DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Что должен уметь художник, или Как проходит профильная программа по ИЗО

Что должен уметь художник, или Как проходит профильная программа по ИЗО

Репортаж с профильной программы «Окно в искусство»

Сейчас июньские дистанционные профильные программы Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» в самом разгаре. Среди них и программа «Окно в искусство», главная цель которой – знакомство с культурным наследием Татарстана через лекции, мастер-классы по живописи и рисунку от ведущих экспертов-художников, искусствоведа нашего региона.

Руководитель программы — Зульфира Кельдиева, руководитель направления «Искусство» Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус», тренер-эксперт надпредметных компетенций, наставник Университета Талантов. Именно она работала над созданием и разработкой этой программы, пригласила практиков-экспертов в этой области.

Теоретическую и практическую части программы ведут:

Фарит Валиуллин, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, ведущий художник Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат премии имени Габдуллы Тукая;

Дина Хисамова, замдиректора Государственного музея изобразительных искусств РТ, доцент кафедры монументально-декоративного искусства Казанского государственного института культуры, живописи и искусствоведения, историк, преподаватель истории и обществоведения, заслуженный работник культуры РТ; 

Мадина Махмутова,  доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат наук.

Все эти преподаватели комплексно обучают участников искусству создания живописной картины на историческую тему, натюрморта, национального костюма с помощью онлайн-уроков. Учащиеся получают знания по технологиям работы с акварелью, гуашью, цветными карандашами. Один из уроков «Окно в искусство» был посвящен красоте родного края. Фарит Валиуллин считает, что художники – самые счастливые люди, которые не только видят красоту во всех ее проявлениях, но и пытаются запечатлеть и передать это изображение другим.  Многочисленные озера, реки, леса, красота природы – все это вдохновляет художников.

К одному из уроков ребята подготовили свои фотографии. Задача учащихся состояла в написании этюдов по подобранным фотографиям. До того, как они приступили к работе, участники вместе с педагогом анализировали картины, которые он создавал в разное время. Так, участники программы познакомились с технологией работы преподавателя во время написания этюда на озере Яльчик, посмотрели видеоролик, где увидели, как художник пишет этюд на пленэре. Он работал на холсте с маслом. Для мастера, в первую очередь, очень важно подготовить палитру, поясняет учитель воспитанникам. Он начинает работу с выбора этюда, поиска или постановки композиции. Каждый момент в работе очень важен, так как любое состояние природы через мгновение уже изменится. Нужно успеть сделать перетекание теней, уловить и отобразить еще множество деталей. У Фарита Валиуллина есть целая серия работ, созданных в Яльчике, написанные гуашью в Крыму, в Турции. Главное во время работы – не забывать о композиции. Никаких пустот на картине не должно быть, все должно быть оправдано в художественном плане, чтобы очаровать и захватить зрителя теми эмоциями, которые хочет передать художник.


По мнению педагога, все его студенты очень талантливые, собранные. Многие из них уже состоялись как художники, учатся в вузах. Некоторые, будучи в возрасте 18-20 лет, уже зарекомендовали себя в профессиональном сообществе, выиграли в конкурсе по изобретению логотипа Болгарской академии, стали известными. Мастер считает, что возраст в освоении чего-то нового – не помеха. Есть люди, которые выйдя на пенсию, начинают рисовать. Уметь видеть красоту, уметь ее передавать – вот это главное, чему стоит научиться в изобразительном искусстве.

Во второй части урока участники профсмены сами рисовали натюрморт акварелью или гуашью.  Также в течение смены, кроме натюрморта, ребятам нужно будет представить пейзаж и архитектурный пейзаж Казани. Это и станет учебной практикой для них. Сейчас задача участников программы научиться работать с акварелью в разных техниках. В конце урока ребята высылают учителю фотографию своей работы на проверку.

Одна из участниц, Алиса Ситникова, окончила 9 класс школы №85 Казани, студентка Университета Талантов, выпускница художественной школы, в дальнейшем хочет себя реализовывать в изобразительном искусстве. Ей хочется развивать себя в живописи, больше писать акварелью:

– Мне очень нравится, как проходят занятия. У Фарита Рашидовича Валиуллина мы подробно разбираем живопись, беседуем о своей родине. У него чувствуется большая любовь к Родине. Хочется подробно изучить живопись, ее историю, прочувствовать ее. У Дины Диасовны мы проходим историю изобразительного искусства Татарстана. С Мадиной Мухаметовной мы подробно разбираем наряды, традиции народов Поволжья. Мы познакомились с ее куклами. Это очень здорово, когда человек с душой создает такие творения. Мне удобно, что смена проходит в таком формате. Потому что есть возможность задать вопросы самим преподавателям, спросить про свои недочеты. Практики много. Например, я сама давно не брала в руки акварель. Здесь есть возможность восстановить это упущение. Было бы здорово, если бы мы после смены встретились и побывали в мастерской, почувствовали настоящую атмосферу искусства.

Среди участников профильной смены есть и ребята из других регионов России. Елизавета Гоцкина, окончила 10 класс средней школы №35 в Волгограде, а также художественную школу. Про Университет Талантов узнала от мамы, подала заявку, и в апреле этого года стала студенткой Университета Талантов. Ее наставник предложила участвовать ей в этой профильной смене.

– Мне нравятся разные формы изобразительного искусства. Я люблю комиксы, и также отношу их к искусству, поскольку сегодня оно вышло за рамки натюрмортов, пейзажей и распространилось в сети. Я люблю картины, написанные маслом и акварелью. Что касается смены, то есть плюсы и минусы такого онлайн-формата. Конечно, искусство – больше очный формат. Этого, конечно, не хватает. Нас всего 15 человек, хорошо, что не так много. Конечно, теоретические занятия по истории искусств даются лучше. А вот с рисованием – сложнее. Онлайн-урок не передает ощущение того, когда рисуют вживую. Здорово, что есть связь с преподавателем. Хорошо, что урок идет онлайн, а не записью, так как можно задать вопрос, нас могут проконсультировать.

По мнению преподавателя, Фарита Рашидовича, Университет Талантов – это Эльбрус, который нужно достигать и достигать. Это не художественное училище, не вуз, это что-то новое, инновация. Искусство должно быть интегрировано в какие-то новые сферы. Он видит изобразительное искусство, как компонент в связке с наукой, например, с биологией, экологией, робототехникой. Но в то же время классическая школа по изобразительному искусству должна существовать.

– Проведение профильной смены в онлайн-формате мы реализуем на практике впервые. Мы делаем все возможное, чтобы у ребят были мотивация и интерес. Онлайн-формат не совсем удобный. Есть специфика изобразительного искусства, где на тактильном ощущении преподаватель чувствует  ребенка, где-то может помочь, подсказать. А сейчас не видно работ ребят, их качество. А при отправке работ нельзя увидеть нюансы цвета и света. Лекции в онлайн-формате проводить хорошо, но практические занятия – не очень. Потому что трудно увидеть отдачу. Для меня важно качество той продукции, которую ребята делают: аудиторные и домашние работы, – говорит Фарит Валиуллин.

По мнению преподавателя, все дети талантливы, но у каждого есть свое зерно. Кто-то – математик, кто-то – ученый. Задача экспертов этой программы – в отборе самых-самых достойных ребят. Ведь такие учащиеся сами становятся катализатором, индикатором для других талантливых ребят, которые за собой поведут других. Такие быстро схватывают, решают задачи. «Университет Талантов – это мотиватор, если мы даем толчок молодежи, у них и дальше идет развитие», – утверждает преподаватель.

Последний урок смены будет посвящен анализу всех работ ребят, сделанных за смену. Это будет своеобразная онлайн-выставка и каждый участник по 2-3 минуты будет делиться обратной связью о смене.


Онлайн-выставка работ участников:

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов