Один из важных моментов при поддержке одаренной молодежи – возможность выстроить для нее преемственную систему взаимодействия между школой, вузом и предприятием. В Лицее – инженерном центре Советского района (г. Казань) такая связь успешно работает: талантливые дети здесь посещают детский сад «SmartKids», затем становятся учениками начальных классов Лингвистической школы ILS XXlc.+, а ученики 5–11 классов учатся в Инженерном лицее. На базе лицея 20 ноября состоялось шестое заседание Научно-экспертного совета (НЭС) государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2022 гг.».
Встреча началась с экскурсии: члены НЭС посетили детский сад и увидели, как проходят занятия по английскому языку и логоритмике. Ученики младшей школы презентовали экспертам собственные проекты: первоклассники, например, умеют писать программы, с помощью которых создают мини-роботов, выполняющих простые действия – преодолевать препятствия, издавать звуки. Школьники из Инженерного лицея были на уроке с носителем языка (английский), рассказывали о своих технических разработках, связанных с 3D-моделированием, программированием, робототехникой.
Открыл заседание Научно-экспертного совета Алексей Лопатин, кандидат технических наук, научный руководитель технического направления Инженерного центра, проректор по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева:
– Уникальность нашей работы состоит в том, что сотрудничество Инженерного лицея и КНИТУ-КАИ выстроено тет-а-тет, мы часто взаимодействуем, происходит кадровая и интеллектуальная взаимная поддержка.
О методиках преподавания в «Лицее – инженерном центре» рассказала его директор Венера Хайрутдинова, заслуженный учитель школы РТ, Отличник народного просвещения:
– Наши главные направления в работе с детьми и молодежью – техно и лингво. Упор сделан на изучение английского и немецкого языков, в том числе с помощью уроков с носителями языков, а также на технические разработки и изучение языков программирования, физики, химии, возможность работать с 3D-принтерами, лазерами, конструкторами. Это новый образовательный продукт, который очень востребован на данный момент. Выстроена методика преподавания, это выверенная линейка занятий, начиная с детского сада и заканчивая выпуском из школы.
Руководитель направления партнерской сети с предприятиями Университета Талантов Мария Ермилова рассказала о стратегии внедрения поколенческой модели наставничества в Республике Татарстан. Каскадная модель наставничества в республике подразумевает развертывание преемственной системы развития интеллектуально-творческого потенциала детей, молодежи и стратегическое управление талантами в интересах инновационного развития.
– Идея в том, чтобы молодые специалисты, получившие сопровождение, сами становились наставниками и погружали одаренную молодежь в мир профессий. Мы хотим сделать это одним из условий сопровождения.
Программа для наставников и молодых специалистов дает множество возможностей: профессиональную самореализацию с привлечением мер поддержки, предусмотренных государственной программой; профессиональный рост вследствие развития наставнических и профессиональных soft-компетенций; методическое сопровождение экспертами Университета Талантов; публикацию, тиражирование своего опыта на республиканских и федеральных площадках; реализацию своих проектов с привлечением ведущих экспертов проектного акселератора и другие.
Возможность апробировать работу проектных тематических лабораторий, в которых эффективно взаимодействуют школьники, студенты, молодые и более опытные специалисты с действующих предприятий, была реализована на Летней молодежной школе «Открытие талантов».
– Мы считаем: теории поколений во многом верны, и чем меньше у людей разница в возрасте, тем легче им понять друг друга. Мы смогли сами в этом убедиться во время работы Летней молодежной школы. Следующий шаг в развитии проектных лабораторий – привлечь как можно больше партнеров, экспертов, которые смогут помочь решать задачи и вызовы, интересные студентам Университета Талантов, – подчеркнула Мария Ермилова.
Разина Нигматуллина, руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов, рассказала о проекте Постановления Кабинета Министров РТ «О внесении изменений в Реестр мероприятий по выявлению одаренных детей и молодежи». Она привела данные реестров 2018 и 2019 года: наблюдаются позитивные изменения и рост числа конкурсов. В 2019 году в реестре 495 конкурсов, в том числе международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских.
– Мы провели обратную аналитику: мониторили, в каких конкурсах и олимпиадах школьники действительно могут победить, старались включить их в реестр. С сентября 2020 года будет действовать новый реестр, который охватит все события и мероприятия; нам предстоит доработка республиканского реестра и передача его в Министерство образования РТ.
Обсуждалась информационная составляющая олимпиадного и конкурсного движения: о некоторых мероприятиях нет достаточного объема информации, школьникам предлагается участвовать, но в чем именно суть конкурса – не разъясняется. Поднимался вопрос о повышении престижа и статуса подобных мероприятий: одаренная молодежь должна понимать, чем полезно участие в олимпиадах и как оно поможет им в будущем.
Посредством голосования Научно-экспертного совета были одобрены: открытие площадок соорганизаторов Университета Талантов в Арске, Буинске и Балтаси; открытие площадок соорганизаторов тренинг-классов в Черемшанском, Аксубаевском, Балтасинском и других районах.
В завершение встречи Разина Нигматуллина пригласила членов Научно-экспертного совета на VI Республиканский форум «Открытие талантов», который состоится с 28 по 30 ноября на базе КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева.
Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов