Один из ключевых двигателей прогресса – инженерное дело, главная задача которого создавать, совершенствовать технические приспособления и обеспечивать их функционирование. Чтобы сформировать интерес к инженерному труду у молодежи, обеспечить предприятия республики талантливыми кадрами и дать мощный толчок к развитию новых технологий, в Татарстане проходят профильные конкурсы. 25 и 26 сентября в IT-парке состоялся второй очный этап Республиканского конкурса «Инженер года», проходящий при поддержке Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, в котором участвовали 108 финалистов. «Инженер года» включает в себя 12 направлений:
- Нефтяная промышленность
- Газовая промышленность
- Энергетика
- Машиностроение
- Радиоэлектроника, связь, оптика
- Сельское хозяйство
- Строительство, промышленность строительных материалов
- Транспорт, дорожное хозяйство
- Химия, нефтехимия, биотехнологии
- Медицинская промышленность
- Легкая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность
- Пищевая и перерабатывающая промышленность
В первый день участники прошли образовательную программу. Они познакомились друг с другом на проектной сессии «Образ и компетенции инженера будущего», которую провели Татьяна Зарипова, руководитель направления «Тренинг-класс» Университета Талантов, тренер-эксперт государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан», коуч, сертифицированный карьерный консультант, кандидат юридических наук, и Полина Бикбулатова, руководитель проекта «Мастерская “Навыки будущего”». Разделившись на небольшие группы, специалисты провели самодиагностику своих навыков и поделились своими представлениями о мире будущего. По их мнению, инженер должен обладать следующими компетенциями:
- Умение работать в команде
- Постоянное самосовершенствование
- Уметь применять полученные знания на практике
После проектной сессии специалисты отправились на тренинги и мастер-классы по актуальным для инженеров компетенциям:
- Когнитивность. Системный подход в работе инженера будущего
- Описание и внедрение процессной модели инжинирингового предприятия
- Подготовка презентации и публичных выступлений по своим проектам
Анатолий Левенчук, научный руководитель «Школы системного менеджмента», директор по исследованиям Русского отделения Международного совета по системной инженерии (INCOSE), рассказал о важности системного подхода в работе инженера. Такой подход позволяет эффективно справляться со сложностями в работе. Системный мыслитель рассматривает вещь на разных уровнях взаимодействия, так как свойства одной вещи на разных уровнях могут не совпадать. Также важно уметь определять роли окружающих на разных уровнях взаимодействия.
– Инженер будущего – это специалист, который хорошо знает свою предметную область и владеет элементами системной инженерии, системными подходами. Системное мышление – это не просто быть немного умнее или думать глубже. Важно то, о чем именно надо думать, если ты работаешь с системным мышлением. Например, о том, что ты должен один раз делить систему на части функциональные, другой раз – на конструктивные, третий раз – на пространственные части, и согласовать все эти деления между собой. Находить надсистему и подсистему. Хорошо, что у нас есть возможность показать инженерам, что инженерная мысль не стоит на месте. Вот так собрать людей, рассказать им о системной инженерии и системном мышлении по состоянию на 2019 год – очень великое дело, – отметил спикер.
На второй площадке участники вместе с Олегом Чучко, главным специалистом Департамента информационных технологий ФГУП «Российский федеральный ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики», и Марией Толшмяковой, главным специалистом Департамента информационных технологий ФГУП «Российский федеральный ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики», говорили об описании и внедрении процессной модели инжинирингового предприятия. Специалисты узнали, как можно оптимизировать ресурсы на предприятии (перераспределение ресурсов, высвобождение ресурсов и повышение пропускной способности). Также участники ознакомились с комплексной процессной моделью управления предприятием, которая включает в себя следующие этапы:
- Назначаются ответственные по каждой модели
- Разрабатывается и вводится система регламентации бизнес-процессов
- Разрабатываются регламентирующие и методические документы системы управления бизнес-процессами
- Проводятся организационные преобразования в соответствии с процессами деятельности
Еще две площадки были посвящены публичным выступлениям. Тренеры по публичным выступлениям Айнур Зинатуллин, и Руслан Закиров подготовили участников к очной защите проекта. Специалисты учились делать дыхательные упражнения, которые помогают справиться с волнением, а также познакомились с такими методами, как смещение фокуса, работа с установками, работа с состоянием. Финалисты узнали, как правильно презентовать свой проект. Презентация – важный элемент выступления, она должна быть доступной и понятной, нельзя нагромождать текст на слайд. Перед защитой обязательно необходимо проверить функционирование всей техники, а также соблюсти дресс-код.
– Мы рассмотрели и разделили презентацию на три части, а именно поработали над текстом, визуальной составляющей и спичем в целом. Также познакомились со способами запоминания текста, поговорили о том, что нужно подумать над предполагаемыми вопросами. Я надеюсь, что участники воспользуются полученными навыками на защите своих проектов. Они задавали правильные вопросы, видно, что они заинтересованы. Поэтому все должно пройти отлично, – поделился Руслан Закиров.
После интенсивной образовательной программы участники завершили день игрой в интеллектуальную викторину «QUIZ».
Инженер технического отдела пригородной пассажирской компании АО «Содружество» Анна Шукшина:
– На образовательной программе я действительно прокачала свои компетенции, прошла несколько полезных тренингов. Например, тренинг по построению бизнес-процессов на предприятии на основе Росатома был интересен в плане того, что при построении бизнес-процессов получается более эффективное управление предприятием, каждый четко понимает свои обязанности. Далее нас научили защищать проект. Заметила, что у меня есть некоторые недочеты, поэтому будем исправлять. Благодаря полученным знаниям я поняла, что необходимо доработать проект в целом, и если бы я получила эти знания чуть раньше, то пересмотрела бы некоторые элементы проекта. Такие мероприятия важны тем, что они позволяют раскрыть и показать свою работу на республиканском уровне.
Во второй день участники защищали свои проекты. Затем комиссия будет подсчитывать баллы и выбирать победителей, после чего Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов будет лично награждать победителей.
Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов