но желание узнать и определять, например, тех же самых птиц или владеть другими приемами полевых исследований – будут сопровождать и помогать в случае необходимости в течение жизни. Если человек, гуляя с семьей или друзьями, сумеет определить и сказать окружающим, например, что это поет овсянка, – это же здорово! Никто не знает, а ты знаешь. Твой авторитет сразу поднимается в глазах окружающих. 

На программе для ребят я вел занятия по орнитологии дистанционно. В связи с особой санитарно-эпидемиологической обстановкой, к сожалению, в полном объеме реализовать наблюдения за птицами в природе и организовать орнитологические исследования с учащимися не удалось. Стоит отметить, что даже онлайн я заметил – ребята увлеченные, им интересно, они задают вопросы. С ними можно будет свернуть горы. В перспективе мы надеемся, что они станут студентами нашего вуза. 


Гульнара Имамова, ученица 9 класса гимназии-интерната №4 (Казань), рассказала, почему полезно участвовать в профильных программах:

Участие в программах Республиканского центра для нас, школьников, является хорошим катализатором дальнейшего развития в олимпиадной деятельности. Профильные смены помогают осознать и глубже изучить направления для выбора профессии в будущем. Для меня участие в данной программе – это получение опыта в написании научно-исследовательской работы и изучении зоологии, орнитофауны, биоразнообразия и биологии. 

Во время программы мы изучали смежные науки биологии и сдавали по ним зачеты, а также делали практические работы. Помимо этого, на протяжении программы мы делали проект под руководством научного руководителя. Мой проект был направлен на изучение бриофлоры (мха и водорослей), в ходе которого мы определили эколого географическое значение бриофитов и их видовой состав. Участие в данной смене позволило мне познакомиться с методами определения информации и ее достоверности, а также развить коммуникабельность. В дальнейшем я планирую заниматься нейрохирургией, также задумывалась над научной деятельностью. 

Алина Бажанова, ученица 9 класса Лицея-интерната №84 имени Гали Акыша (Набережные Челны), тоже поделилась своими впечатлениями:

– Я приехала на смену, чтобы получить новые знания и практический опыт в области биологии и смежных наук, так как это может пригодиться мне при сдаче экзаменов, обучении в университете, участии в научных конференциях. Особенностью программы является то, что большое внимание уделялось практике. Это очень понравилось. Например, я научилась препарировать беспозвоночных. Участие в профильных программах позволяет расширить кругозор, быть в кругу единомышленников. На смене я научилась разрабатывать проекты. Помимо этого, развиваются такие компетенции, как распределение времени, уверенность в себе. По началу была большая нагрузка, но позже мы привыкли и таких трудностей не возникало. В будущем я хочу связать свою жизнь с наукой в области биологии или медицины. 

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов