Репортаж о дистанционной профильной программе по шахматам «Ход конем»
10 июня завершилась дистанционная профильная программа по шахматам «Ход конем» Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Республики Татарстан по модели «Сириус». Она стартовала в Международный день защиты детей 1 июня. В профильной смене участвовали более 20 юных спортсменов из Казани, Набережных Челнов, Зеленодольска и Кукмора. Руководителем образовательной программы по шахматам выступил Рустам Гарифуллин, вице-президент Федерации шахмат РТ, директор спортивной школы олимпийского резерва по шахматам, шашкам и го имени Р.Г. Нежметдинова.
По словам опытных преподавателей, шахматы – это отличный способ развития и раскрытия потенциала молодых людей. Этот вид спорта отличается многослойной логикой и неординарным подходом к решению задач. Игра в шахматы учит рассматривать вопросы с разных сторон, анализировать каждый свой ход, также вырабатывает умение прогнозировать и думать на несколько шагов вперед. Данные навыки необходимы в жизни для успешной реализации себя. Поэтому важно популяризировать и развивать этот вид спорта, дабы он не терял свою актуальность.
В течение 10 дней в онлайн-режиме юные шахматисты совершенствовали свои навыки игры. В этом им помогали два тренера – международный мастер по шахматам, тренер по шахматам спортшколы им. Р. Г. Нежметдинова Сергей Родченков и мастер ФИДЕ, также тренер этой школы Азат Галиев. Спортсмены разделились на две группы по 11 участников и по 5 дней занимались с каждым из тренеров. Занятия в малых группах считаются более эффективными, так удобнее проводить турниры, разбирать партии и типовые ошибки совершенные в ходе игр.
– Как руководитель, я смело могу сказать, что смена прошла успешно. Такие выводы я сделал, основываясь на обратной связи от участников. Я наблюдал за тренировками, анализировал поведение ребят и видел их полную отдачу, им было действительно интересно. Формат смены представлял собой живой диалог и моментальный разбор ошибок. Спортсмены могли задавать волнующие их вопросы и тут же получать комментарии по этому поводу от тренеров. Таким образом, дистанционный формат не помешал эффективному взаимодействию, и это радует, – поделилися Рустам Гарифуллин.
В ходе смены юные спортсмены изучили стратегию шахмат, такие стратегические приемы как открытые линии, вскрытие линий, слабые и сильные поля, форпосты. Именно четкое понимание базовых элементов стратегии превращает любителей в профессионалов. Также ребята изучили понятия «плохих» и «хороших» слонов, узнали, как избавляться от «плохих» фигур, как правильно оценивать свои позиции в игре, после чего составляли у себя в голове план игры и искали сильнейшие ходы.
Полученные знания подкреплялись практикой в виде ежедневных партий между участниками. Затем игры полностью разбирались тренерами, которые, в свою очередь, старались искоренить типовые ошибки ребят и усовершенствовать их игры. На профильной смене спортсмены помимо прочего прошли общий курс дебютов, «атаки короля» и защиту Нимцовича.
Во время профильной программы тренеры составляли личный рейтинг каждого участника на основании активности и результатов итогового соревнования. Так, первые три строчки рейтинга заняли: Тимур Закиров (Казань), Азалия Мифтахова (село Большая Атня) и Даниил Мочалов (Казань). Также в программе приняли участие совсем юные спортсмены, которым всего восемь лет, но они ничуть не уступали старшим товарищам.
Азалия Мифтахова, ученица 5 класса Большеатнинской средней общеобразовательной школы:
– Шахматами я занимаюсь с семи лет, сейчас мне 11. Имею второй разряд по шахматам, в ближайшее время собираюсь выполнить первый. Думаю, что полученные на профильной программе знания позволят мне это сделать. Для меня эта смена прошла продуктивно, на занятиях мы изучали дебюты, разбирали партии и играли в шахматы между собой. Помимо этого я познакомилась с единомышленниками и теперь, взаимодействуя между собой, мы можем развиваться еще эффективнее. Формат работы мне понравился, меня ничего не отвлекало, но при этом я была полностью вовлечена в процесс, что и привело меня ко второму месту в рейтинге.
Тимур Закиров, ученик 5 класса 94 гимназии (Казань):
– Для меня смена была познавательной и интересной. Я почерпнул много нового для себя, например, в дебютах я узнал новые расстановки, познакомился с новыми правилами Капабланки в теме «хорошие» и «плохие» слоны. Мне очень понравился формат работы, так как было много практики. Во время смены мы проводили турниры и закрепляли пройденный материал, так обучение проходило максимально эффективно. Заниматься дистанционно мне было не совсем привычно, но желание усовершенствовать свои навыки позволяет не обращать внимания на такие мелочи.
Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов