DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Алексей Горбачев: «Татарстан не только получает, но и распространяет лучшие учебные практики»

Алексей Горбачев: «Татарстан не только получает, но и распространяет лучшие учебные практики»

Мир быстро меняется и постоянно бросает вызовы современному поколению. Молодые люди должны быть готовы к любым изменениям в будущем, чтобы стать востребованными и в полной мере реализовать свои знания и умения. Для этого им необходимо как можно раньше определить и раскрыть свой потенциал, развить свои таланты и овладеть не только профессиональными, но и надпредметными навыками. 

С 2015 года в городе Сочи по инициативе Президента Российской Федерации работает Образовательный центр «Сириус». Круглый год специалисты центра способствуют развитию и дальнейшей профессиональной поддержке одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусства, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве. Образовательные программы центра помогают ребятам раскрыть таланты и определиться с будущим применением себя в жизни.

Мы поговорили с заместителем руководителя Фонда «Талант и успех», руководителем Учебно-методического центра Образовательного центра «Сириус» Алексеем Николаевичем Горбачевым (г. Сочи) о том, чего не хватает традиционной системе образования, что важно в процессе воспитания талантливых детей и почему регионы должны сотрудничать друг с другом при работе с талантливой молодежью. 

― Алексей Николаевич, каким вы видите специалиста будущего, какими компетенциями он должен обладать?

― Специалист будущего должен быть эффективен. Этот фактор складывается из личных и социальных качеств человека. Во-первых, в личных качествах важна проактивность. Человек должен сам работать в своем круге влияния и понимать, что он может изменить мир. Во-вторых, важно уметь ставить себе цель, формулировать свою миссию и опираться на свои принципы. В-третьих, большую роль играет правильное распределение времени. Есть такое явление, как «жизнь во втором квадрате» по матрице Эйзенхауэра, там находятся важные и срочные дела. Так все живут: срочно, срочно, срочно… Между срочным и важным часто человек перемещается в срочное, но не в важное. Как итог, это перетекает в срочное и неважное. Если человек умеет перевести положение дел в состояние «важное и несрочное», он начинает иначе видеть ситуацию.

В социальных качествах важны коммуникативные навыки. Когда человек умеет проявлять эмпатию и понимать других, понимать, что сказано. Важно мыслить в стратегии взаимной победы. То есть в любых взаимоотношениях человек должен понимать: лучшая стратегия не «я выиграл ‒ ты проиграл», а взаимный выигрыш. Также здесь не обойтись без поиска синергии в каждом пункте, то есть в каждом значении и действии. И обрамлять это все должно непрерывное саморазвитие. Специалист будущего должен хотеть и мочь учиться.

― Как вы считаете, традиционная система образования способна нам давать таких специалистов?

― Образование важно и нужно. Например, я глубоко убежден, что математика в том или ином виде нужна всем. Математика ‒ это не про формулы. Это про строгость формулировок и в том числе понимание того, что же вы хотели сказать. Это вопрос общей коммуникации по всему миру, ведь люди часто неправильно формулируют свои мысли. Одна из ключевых способностей, которой должна обучать математика – умение логически мыслить, рассматривать несколько видов решения одной задачи. Поэтому я не скажу, что традиционную систему образования нужно перестраивать. Уже сейчас есть прекрасные школы с очень сильными учителями, которые применяют лучшие учебные практики и выпускают успешных ребят. Задача системы образования сегодня ‒ перенять опыт таких школ, заимствовать практики и применить их повсеместно.

― В своем выступлении на форуме «Открытие талантов» вы говорили, что все начинается с выявления таланта и мотивации, которой детям не хватает. По каким причинам так происходит?

― Чаще всего виной тому отсутствие информации и понимания того, как надо делать и учиться. В том числе это и отсутствие наставника. Самые первые наши наставники ‒ родители, вторые – воспитатели детского сада, школьные учителя. Не всегда они обладают знаниями о том, как мотивировать и что интересного предложить ребенку для этого. Если учитель мыслит в рамках школьной программы и работает с детьми четко по параграфам учебника, ничего не получится. Другое дело, если учитель учит думать, искать возможности и варианты, учит нестандартным подходам, играм. Здесь важно завлекать детей. Например, с помощью школьных олимпиад.

Как пример – Всероссийская олимпиада состоит из четырех этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Чаще всего все внимание устремлено на региональный и заключительный этапы, а ведь самый главный этап – школьный. Именно на школьном этапе учитель может объяснить ученику, что предмет вообще устроен по-другому. Чтобы хорошо разбираться в предмете, совершенно не обязательно учиться на пятерки. Изначально система образования работала так, что школьный этап воспринимался несерьезно. Понятно, что здесь о мотивации речи не идет. Часто образовательному процессу не хватает элемента игры.

Представим, что приходит учитель и показывает ученикам задачу, которая «взрывает мозг». Такую задачу, что люди начинают думать: а что, так можно было? Уже на этом этапе интерес ребенка подогреется, а дальше не нужно заставлять. Можно сказать: ребята, сходите на олимпиаду, попробуйте поиграть с этими задачами. Когда обучение происходит в терминах игры, это может дать неожиданно позитивный эффект.

― Что же важно в процессе воспитания детей родителями, на ваш взгляд?

― Сложный вопрос. Всегда есть ощущение, что каждый ребенок талантлив. Здесь важно в какие-то моменты не сломать, в какие-то ‒ поддержать, а где-то даже чуть-чуть заставить. Угадать, как и когда будет правильно, очень сложно! Это очень тонкая работа. Ключевой аспект в системе образования, в том числе и для родителей – создание среды. Что такое среда? Это значит, что если родители интересуются наукой, если родители читают, сами проявляют свой интерес и сами продолжают учиться, то все будет работать как надо.

― Алексей Николаевич, по вашему мнению, как регионы могут наладить наиболее эффективный обмен опытом и учебными практиками?

― Во-первых, регионы могут приглашать специалистов из соседних регионов, чтобы педагоги могли пройти у них обучение. Часто проводить такие практики довольно сложно, но вполне достаточно делать профильные смены и выявлять сильных педагогов. Во-вторых, перспективной моделью передачи опыта сегодня является дистанционный метод. Он позволяет многим ведущим педагогам и наставникам страны собраться и сделать качественный продукт с минимальными затратами. Такие попытки предпринимаются уже сегодня. Наш образовательный центр тоже над этим работает в системе «Сириус.Онлайн». В-третьих, в любом случае нужно учиться и стажироваться. Одно дело – приглашать, а другое дело ‒ те же педагоги могут сами приехать в другой регион и стажироваться. Нужно выстраивать это коммуникацию между регионами. Важно сотрудничать, а не конкурировать друг с другом. Это как раз к истории о том, что мы должны мыслить в рамках обоюдного выигрыша и не только касательно людей, но и целых регионов.

София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов