DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Пётр Положевец: «Идеальная школа будущего – это школа возможностей, в которой каждый ребенок найдет свой путь»

Пётр Положевец: «Идеальная школа будущего – это школа возможностей, в которой каждый ребенок найдет свой путь»

Умение ставить жизненные цели и достигать их, управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, эффективно взаимодействовать с другими людьми – это качества XXI века, которые важно развивать детям любого возраста. Чтобы замотивировать каждого ребенка на учебу на протяжении всей жизни и создать для этого комфортные условия, в стране появляются новые формы обучения и разрабатываются программы дополнительного образования. 

Осенью этого года в десяти школах и двух детских садах Республики Татарстан начнется реализация Программы по развитию личностного потенциала, инициаторами которой выступили Сбербанк и Благотворительный фонд «Вклад в будущее». Первый конкурсный отбор регионов для участия в Программе стартовал в апреле 2019 года, и в течение 5 лет она должна охватить 30 российских регионов, более 1800 образовательных организаций, 24000 педагогов и почти 1 миллион учащихся.

Пётр Положевец, исполнительный директор благотворительного фонда «Вклад в будущее» Сбербанка, рассказал, как программы фонда планируют изменить систему образования в России и почему нужно создавать междисциплинарные модули.

— Какие существуют критерии отбора пилотных регионов для реализации проектов фонда?

— Регион должен быть мотивирован попробовать новые технологии и методологии. Когда мы говорим «заинтересованность» и «вовлеченность», это значит, что региональные власти должны обеспечить условия для реализации этого эксперимента. Образовательное учреждение должно быть также мотивировано. Если указание об участии идет только сверху, то можно сразу сказать, что ничего не получится. Изучение мотивационного посыла является для нас очень важным. Проекты должны быть направлены на результат – все, что происходит, должно быть измеряемо, а значит, контролируемо. 

 — Какие преимущества получают регионы, участвующие в ваших проектах?

— Ребята начнут по-другому смотреть на процесс обучения и поймут, что самая главная ценность – это умение учиться постоянно, всю жизнь. Это понимание поможет им реализовать себя в новом мире. Все наши программы рассчитаны не только на талантливую молодежь, а на массовую российскую школу. Мы хотим изменить содержание образования, сделать его интересным для всех.

— На кого ориентированы ваши программы и как можно в них принять участие?

— У нас есть программа по развитию искусственного интеллекта, в рамках которой студенты любых учебных заведений могут принимать участие в хакатонах. Те, что касаются развития личностного потенциала и персонализированной платформы, рассчитаны на школьников и учителей. Эти программы реализовываются через школы. Если школа участвует в нашем пилотном проекте, то ее ученики автоматически становятся его участниками. Что касается Академии искусственного интеллекта и участия в хакатонах, это заявительная история. Участники проходят ряд отборочных туров, и в конце экспертная комиссия отбирает победителей.

— Как осуществляется методическая поддержка педагогов, участвующих в ваших программах? 

— Мы считаем, что программа может быть реализована только в том случае, если учителя хорошо подготовлены. В каждом проекте есть специально разработанная программа поддержки учителей. Она проходит как online, так и offline. На протяжении всего проекта группы экспертов сопровождают учителей от начала до конца. Проект по развитию личностного потенциала рассчитан на 3 года, и все это время команда экспертов – представителей лучших научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений – сопровождает учительские коллективы, которые собираются реализовывать этот проект. 

— На семинаре по совершенствованию системы работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью в Республике Татарстан Вы говорили, что в школьной программе предметы обособлены друг от друга. Как по-вашему нужно создать переходы между дисциплинами?

— Я думаю, что нужно пойти по пути создания междисциплинарных модулей. Для нас, как для платформы персонализированного образования, Алла Головенькина, абсолютный победитель конкурса «Учитель года» из Татарстана, и Алексей Овчинников, абсолютный победитель конкурса «Учитель года» из Липецка, пишут модуль «Биология и искусство». Это будет дополнительный модуль, который ученики могут выбрать по желанию и из которого учитель может взять темы для преподавания в средней школе. Потом из этих междисциплинарных модулей может появиться межпредметное, беспредметное содержание, когда фундаментальные понятия, такие как «вода», будут одновременно изучать на всех предметах: на химии, физике, биологии, искусстве, технологии. Тогда у учащегося сложится реальное представление о том, что «вода» – она везде и во всем, что это единая сущность. В ней присутствуют химические, физические характеристики, она может становиться объектом искусства. Тогда появляется представление о том, что мир един и все взаимосвязано. Нам важно научиться понимать эти взаимосвязи и показать их ребенку, тогда он сможет решать сложные задачи. 

Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов