DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
HOW TO: подготовиться к олимпиадам и показать высокие результаты

HOW TO: подготовиться к олимпиадам и показать высокие результаты

Участие в олимпиадах – одно из направлений развития детей, которое формирует жизненные приоритеты, помогает определиться с будущей профессией и дает мощную базу для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице уже со школьной скамьи.

– Участвовать в олимпиадах нужно тем, кто испытывает такую необходимость. Важно отталкиваться от возможностей, сил, направленности ребенка. Если ребенок чувствует, что ему нравится конкурентная среда олимпиады, академичность, практическое направление олимпиад, то, безусловно, нужно начинать заниматься. 

Что это дает? Это дает системность, понимание методологии науки, то есть это понимание того, как изучается материал, выстраиваются различные категории той или иной области. И, конечно же, это дает определенный круг общения. Это и команда, и наставники. Как правило, олимпиадная дружба завязывается на всю жизнь. Во многом дальнейший карьерный профессиональный рост человека связан с его олимпиадной деятельностью. Это серьезная взрослая подготовка, ответственная работа, которая требует дисциплины, правильного подхода и силы воли ребенка, – отметил Наиль Мирсаитов, учитель биологии Лицея-интерната № 2 (г. Казань), победитель конкурса «Учитель года Республики Татарстан» и призер конкурса «Учитель года России»

Наиль дал нам подробную инструкцию, которая поможет школьникам понять, как быть морально готовым к возможному поражению и что необходимо сделать, чтобы успешно выступить на олимпиаде.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ ШКОЛЬНИКУ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ И УЧАСТИЯ В ОЛИМПИАДАХ

1. Сформируйте правильное отношение к олимпиадам. 

Подготовка к олимпиадам долгосрочная. Олимпиаду не нужно воспринимать как социальный лифт, успех в жизни или цель всей жизни. Нужно воспринимать ее или любые испытания в жизни как определенную ступень, которую мы проходим. Обидно слышать, что ребенок, не выигравший олимпиаду, расстраивается, опускает руки, поступает не в тот вуз, в который он хотел. Этот инструмент должен сделать вас сильным, целеустремленным, научить работать с информацией, а не подламывать ваши стремления. 

Если вы будете принимать участие в олимпиадах, то получите большой жизненный опыт, а также удовольствие и счастье от пройденного. Вы выработаете новые навыки, у вас появятся новые друзья. Олимпиада для этого и предназначена.

2. Составьте план подготовки.

Исходите из своих сильных сторон. Используйте любые возможности для тренировки теоретических и практических навыков – сборы, курсы, выездные школы, кружки, экскурсии, другие олимпиады и турниры.

3. Найдите своего наставника.

Для этого нужно лишь ваше желание. Под лежачий камень вода течь не будет. В современном мире наставника можно найти в Интернете, через знакомых, а также согласно закону шести рукопожатий. 

Сэм Джонсон, один из сотрудников Lego, в возрасте 8 лет написал письмо в компанию с намерением работать там. Он спросил, кем ему нужно стать, чтобы быть в их  команде. Тогда компания выстроила ему индивидуальную траекторию. Когда я был в 6 классе, наставник сам меня нашел. До этого я не думал, что буду заниматься биологией. Искать нужно везде: в университете, в школе, по жизни. 21 век – век команды, наставников.

4. Тренируйтесь решать тесты на время.

Это навык, который вырабатывается годами. Дело в том, что тестовая часть с годами уменьшается и появляется больше открытых вопросов. Тестовые задания проверяют начитанность, внимательность, уровень владения информацией. Очень часто вопросы просто переформулируют и ученики могут теряться. Чтобы не бояться нестандартных открытых вопросов, полезно участвовать в турнирах. Например, турнир юных биологов, где задаются вопросы совсем неклассического стиля, «на подумать, проанализировать», с творческим подходом к решению. Это помогает сдвинуть рамки, которые могут возникнуть при решении тестов с  определенными заданиями. 

В конкурсе «Учитель года» мне нужно было провести урок 35 минут при том, что классический урок длится 45 минут. За отведенное время мне необходимо было показать не только все этапы урока, а еще, что это твой лучший урок, который ты готовил за всю свою деятельность для конкурса. Это временной вызов – в сжатый промежуток времени пройти все этапы урока. В олимпиаде материал тоже становится в определенный степени концентрированнее, а время остается таким же. Дети за короткое время должны выполнять задания все больше и больше. Такой навык можно выработать только через многочисленные тренировки. 

5. Анализируйте вопросы.

Это классическая работа над ошибками. Когда ребенок выполняет задания, он понимает, что в каждой из областей науки есть план знаний, который требуется на олимпиадах. Например, в биологии различают разделы по анатомии человека, биохимии, генетики, ботаники, зоологии и так далее. Анализ вопросов поможет понять, как они составлены.

6. Анализируйте результаты, чтобы определить и проработать разделы, которые вызывают наибольшие трудности при решении.

Если какие-то разделы вызывают трудности, то нужно сделать так, чтобы это было интересно. Например, как сделать так, чтобы вам стала интересна ботаника? Можно прочитать прекрасные книги Верзилина, изучить другую научно-популярную литературу. Отличным решением станет поход в ботанический сад. 

Когда я учился в школе, к нам приезжал студент Московского государственного университета и рассказывал о растениях: латинское название, его особенности, где растет, соцветия и так далее. Все то, что было скучно, становится жизненно, когда человек с интересом это рассказывает. Всегда можно найти подходящий ресурс: книги, youtube-каналы, найти место, куда можно прийти и заинтересоваться. 

7. Сначала выполняйте задания, в которых вы уверены, а непонятные оставляйте на потом. 

Затем пройдитесь по второму кругу, останавливая внимание на более сложных, но решаемых задачах. И так несколько кругов. Но здесь нужно быть начеку. Школьники очень часто исправляют ответы на тестовые задания с правильного на неправильный. Психология человека устроена так: при решении задания на первых этапах он активизирует ресурсы и очень часто выполняет их правильно, а когда остается время, он начинает анализировать задания, в которых не был уверен, и возникают сомнения. Этого можно избежать, если хорошо знать материал и быть подготовленным психологически.

Если взять конкурс «Учитель года», на различных этапах урока бывают необычные ситуации. Или не хватает времени, или ученик спросил неудобный вопрос. И тебе необходимо корректировать урок на ходу. Это отдельно оценивается, если ты умеешь перестраивать, корректировать урок. То же самое на олимпиадах. При выполнении практического задания что-то может пойти не так, и необходимо моментально проанализировать ситуацию и исправить ее. Этот навык приобретается только практикой на жизненном опыте. Когда человек много раз повторяет одни и те же действия, у него вырабатывается определенный навык.

8. Ответы на вопросы сразу заносите в чистовик, чтобы не тратить время на переписывание. Время тура ограничено.

Это необходимо с точки зрения ограниченности во времени. Сложно концентрироваться во время выполнения заданий, когда человек привык работать в тишине, за одним и тем же столом. Нужно уметь работать в некомфортных ситуациях. Например, выйти в кафе и почитать книгу. Стандартные комфортные условия могут сыграть злую шутку. Некоторые не могут читать задания при фоновом шуме. Например, читая задания, можно взять в руки карандаши и стучать ритм об парту. Первое время будет очень тяжело понимать задания и концентрироваться, но со временем человек перестраивается, мозг более осознанно работает. Это психологический эффект. 

9. Последние минуты оставьте для ответов на оставшиеся задания методом «научного тыка». 

Никогда не оставляйте клетки пустыми, даже если не знаете ответ: за незаполненные клетки больше 0 баллов не получить, а если заполнить – всегда есть шанс угадать.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ НАСТАВНИКУ ПРИ РАБОТЕ С ОЛИМПИАДНИКАМИ

1. Грамотно подберите литературу, выстраивайте индивидуальную траекторию развития.

Помогайте каждому ребенку, в зависимости от его потребности, выявить свои сильные стороны и «зоны роста», заполнить пробелы и подтянуться до необходимого уровня. Здесь идет речь об опыте преподавателя, когда он понимает, как направить ученика. Например, совет к прочтению определенного материала может помочь школьнику не только понять эту тему, а также в дальнейшем стать успешным. 

2. Не следуйте шаблонам, пробуйте разные методы.

Работа над ошибками идет не только с точки зрения наставляемых, то есть учеников, но также и их наставников. Учителя тоже из года в год редактируют свою работу в соответствии с изменениями и сложностями, которые происходят в жизни. Важно, чтобы учитель был гибким, пластичным, мог перестраиваться и искать свой  индивидуальный стиль преподавания.

Я за 6 лет испробовал кейсовую, билингвальную, немного лекционную системы. Я не советую следовать шаблонам, нужно искать свое, в чем ты силен, использовать и улучшаться. Невозможно из года в год использовать один и тот же стиль и показывать результаты, делать интересные уроки. Это самому становится неинтересно. Нужно использовать цифровые технологии, они облегчают преподавание и мотивируют детей к учебе. 

3. Формируйте у ученика жизненные правильные установки, которые помогут ребенку справляться с психологическими сложностями, возникающими на олимпиадах.

Здесь очень важно наставничество. Должен быть такой наставник, который заранее до самого соревнования готовит психологически. Наставник не только направляет, выстраивает траекторию развития и план его подготовки, но и в большей степени поддерживает ребенка как близкий человек. Олимпиады – это огромный психологический стресс. Правильные установки помогут школьнику избежать выгорания, эмоционального большого сотрясения. Он будет быстро восстанавливаться, найдет ресурсы в себе, чтобы проанализировать и учесть в будущем определенные недочеты. Бывает, что ребенок в 7–9 классах не занимает призовые места, но он остается, и здесь важно его поддержать, чтобы он смог собраться с силами и показать результат. Именно такие дети увереннее идут по жизни, потому что не сдались и достигли результатов. С точки зрения физиологии и нейропсихологии, когда мы что-то делаем, у нас должно быть положительное закрепление результата, ситуация успеха. 

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов