DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Эмоциональный интеллект: какие навыки он развивает и почему это важно?

Эмоциональный интеллект: какие навыки он развивает и почему это важно?

Активное развитие технологий и повсеместное внедрение гаджетов привели к тому, что любой малыш сегодня обращается с техникой на «ты». Иногда столь ранее взаимодействие с IT-сферой делает ребенка своим в цифровом пространстве, но чужим в реальном окружающем мире. Повысить мотивацию детей к обучению, успешно социализировать их в обществе и научить общаться со сверстниками можно с помощью развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект заключается в способности человека распознавать эмоции, понимать свои и чужие намерения, мотивацию и желания. Также это способность управлять эмоциями при решении практических задач. Развивая эмоциональный интеллект, человек развивает эмпатию, коммуникативность. Он учится мотивировать себя и окружающих, лучше контролирует свои эмоции.

Для развития у детей эмоционального интеллекта по всему миру создаются эмоционально-интеллектуальные образовательные среды (Social Emotional Learning). Давиде Антоньяцца, профессор Университета прикладных наук Швейцарии, считает, что эмоциональный интеллект и эмоционально-интеллектуальная образовательная среда – самые важные нововведения в области образования за последние 30 лет. 

– Нет сомнений в том, что наш мозг работает как в рациональном ключе, так и в эмоциональном. Оба направления необходимо использовать в системе образования. Наш мир нуждается в новом поколении эмоционально образованных людей, которые не только будут понимать сущность и влияние эмоций на нашу жизнь, но и смогут управлять собой и гармонично взаимодействовать с окружающими, – говорит профессор.

Как создается эмоционально-интеллектуальная образовательная среда? Для этого необходимо внедрять практики развития эмоционального интеллекта в образовательные и воспитательные обучающие программы. Наибольшая эффективность достигается, если в процессе участвуют и дети, и родители, и образовательные учреждения. 

Социально-эмоциональное обучение становится все более востребованным во всем мире, потому что способствует развитию надпредметных компетенций. В Швейцарии и некоторых штатах США создание эмоционально-образовательной среды обязательно для школ и закреплено на законодательном уровне. Результаты исследований американских ученых по академическому, социальному, эмоциональному развитию и обучению доказали – 83% детей, обучающихся по программе с эмоционально-интеллектуальной образовательной средой, достигают высоких результатов в учебе.

В такой среде дети способны обрести пять важных навыков, которые помогут им наладить дружеские и рабочие отношения в обществе: 

  • Самосознание. Навык направлен на лучшее понимание ребенком своих мыслей, эмоций и того, как они влияют на поведение. Это способствует тому, чтобы дети лучше понимали свои сильные стороны и зоны роста, позитивно смотрели на жизнь и были уверены в себе.
  • Управление собой. Ребенок учится управлять своими эмоциями, мыслями и поведением. В дальнейшем это поможет ему справляться со стрессом, контролировать импульсивные действия, самостоятельно мотивировать себя, ставить цели и достигать их.
  • Социальная компетентность и социальные навыки. Благодаря этому навыку дети лучше понимают, для чего нужны общество, семья и школа в социальной системе. Они осваивают этические нормы поведения, приобретают способность сочувствовать, понимать и принимать других людей, другие культуры.
  • Установление и поддержание взаимоотношений. Умение слушать, вступать в переговоры и вести их, отражать социальное давление поможет ребенку быстро находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Он научится правильно вести себя в конфликтных ситуациях и грамотно выходить из них.
  • Ответственный подход к принятию решений. Ребенок научится принимать верные решения, учитывая собственные желания, ожидания общества, социальные и этические нормы и возможные негативные последствия.

Агентство стратегических инициатив поддерживает внедрение в образовательную программу школьников технологий социально-эмоционального обучения. Образовательный проект уже идет в Воронежской и Пензенской областях. Он разработан по методике развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков». В скором времени к проекту планируют присоединиться и другие регионы. 

В России понятие «эмоциональный интеллект» появилось относительно недавно. Это отметила и Лейсан Газизова, правообладатель сети школ «ЭИ дети», руководитель Международной школы развития Эмоционального интеллекта и социализации «ЭИ дети» (г. Казань). 

– Долгое время в нашей стране считалось правильным подавлять, сдерживать эмоции. Сегодня эмоциональный интеллект становится популярным и с каждым годом увеличивает свою значимость в образовательном процессе. Это происходит благодаря активному внедрению методик по развитию эмоционального интеллекта в различные сферы. Широкое распространение эмоционально-образовательной среды положительно скажется на динамике развития уровня мышления в России, – рассказала эксперт.

Лейсан проработала психологом более 20 лет в общеобразовательной системе (колледж, школа, реабилитационный центр) и в развивающих частных центрах. Это дало ей понять, что детям важно оказывать моральную и психологическую поддержку со стороны взрослых, и начать поиски нужной методики. Так она познакомилась с методикой развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети». На тот момент основатели методики в России Елена Хлевная и Елена Сергиенко уже опробовали ее в Москве и Санкт-Петербурге. Лейсан решила приобрести франшизу «ЭИ дети» для Казани и стала руководителем международной школы развития эмоционального интеллекта в городе.

– Наша республика является колыбелью различных конфессий, здесь находят общие интересы миллионы людей различных национальностей, вероисповеданий и культур. Именно с нашей республики начинается много проектов, которые воплощаются в жизнь по всей России. Очень важно создать комфортную среду для будущего поколения, а это можно сделать, развивая чувство эмпатии, руководствуясь эмоцией доверия и развивая эмоциональный интеллект в детских садах, школах, институтах. Именно так можно избежать в будущем конфликтов между странами. Именно так я вижу мир в будущем: мир, готовый конструктивно решать общие проблемы, опираясь на эмоции и руководствуясь ими, а не идя на поводу у них.

На мой взгляд, нужно развивать интерес, самомотивацию и чувство эмпатии, чтобы в будущем применять весь накопленный потенциал и быть востребованным в любой сфере. Уже сегодня мы видим, как переплетены новые технологии с социальными потребностями, и нужно четко понимать эмоции людей, чтобы улучшать качество жизни каждого. 

София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Альбина Николаева,
Участница Медиашколы Университета Талантов

На основе материалов портала «Мел» и Агентства стратегических инициатив