DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Какую историю поем, или как проходила образовательная программа по вокалу

Какую историю поем, или как проходила образовательная программа по вокалу

Обзорный материал по профильной программе «Поем историю»

Летние каникулы – не повод сидеть без дела, а прекрасная возможность научиться чему-то новому. Участники июньских образовательных программ Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи РТ накапливали знания в разных сферах.

В профильной образовательной программе «Поем историю», созданной для учащихся 12-14 лет, преподавали азы вокального искусства. Программа, начавшаяся 1 июня, завершилась 21-го числа. Организаторы программы старались передать ребятам актуальность классической татарской музыки (романсы, песни). Ученики развивали себя как с исполнительской, так и с артистической стороны. Кроме знакомства с произведениями классических композиторов, ребята узнали о современных музыкальных деятелях – молодых композиторах. Также участники смены соприкоснулись с работой над музыкальным номером. Мы пообщались с педагогами, которые работали с участниками смены и учили их азам вокального искусства.


Ландыш Фаттахова, преподаватель высшей квалификационной категории по классу эстрадного вокала Казанского музыкального колледжа им. В. И. Аухадеева, преподаватель по вокалу на профильной смене «Поем историю»:

– Основная цель, которую я преследовала в течение этой смены, – это привить самостоятельность учащимся в процессе обучения вокалу, чтобы они могли самостоятельно искать информацию, адаптировать ее для собственных нужд, работать над совершенствованием исполнительских навыков. Поэтому мне хотелось сформировать у ребят целостный образ восприятия искусства.

Мои уроки можно поделить на три составляющие: теория, практика и обратная связь. Мы с ребятами постарались разобрать современные техники исполнения эстрадного вокала. Несомненный плюс в том, что на этой смене ребята не отвлекались, они целиком и полностью были направлены на свое образование и развитие. А минусом является то, что смена проходила в дистанционной форме. Вокал – очень деятельный вид искусства, и поэтому очень сложно передавать через экран технические приемы.

Если говорить про ребят, то на смену они пришли уже мотивированными. Не было необходимости подогревать интерес к предмету, они изначально были нацелены на получение новых знаний.  Я очень старалась соблюсти баланс между теорией и практикой, а ребята уже сами отрабатывали тот или иной технический прием.  Очень надеюсь, что мы с коллегами нашли отклик у ребят, и лето они проведут, продолжая интересоваться историей культуры родного края, жанрами и стилями музыки и, конечно же, вокалом. 



Ольга Горюнова, преподаватель общего фортепиано Казанского музыкального колледжа, преподаватель по вокалу профильной смены «Поем историю»:

– Подготовка к программе началась задолго до того, как мы узнали о перемене формата на онлайн. Признаюсь, для меня этот опыт был новым и оттого еще более интересным. Цель моих уроков – открыть ребятам необъятные горизонты музыкального искусства во всем его многообразии, познакомить с новыми для них стилями, жанрами, техниками, упражнениями.

В этой профильной программе я старалась научить ребят уважать, ценить и беречь наше богатое национальное наследие. Ведь это фундамент, на который нужно опираться, корни, которые питают дальнейшее творчество большого музыканта. А также увлечь детей, расширить их кругозор, познакомив их с лучшими образцами музыки XX-XXI веков, вдохновить их на поиски нового, своего уникального стиля, сформировать навык, благодаря которому, будущие Большие музыканты смогли бы не потеряться в огромном объеме информации, и научились думать, анализировать и выбирать достойную музыку, сформировав музыкальный вкус. Воспитав разносторонне развитое творческое поколение, мы можем быть уверены в процветании культуры Татарстана в будущем.

На своих уроках я всегда старалась достичь дружеской атмосферы. Думаю, наиболее располагает к творчеству общение преподавателя на равных, где мы с ребятами вместе развивались, двигались и росли, узнавали что-то новое или обсуждали различные точки зрения.  Моя задача заключалась в том, чтобы сохранить их индивидуальность, поэтому я шла рядом на пути познания, указывая направление.

Несомненно, есть и плюсы, и минусы онлайн-формата. Здорово, что есть отличная возможность для детей, несмотря на сложившуюся обстановку, общаться и получать знания, заниматься творчеством, не выходя из дома. Но, с другой стороны, наша техника и интернет пока не настолько совершенны и не заменят живое общение, визуальный контакт. Я учила ребят анализировать, думать, применять самостоятельно найденную информацию на практике, делать выводы.

Нужно отметить, что саморазвитие – неотъемлемый фактор роста музыканта, вокалиста, в любой период его творческого развития, о чем я неоднократно повторяла ребятам, призывая их не останавливаться в практических упражнениях, в исследованиях, экспериментах и открытиях в рамках самостоятельных занятий.

Порадовало, что в смене участвовали ребята, которые уже пришли с высоким уровнем мотивации. Но все они были с различным уровнем подготовки. Кто-то делает первые робкие шаги в занятиях вокалом, а у кого-то за плечами – богатый опыт сценических выступлений и конкурсных состязаний. Независимо от этого, благодаря отличной, сплоченной команде преподавателей с богатым опытом, каждый участник смены открыл для себя много нового, интересного и полезного. На моих занятиях учащиеся научились не просто слышать, а вдумчиво слушать музыку, познакомились с разносторонними личностями музыкантов, которые оставили свой вклад в мировой музыке, научились различать стили современной музыки (джаз, latin, рок, R&B, рэп, хип хоп, фолк, неоклассика), освоили ритмические упражнения с помощью разнообразных техник, таких как Body Percussion и Konnakol.


Зарина Вильданова, певица, выпускница эстрадного факультета ГИТИС, руководитель музыкального направления форум Arts Biler Forum, преподаватель по актерскому мастерству и сценической речи, и истории музыки республики Татарстан профильной смены «Поем историю»:

– Наши занятия двигались по двум направлениям – актерское мастерство и сценическая речь, история музыки республики Татарстан. Основной целью было введение ребят в понимание актерского мастерства, дать им некие задания, секреты раскрытия голоса, познакомить их с истоками татарской музыки, ее историей для того, чтобы понять ее истоки, основных создателей.

Эта смена была особенной: мы проходили наше обучение онлайн. И дети, и преподаватели вынуждены были знакомиться друг с другом, обмениваться мыслями, знаниями через экраны, это очень интересный опыт. Участники смены могли самостоятельно найти упражнения по сценической речи, тренинги в направлении актерского мастерства. Я им подсказывала, как верно выполнять те или иные задания, и, в случае нахождения схожих заданий, они знали алгоритм их выполнения. Изучая известных личностей, мы смотрели, как они развивались в своем творчестве.

В этой смене были и практика, и самостоятельность. Я на занятиях старалась дать практические упражнения. Что-то они выполняли самостоятельно, но все мы проверяли, корректировали. Они всегда могли обращаться с вопросами, переделать свое домашнее задание.

Я уверена, что ребята будут обладать такими навыками актерского мастерства, как наблюдение и фантазия. У них есть все ключи к работе с текстами песен, они знают, как выполнять речевые упражнения, упражнения на расслабление, разогрев, развитие дикции и артикуляции. Ребята научились работать со своим образом, на что обращать внимание. Что касается, истории татарской музыки, участники послушали очень много музыки вместе со мной. К тому же, у них есть доступ к заданиям и презентациям, которые они могут в любой момент открыть и вспомнить наши уроки.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов