Рассказываем, как одаренные дети Татарстана провели лето с пользой
С 10 по 23 августа в Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» состоялась первая очная профильная программа по физике «Физические эксперименты и машины Гольдберга». Ее участники – 12 школьников 8-10 классов из Казани, Набережных Челнов, Альметьевска и села Высокая гора. Программа проводилась на базе оздоровительно-образовательного комплекса «Байтик» при соблюдении всех требований Роспотребнадзора, введенных в связи с особой санитарно-эпидемиологической обстановкой.
Программа состояла из двух модулей: «Физические эксперименты» и «Машина Гольдберга». На первом модуле школьники выполняли лабораторные работы по основным разделам физики: механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, оптика и квантовая физика. Это помогает школьникам углубленно понимать основные физические законы, учиться обрабатывать данные и интерпретировать результаты эксперимента. Также в модуле были предусмотрены небольшие по объему практические занятия с решением задач и лекции по последним достижениям физической науки, в том числе выполненные учеными Казани.
Рустем Хуснутдинов, разработчик профильной программы, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой физики Казанского государственного энергетического университета, отметил особенности первого модуля:
– В первые дни школьники прошли механику – один из разделов физики. Выполнили лабораторные работы, в которых находили ускорение свободного падения с помощью маятников, измеряли силу сопротивления грунта. После вводной лекции у них состоялись теоретические занятия с учеными-физиками из других стран. Например, выступили профессор Булат Зуфарович Рамеев из технического университета Гебзе, который является вторым по рейтингу среди технических университетов Турции. Он рассказал, чем сам занимается в физике. Далее они приступили к лабораторным работам раздела «молекулярная физика», «электрический магнетизм» и «оптика».
Также у ребят были лекции по физике элементарных частиц, которые прочитал профессор Игорь Пьерович Иванов из Лиссабона. Лекцию о твердотельных электролитических батареек провела доктор Татьяна Андреевна Зинкевич из Университета Карлсруэ. Прошли и лекции об основах квантовой механики и квантового мира.
На втором модуле школьники вместе с Искандером Мамлеевым, выпускником КНИТУ-КАИ, инженером-электронщиком ProdusED, создавали действующую Машину Гольдберга. Это остроумный механизм, в котором по принципу домино финальное простое действие выполняется как можно более вычурной и замысловатой последовательностью действий.
Рустем Хуснутдинов отметил преимущества очной профильной программы и какие компетенции будут развивать школьники, создавая машину Гольдберга:
– На смене ребята работали с приборами и лабораторными установками. Самое сложное, наверное, было запустить машину, чтобы все компоненты соединились и получился итоговый результат. При разработке машины Гольдберга ребята изучили работу простых механизмов – блоки, рычаги, узнали, как обычная простая механика позволяет решать механические инженерные задачи. На втором блоке юные физики научились навыкам технического конструирования: как собрать, соединить детали и составляющие, чтобы это все заработало. Третий навык – это работа в команде, потому что участники программы делали элементы в разных группах попарно и потом это все вместе соединили. Тут был важен график синхронности, чтобы ребята друг друга не ждали.
На самом деле, у многих в школе физика еще только началась. В основном, они прошли только азы физики. Здесь ребята пошли уже дальше, и в дальнейшем в школе им многие вопросы будут понятны. Уже заметно, кто более тщательный, кто более пытливый. Ребята и химией увлекаются, и программированием, поэтому сложно сказать, что все они сто процентов пойдут в физику. Но, в любом случае, физика теперь для них не будет чем-то непонятным, недалеким и неопознанным.
Наира Хуснутдинова, преподаватель профильной программы, исследователь кафедры ядернофизических методов исследования Санкт-Петербургского государственного университета, на программе преподавала физику в двух форматах. Первый – лекции, во время которых она рассказывала заранее подготовленный, достаточно глубокий материал на темы, которые школьникам могут быть вообще незнакомы. Например, квантовую механику и молекулярную динамику. Это делается специально, чтобы все были на одинаковом уровне – дополнительная тема для каждого. Кроме этого, она вела лабораторные работы.
– На лабораторных работах сначала объясняю материал, потом ребята мне рассказывают, что из этого поняли. Полученные знания на профильной программе, во-первых, помогут им в изучении физики как в школе, так и в университете – физика, как базовый курс, есть на любой технической специальности. Во-вторых, это поможет многим при сдаче экзаменов. Эта программа отличается тем, что они занимаются прикладной физикой – все, что им обычно рассказывают, они здесь делают сами, тренируются прикладные навыки.
Я думаю, эти знания могут повлиять на выбор будущей профессии. Ребята прошли часть университетского обучения, потому что здесь оборудование, с которым работают студенты профильных вузов. На дополнительных лекциях от приглашенных гостей они смогли увидеть, каким спектром проблем занимаются сейчас физики и может быть, найти свою область, в которой они бы хотели развиваться.
Мне нравится формат дополнительного образования, который смешан с отдыхом и развлечениями, потому что очень приятно, что школьники имеют возможность не только углубиться во что-то одно, – отметила Наира.
Программа по физике включала также дополнительный модуль «Социальное проектирование и предпринимательская деятельность». Оксана Кожевникова, руководитель модуля, рассказала, что нового и полезного узнали участники программы и где смогут применить полученные знания в дальнейшем:
– В современном мире социальное проектирование стало одной из наиболее перспективных технологий управленческих процессов в обществе. Очень хочется донести до ребят, что именно социальное проектирование создает возможности для реализации задуманных идей, потому что здесь идеи проверяются с точки зрения социальной значимости, пользы для общества, а значит, и получения поддержки со стороны социума. Более того, чтобы справляться с постоянными изменениями и не потеряться в будущем. молодым людям важно параллельно развивать и узкоспециализированные, и надпрофессиональные навыки. И наш курс позволяет прокачивать все пять актуальных soft skills, которые выделили эксперты Университета Талантов.
Очень приятно, что ребята были активны, очень позитивны, легко включались в командное взаимодействие. Эффективному обучению всегда способствует комфортная среда. Спасибо организаторам за создание замечательного пространства для ребят и помощь в проведении занятий. Новый опыт приобрели не только участники. Для меня работать с участниками в гибридном формате «преподаватель онлайн и ученики оффлайн» – новый инструмент. Это и мое развитие!
Никита Кузнецов, студент Университета Талантов, ученик 10 класса Лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии КНИТУ, рассказал, почему он участвовал в программе:
– Я приехал на профильную смену, чтобы прокачать свои знания в физике, потому что планирую сдавать ЕГЭ по этому предмету. Также я хочу подготовиться к следующему учебному году, чтобы прийти в школу уже с новыми знаниями.
Уже за первые два дня я понял, что физика – это не настолько просто, как мне казалось ранее. Теперь я отношусь к этому предмету серьезнее и намерен углубляться и более подробно изучать его. Я узнал, что лабораторные работы и сама физика – это очень интересно. К тебе приходит осознание того, как все происходит вокруг тебя, и за счет чего работают все те самые формулы, которые я изучаю.
Полученные знания пригодятся не только при сдаче к ЕГЭ, но и в университете и понимании окружающего мира. Это программа мне нравится тем, что здесь прекрасные преподаватели, насыщенная и интересная программа. В будущем я планирую стать инженером-программистом и проектировщиком. Я думаю, что на таких сменах, как эта, мы можем повысить свой уровень знаний и применить их на практике, углубиться в предмет и понимать по каким законом все происходит вокруг нас.
Алина Сафина, ученица 9 класса гимназии №96 (Казань), отметила, чем ей понравилась программа:
– На эту программу пригласила меня подруга, так как мы обе увлекаемся физикой и проектированием. Здесь давалась усложненная физика. Для понимания это сначала тяжело, но все же очень интересно и информация дается в понятном формате. Мы учились делать лабораторные работы и оформлять их. Помимо этого, многое узнали по погрешностям: как измерять и какие ошибки могут быть в измерениях. Эта смена позволила больше узнать о предмете и подружиться с единомышленниками, перенять у них опыт. Знания, которые мы получили – университетского уровня. Программа мне понравилась тем, что здесь были классные ребята, а я узнала много нового. Преподаватели делились с нами интересными примерами из жизни, как можно применять тот или иной физический закон или правило.
Варвара Парамонова, ученица 8 класса Лицея им. Н.И Лобачевского (Казань), рассказала о своих целях:
– Я хочу научиться лучше делать эксперименты, потому что это понадобится на региональном и заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Я участвовала в региональном этапе, но в экспериментальной части смогла сделать только половину задания. Здесь я узнала о порядке выполнения лабораторных работ, также на дополнительной программе познакомилась с социальным проектированием. Полученные знания, я думаю, пригодятся в школе и университете. Кем я хочу стать, точно не определилась, но это, скорее, будет физико-математическое направление. Для тех, кто приезжает сюда, есть хорошая возможность пообщаться с опытными людьми и получить знания, которые не дают школьная программа или интернет.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов