Обзорный материал по профильной программе «Поем историю»
Летние каникулы – не повод сидеть без дела, а прекрасная возможность научиться чему-то новому. Участники июньских образовательных программ Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи РТ накапливали знания в разных сферах.
В профильной образовательной программе «Поем историю», созданной для учащихся 12-14 лет, преподавали азы вокального искусства. Программа, начавшаяся 1 июня, завершилась 21-го числа. Организаторы программы старались передать ребятам актуальность классической татарской музыки (романсы, песни). Ученики развивали себя как с исполнительской, так и с артистической стороны. Кроме знакомства с произведениями классических композиторов, ребята узнали о современных музыкальных деятелях – молодых композиторах. Также участники смены соприкоснулись с работой над музыкальным номером. Мы пообщались с педагогами, которые работали с участниками смены и учили их азам вокального искусства.
Ландыш Фаттахова, преподаватель высшей квалификационной категории по классу эстрадного вокала Казанского музыкального колледжа им. В. И. Аухадеева, преподаватель по вокалу на профильной смене «Поем историю»:
– Основная цель, которую я преследовала в течение этой смены, – это привить самостоятельность учащимся в процессе обучения вокалу, чтобы они могли самостоятельно искать информацию, адаптировать ее для собственных нужд, работать над совершенствованием исполнительских навыков. Поэтому мне хотелось сформировать у ребят целостный образ восприятия искусства.
Мои уроки можно поделить на три составляющие: теория, практика и обратная связь. Мы с ребятами постарались разобрать современные техники исполнения эстрадного вокала. Несомненный плюс в том, что на этой смене ребята не отвлекались, они целиком и полностью были направлены на свое образование и развитие. А минусом является то, что смена проходила в дистанционной форме. Вокал – очень деятельный вид искусства, и поэтому очень сложно передавать через экран технические приемы.
Если говорить про ребят, то на смену они пришли уже мотивированными. Не было необходимости подогревать интерес к предмету, они изначально были нацелены на получение новых знаний. Я очень старалась соблюсти баланс между теорией и практикой, а ребята уже сами отрабатывали тот или иной технический прием. Очень надеюсь, что мы с коллегами нашли отклик у ребят, и лето они проведут, продолжая интересоваться историей культуры родного края, жанрами и стилями музыки и, конечно же, вокалом.
Ольга Горюнова, преподаватель общего фортепиано Казанского музыкального колледжа, преподаватель по вокалу профильной смены «Поем историю»:
– Подготовка к программе началась задолго до того, как мы узнали о перемене формата на онлайн. Признаюсь, для меня этот опыт был новым и оттого еще более интересным. Цель моих уроков – открыть ребятам необъятные горизонты музыкального искусства во всем его многообразии, познакомить с новыми для них стилями, жанрами, техниками, упражнениями.
В этой профильной программе я старалась научить ребят уважать, ценить и беречь наше богатое национальное наследие. Ведь это фундамент, на который нужно опираться, корни, которые питают дальнейшее творчество большого музыканта. А также увлечь детей, расширить их кругозор, познакомив их с лучшими образцами музыки XX-XXI веков, вдохновить их на поиски нового, своего уникального стиля, сформировать навык, благодаря которому, будущие Большие музыканты смогли бы не потеряться в огромном объеме информации, и научились думать, анализировать и выбирать достойную музыку, сформировав музыкальный вкус. Воспитав разносторонне развитое творческое поколение, мы можем быть уверены в процветании культуры Татарстана в будущем.
На своих уроках я всегда старалась достичь дружеской атмосферы. Думаю, наиболее располагает к творчеству общение преподавателя на равных, где мы с ребятами вместе развивались, двигались и росли, узнавали что-то новое или обсуждали различные точки зрения. Моя задача заключалась в том, чтобы сохранить их индивидуальность, поэтому я шла рядом на пути познания, указывая направление.
Несомненно, есть и плюсы, и минусы онлайн-формата. Здорово, что есть отличная возможность для детей, несмотря на сложившуюся обстановку, общаться и получать знания, заниматься творчеством, не выходя из дома. Но, с другой стороны, наша техника и интернет пока не настолько совершенны и не заменят живое общение, визуальный контакт. Я учила ребят анализировать, думать, применять самостоятельно найденную информацию на практике, делать выводы.
Нужно отметить, что саморазвитие – неотъемлемый фактор роста музыканта, вокалиста, в любой период его творческого развития, о чем я неоднократно повторяла ребятам, призывая их не останавливаться в практических упражнениях, в исследованиях, экспериментах и открытиях в рамках самостоятельных занятий.
Порадовало, что в смене участвовали ребята, которые уже пришли с высоким уровнем мотивации. Но все они были с различным уровнем подготовки. Кто-то делает первые робкие шаги в занятиях вокалом, а у кого-то за плечами – богатый опыт сценических выступлений и конкурсных состязаний. Независимо от этого, благодаря отличной, сплоченной команде преподавателей с богатым опытом, каждый участник смены открыл для себя много нового, интересного и полезного. На моих занятиях учащиеся научились не просто слышать, а вдумчиво слушать музыку, познакомились с разносторонними личностями музыкантов, которые оставили свой вклад в мировой музыке, научились различать стили современной музыки (джаз, latin, рок, R&B, рэп, хип хоп, фолк, неоклассика), освоили ритмические упражнения с помощью разнообразных техник, таких как Body Percussion и Konnakol.
Зарина Вильданова, певица, выпускница эстрадного факультета ГИТИС, руководитель музыкального направления форум Arts Biler Forum, преподаватель по актерскому мастерству и сценической речи, и истории музыки республики Татарстан профильной смены «Поем историю»:
– Наши занятия двигались по двум направлениям – актерское мастерство и сценическая речь, история музыки республики Татарстан. Основной целью было введение ребят в понимание актерского мастерства, дать им некие задания, секреты раскрытия голоса, познакомить их с истоками татарской музыки, ее историей для того, чтобы понять ее истоки, основных создателей.
Эта смена была особенной: мы проходили наше обучение онлайн. И дети, и преподаватели вынуждены были знакомиться друг с другом, обмениваться мыслями, знаниями через экраны, это очень интересный опыт. Участники смены могли самостоятельно найти упражнения по сценической речи, тренинги в направлении актерского мастерства. Я им подсказывала, как верно выполнять те или иные задания, и, в случае нахождения схожих заданий, они знали алгоритм их выполнения. Изучая известных личностей, мы смотрели, как они развивались в своем творчестве.
В этой смене были и практика, и самостоятельность. Я на занятиях старалась дать практические упражнения. Что-то они выполняли самостоятельно, но все мы проверяли, корректировали. Они всегда могли обращаться с вопросами, переделать свое домашнее задание.
Я уверена, что ребята будут обладать такими навыками актерского мастерства, как наблюдение и фантазия. У них есть все ключи к работе с текстами песен, они знают, как выполнять речевые упражнения, упражнения на расслабление, разогрев, развитие дикции и артикуляции. Ребята научились работать со своим образом, на что обращать внимание. Что касается, истории татарской музыки, участники послушали очень много музыки вместе со мной. К тому же, у них есть доступ к заданиям и презентациям, которые они могут в любой момент открыть и вспомнить наши уроки.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов