DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Наталья Кравченко: «Татарстан – один из тех регионов, где работа с человеческим капиталом ведется системно»

Наталья Кравченко: «Татарстан – один из тех регионов, где работа с человеческим капиталом ведется системно»

В конце ноября в Казани состоялся VI Республиканский форум «Открытие талантов», который стал площадкой для обсуждения вопросов развития и трудоустройства молодых людей в Республике Татарстан. На пленарном заседании форума выступила Наталья Кравченко, директор по стратегическому развитию Кружкового движения Национальной технологической инициативы. Она рассказала, что Национальная технологическая инициатива – это системный федеральный проект, который направлен на то, чтобы высокотехнологичные компании и в целом Россия была успешна на новых рынках, которые на горизонте ближайших 10–15 лет составят основу мировой экономики. Это касается беспилотного транспорта, альтернативной энергетики, технологий искусственного интеллекта, анализа больших данных и многих других направлений. Кружковое движение – это «дорожная карта», которая описывает комплекс мероприятий, призванных создать кадровую основу технологического прорыва для НТИ.

Мы пообщались с экспертом и подробнее узнали о проектах Кружкового движения, обсудили, какой должна быть эффективная экосистема и какую роль Кружковое движение НТИ играет в ее построении.

– Расскажите, пожалуйста, что такое Кружковое движение.

– Что для нас кружок? В последнее время привычно понимать под кружком то пространство, куда дети приходят в определенное время и учатся чему-то у педагога. Кружки для нас в глобальной инициативе – это союз разновозрастных людей, которые объединены идеей создания или поиска новых решений. Прототипом таких кружков для нас является кружок советского ученого С. П. Королёва – группа изучения реактивного движения. Тот самый кружок, в котором люди, зараженные идеей полета в космос, создавали новое и верили в то, что это возможно. У них получилось. 

В прошлом году мы считали, что Кружковое движение растит кадры для тех компаний, которые сейчас заявляют о себе на новых технологичных рынках. Но на съезде Кружкового движения мы пообщались с участниками проектных школ, победителями Олимпиады НТИ, и поняли, что они не выступят кадрами для этих компаний, а будут создавать свои. 

Для формирования региональных экосистем в Кружковом движении есть ряд больших проектов, среди которых и Олимпиада НТИ. Это не способ выявления тех ребят, которые готовы продемонстрировать свои высокие знания, а серьезная образовательная программа – цикл мероприятий длиною в год, внутри которых ребята развиваются, учатся и совершенствуются в технологиях и внутри команд. В региональной экосистеме Олимпиада НТИ – это помогать развиваться дальше ребятам, которые склонны к научно-техническому творчеству, увлекаются технологиями. Также для решения актуальных технологических, региональных, глобальных задач, которые позволяют соединить сообщества в регионе, у нас работает программа «Практики будущего» – проектные школы, где подростки полностью погружаются в работу над реально существующей проблемой.

Мы столкнулись с такой ситуацией, когда ребята есть, желание есть, но педагоги, которые действуют в системе общего образования, не могут работать с ребятами в том смысле, в котором нам бы хотелось, будучи скорее координатором их деятельности, давая ребятам проявить творчество и инициативу. Поэтому была создана «Академия наставников», серьезная программа подготовки наставников проектной деятельности, где мы стараемся растить тех людей, которые не будут навязывать свое мнение, для которых нормально предоставлять ребятам возможность проектировать, ошибаться, двигаться дальше. 

– По-Вашему, какой должна быть эффективная экосистема? Какие задачи она призвана решать?

– В моем понимании, в экосистемном подходе, как в природе – все взаимосвязано. Одно перетекает в другое. Если вырывать из системы один или другой элемент, то нарушается баланс и происходит либо погибание каких-то элементов этой системы, либо серьезная трансформация.

Чтобы понять, для чего нужна экосистема, можно привести яркий пример. При переходе из детского сада в школу, из школы в вуз и далее человек сталкивается с разными показателями эффективности этих организаций. К сожалению, они не всегда укладываются в некую правильную логику. Например, в последние годы многие школы настроены лишь на то, чтобы прокачать у учеников «мышцу», которая хорошо сдает госэкзамены. При этом мало кто занимается вопросами самооценки школьников, понимания себя, поиска своего призвания. В этом смысле молодым людям Татарстана повезло – у них есть Университет Талантов, но в обычной системе этим вопросам уделяется мало внимания. 

Школьники ставят перед собой задачу поступить в вуз, но в какой вуз, зачем поступить, как дальше жить, каким проектом заниматься – непонятно. По баллам молодой человек смог поступить, например, в педагогический университет, но он никогда в жизни не видел себя педагогом. Наверное, здесь речь идет не о профессии, а скорее о получении высшего образования, просто потому что так принято. После получения высшего образования выпускник точно понимает, что не хочет идти учить детей, но чтобы заниматься другой деятельностью, ему не хватает ни знаний, ни опыта, ни компетенций. Тогда он либо выбирает работу, чтобы просто существовать, либо каким-то образом старается дополучить необходимые компетенции. И вот это не экосистема. 

Экосистема – это когда мы на ранних стадиях ищем себя, свою зону развития, призвание. В соответствии с этим появляется система, которая позволяет тебе попасть туда, где ты можешь максимально раскрыть свой потенциал, например, перейти из школы в вуз. После этого ты либо объединяешь вокруг себя команду и создаешь новый продукт, проект, технологию, либо ты попадаешь в то место, где будешь максимально эффективен и востребован. И для таких профессионалов важно создать хорошо настроенную среду потребления талантов, чтобы дать возможность полностью реализовать свой потенциал.

Есть также момент, когда скорость изменений настолько высока, что непонятно, как быть тем людям, которые вчера были востребованы, а сегодня их заменили роботы или технологии. Вот этот элемент очень важно продумать и настроить. В таком случае можно, обладая базовыми знаниями и компетенциями, переквалифицироваться. Поэтому экосистема для меня – это живая система разных ее элементов, которые работают на один результат, дополняя друг друга, продолжая друг друга и компенсируя функционал друг друга в случае, если это необходимо.

– Какую роль играет Кружковое движение в построении экосистемы и как можно в нее включиться?

– Мы занимаемся развитием именно тех ребят, которые, на наш взгляд, могут стать следующим поколением инженеров, инноваторов, изобретателей, конструкторов. Для нас важно на ранних этапах создать среду, в которой будет сформирован определенный тип мышления, скажем, предпринимательский или какой-то другой. Это означает, что ребята проактивны, готовы решать интересные задачи, брать на себя ответственность за результат, который они могут получить. Это лидеры, которые умеют работать в команде, объединяют вокруг себя единомышленников и пробуют. Пробуют, добиваются результата, двигаются вперед и двигают, соответственно, нашу страну вперед. Нам важно выявлять этих ребят, и мы не можем их выявлять по классическим олимпиадам, потому что часто это разные ребята. Нам важно создавать среду, в которой они будут учиться, пробовать, ошибаться, взаимодействовать с разными участниками, предлагать свои решения, брать задачи в разработку. Мы это делаем в рамках проектных школ, которых у нас много. Нам важны те взрослые, которые смогут экологично взаимодействовать с этими ребятами, понимая их ценность, понимая, что мы все вместе пытаемся делать. Нам нужны люди, которые владеют, может быть, знаниями или имеют свой жизненный проект и готовы вовлекать в это школьников, либо взрослые, которые могут быть рядом и помогать, направлять, подсказывать. Очень важна среда потребления этих талантов. Например, Иннополис может стать такой средой, где ребята, жаждущие создавать, найдут себе пространство и получат качественный нетворкинг, возможность для интеграции своих решений. 

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов