На МШТ BILER FORUM участники по направлению «Культура и искусство» обсудили с представителями Казанского государственного института культуры (КазГИК) проблему выражения этнических и культурных начал современным языком искусства. Об этнофутуризме и актуальных направлениях дизайна ребятам рассказала Диана Файзуллина, кандидат исторических наук, доцент кафедры монументально-декоративного искусства, живописи и искусствоведения КазГИК, магистр истории искусства и член ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест).
Диана Фаридовна поделилась, какие новшества важно привнести в облик города, какие профессионалы в области художественного искусства будут востребованы в будущем и что должен знать человек, желающий передать этнические моменты языком современного искусства.
О тенденциях в сфере изобразительного искусства
На эту сферу сильно влияют информационные технологии. Они очень тесно взаимодействуют с искусством, и художник не может обойти эту тенденцию стороной. Несмотря на это, последние несколько лет существует тенденция возвращения к классическим холсту и маслу. Ценится именно ручная работа.
В итоге мы имеем две взаимосвязанные тенденции: связь с новыми информационными технологиями – мультимедиа, видеоарт, дополненная и виртуальная реальности – и вовлечение как можно большего количества людей, причем непрофессиональных, в художественное творчество. Все хотят заниматься творчеством, и это правильно, потому что идет очень мощная подпитка энергией, происходит арттерапия.
Этнофутуризм, дизайн городской среды и Старо-Татарская слобода
Название забавное, но понятное – попытка пронести свой этнос в будущую культуру так, чтобы оно не потерялось, было актуальным и интересным. Этнофутуризм – это явление, возникшее в финно-угорском мире, точнее в Финляндии. На нашей территории нужно смотреть соответственно марийских, удмуртских и художников коми. Постепенно это направление захватывает и художников тюркского мира, стремящихся передать образ кочевой жизни. У них очень интересные перфомансы и видеоарт. К примеру, с 16 по 18 октября в Казани состоялся международный симпозиум, посвященный 50-летию КазГИКа, в рамках которого была организована творческая площадка этнофутуризма Биеннале видеоарта, перформанса «Алтын фил».
На нашем факультете мы, сознательно или нет, двигались правильно – у нас есть текстильный, средовой дизайн, и наши студенты пытаются интерпретировать этнические, орнаментальные, мифологические элементы современным языком дизайна. Также мы с искусствоведами нашего университета придумали новый термин – этноурбанизм. У каждого города должно быть свое лицо. Здесь интересно в дизайне городской среды, например в стрит-арте, соединить региональные и этнические элементы с современным художественным языком. Сейчас какие-то яркие элементы проявляются в серых спальных районах, которые есть в любом городе. Нужно развивать художественную составляющую и проводить эксперименты.
Мне очень нравятся граффити в нашей Старо-Татарской слободе – там смогли изящно совместить традиционные художественные приемы, в которых нет ярких кричащих красок, и граффити, которое рассказывает современным языком историю Старо-Татарской слободы. Нельзя обойти вниманием великолепные и остроумные минискульптуры, которыми можно заполонить весь город, чтобы они были связаны с мифами, городскими легендами и не выбивались из общего художественного вида городской среды. У нас в Казани это, например, Казанский кот, барсы и драконы около Чаши. Здесь сыграла еще особенная эстетика самого автора, к ней надо привыкать, но, я думаю, это стало большим плюсом Казани. Подобные скульптуры в Санкт-Петербурге – памятник полицейскому, телеграфисту – также обыграны художественно и интересно.
Будет ли художник востребован в будущем?
В ближайшее время одной из самых востребованных профессий станет художник виртуального мира и дополненной реальности. Это должен быть профессионал, который обладает очень большим вкусом, знает все визуально-изобразительное наследие, чтобы создать действительно качественный и эстетичный продукт. В этом случае многое действительно зависит от художника – потребитель будет потреблять то, что ему дадут, и качество продукта очень важно.
Нельзя забывать и о влиянии глобализации и универсальных форм изобразительного искусства, которые понятны и доступны всем, а также возвращении к истокам, этносу, каким-то локальным, региональным компонентам – попытке донести местное наследие современным художественным языком. Для этого нужно подробно изучить всю историю искусства. Это как ступеньки – сначала понимаешь XIX век, потом импрессионистов, Пикассо и с накоплением художественного опыта переходишь на следующий уровень. Я бы посоветовала изучить модернистские направления, потому что современные художники так или иначе крутятся в рамках тех модернистских приемов, которые появились в начале ХХ века. Очень интересны работы Альфрида Шаймарданова, современного художника, работающего в рамках примитивизма. Он остроумно и с юмором интерпретирует историю. Посмотрите, например, его картину «Сальвадор Дали в Казани». Сальвадор Дали связан с Казанью, его жена казанского происхождения, верблюды у нас тоже были, вместе получается очень своеобразный колорит. Примитивизм мне нравится как течение, на его языке можно выразить многие мифологические моменты.
Конечно, нужно также сохранять и исследовать традиционные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство, потому что эта «фишечка» всегда будет развиваться в культурном туризме. Люди всегда будут ездить в другие места и искать в каждом населенном пункте что-то, чего нет больше нигде, а мы им скажем: «Вот вам ныртинские рыбно-слободские кружева, держите казанский шов!».
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов