Репортаж с профильной программы «Окно в искусство»
Сейчас июньские дистанционные профильные программы Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» в самом разгаре. Среди них и программа «Окно в искусство», главная цель которой – знакомство с культурным наследием Татарстана через лекции, мастер-классы по живописи и рисунку от ведущих экспертов-художников, искусствоведа нашего региона.
Руководитель программы — Зульфира Кельдиева, руководитель направления «Искусство» Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус», тренер-эксперт надпредметных компетенций, наставник Университета Талантов. Именно она работала над созданием и разработкой этой программы, пригласила практиков-экспертов в этой области.
Теоретическую и практическую части программы ведут:
– Фарит Валиуллин, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, ведущий художник Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат премии имени Габдуллы Тукая;
– Дина Хисамова, замдиректора Государственного музея изобразительных искусств РТ, доцент кафедры монументально-декоративного искусства Казанского государственного института культуры, живописи и искусствоведения, историк, преподаватель истории и обществоведения, заслуженный работник культуры РТ;
– Мадина Махмутова, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат наук.
Все эти преподаватели комплексно обучают участников искусству создания живописной картины на историческую тему, натюрморта, национального костюма с помощью онлайн-уроков. Учащиеся получают знания по технологиям работы с акварелью, гуашью, цветными карандашами. Один из уроков «Окно в искусство» был посвящен красоте родного края. Фарит Валиуллин считает, что художники – самые счастливые люди, которые не только видят красоту во всех ее проявлениях, но и пытаются запечатлеть и передать это изображение другим. Многочисленные озера, реки, леса, красота природы – все это вдохновляет художников.
К одному из уроков ребята подготовили свои фотографии. Задача учащихся состояла в написании этюдов по подобранным фотографиям. До того, как они приступили к работе, участники вместе с педагогом анализировали картины, которые он создавал в разное время. Так, участники программы познакомились с технологией работы преподавателя во время написания этюда на озере Яльчик, посмотрели видеоролик, где увидели, как художник пишет этюд на пленэре. Он работал на холсте с маслом. Для мастера, в первую очередь, очень важно подготовить палитру, поясняет учитель воспитанникам. Он начинает работу с выбора этюда, поиска или постановки композиции. Каждый момент в работе очень важен, так как любое состояние природы через мгновение уже изменится. Нужно успеть сделать перетекание теней, уловить и отобразить еще множество деталей. У Фарита Валиуллина есть целая серия работ, созданных в Яльчике, написанные гуашью в Крыму, в Турции. Главное во время работы – не забывать о композиции. Никаких пустот на картине не должно быть, все должно быть оправдано в художественном плане, чтобы очаровать и захватить зрителя теми эмоциями, которые хочет передать художник.
По мнению педагога, все его студенты очень талантливые, собранные. Многие из них уже состоялись как художники, учатся в вузах. Некоторые, будучи в возрасте 18-20 лет, уже зарекомендовали себя в профессиональном сообществе, выиграли в конкурсе по изобретению логотипа Болгарской академии, стали известными. Мастер считает, что возраст в освоении чего-то нового – не помеха. Есть люди, которые выйдя на пенсию, начинают рисовать. Уметь видеть красоту, уметь ее передавать – вот это главное, чему стоит научиться в изобразительном искусстве.
Во второй части урока участники профсмены сами рисовали натюрморт акварелью или гуашью. Также в течение смены, кроме натюрморта, ребятам нужно будет представить пейзаж и архитектурный пейзаж Казани. Это и станет учебной практикой для них. Сейчас задача участников программы научиться работать с акварелью в разных техниках. В конце урока ребята высылают учителю фотографию своей работы на проверку.
Одна из участниц, Алиса Ситникова, окончила 9 класс школы №85 Казани, студентка Университета Талантов, выпускница художественной школы, в дальнейшем хочет себя реализовывать в изобразительном искусстве. Ей хочется развивать себя в живописи, больше писать акварелью:
– Мне очень нравится, как проходят занятия. У Фарита Рашидовича Валиуллина мы подробно разбираем живопись, беседуем о своей родине. У него чувствуется большая любовь к Родине. Хочется подробно изучить живопись, ее историю, прочувствовать ее. У Дины Диасовны мы проходим историю изобразительного искусства Татарстана. С Мадиной Мухаметовной мы подробно разбираем наряды, традиции народов Поволжья. Мы познакомились с ее куклами. Это очень здорово, когда человек с душой создает такие творения. Мне удобно, что смена проходит в таком формате. Потому что есть возможность задать вопросы самим преподавателям, спросить про свои недочеты. Практики много. Например, я сама давно не брала в руки акварель. Здесь есть возможность восстановить это упущение. Было бы здорово, если бы мы после смены встретились и побывали в мастерской, почувствовали настоящую атмосферу искусства.
Среди участников профильной смены есть и ребята из других регионов России. Елизавета Гоцкина, окончила 10 класс средней школы №35 в Волгограде, а также художественную школу. Про Университет Талантов узнала от мамы, подала заявку, и в апреле этого года стала студенткой Университета Талантов. Ее наставник предложила участвовать ей в этой профильной смене.
– Мне нравятся разные формы изобразительного искусства. Я люблю комиксы, и также отношу их к искусству, поскольку сегодня оно вышло за рамки натюрмортов, пейзажей и распространилось в сети. Я люблю картины, написанные маслом и акварелью. Что касается смены, то есть плюсы и минусы такого онлайн-формата. Конечно, искусство – больше очный формат. Этого, конечно, не хватает. Нас всего 15 человек, хорошо, что не так много. Конечно, теоретические занятия по истории искусств даются лучше. А вот с рисованием – сложнее. Онлайн-урок не передает ощущение того, когда рисуют вживую. Здорово, что есть связь с преподавателем. Хорошо, что урок идет онлайн, а не записью, так как можно задать вопрос, нас могут проконсультировать.
По мнению преподавателя, Фарита Рашидовича, Университет Талантов – это Эльбрус, который нужно достигать и достигать. Это не художественное училище, не вуз, это что-то новое, инновация. Искусство должно быть интегрировано в какие-то новые сферы. Он видит изобразительное искусство, как компонент в связке с наукой, например, с биологией, экологией, робототехникой. Но в то же время классическая школа по изобразительному искусству должна существовать.
– Проведение профильной смены в онлайн-формате мы реализуем на практике впервые. Мы делаем все возможное, чтобы у ребят были мотивация и интерес. Онлайн-формат не совсем удобный. Есть специфика изобразительного искусства, где на тактильном ощущении преподаватель чувствует ребенка, где-то может помочь, подсказать. А сейчас не видно работ ребят, их качество. А при отправке работ нельзя увидеть нюансы цвета и света. Лекции в онлайн-формате проводить хорошо, но практические занятия – не очень. Потому что трудно увидеть отдачу. Для меня важно качество той продукции, которую ребята делают: аудиторные и домашние работы, – говорит Фарит Валиуллин.
По мнению преподавателя, все дети талантливы, но у каждого есть свое зерно. Кто-то – математик, кто-то – ученый. Задача экспертов этой программы – в отборе самых-самых достойных ребят. Ведь такие учащиеся сами становятся катализатором, индикатором для других талантливых ребят, которые за собой поведут других. Такие быстро схватывают, решают задачи. «Университет Талантов – это мотиватор, если мы даем толчок молодежи, у них и дальше идет развитие», – утверждает преподаватель.
Последний урок смены будет посвящен анализу всех работ ребят, сделанных за смену. Это будет своеобразная онлайн-выставка и каждый участник по 2-3 минуты будет делиться обратной связью о смене.
Онлайн-выставка работ участников:
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов