Молодое поколение активно интересуется новыми технологиями и стремится улучшить нашу жизнь. Среди них есть ребята, которые по-настоящему интересуются научной деятельностью и продвигают науку, которая является основой прогресса в любой сфере жизни.
Студенту Университета Талантов Александру Шляхтину 22 года. Он с отличием окончил бакалавриат Казанского федерального университета. Во время учебы Александр занимался научной деятельностью, два года был руководителем Студенческого научного общества Института экономики, управления и финансов, продвигал научное движение во всем университете. Александр – многократный победитель научных конкурсов и конференций, недавно он стал студентом магистратуры Высшей школы экономики (г. Москва).
Мы поговорили с Александром и узнали, почему он выбрал именно экономику, что нужно для развития науки, чего не хватает Студенческим научным обществам и почему важно знать иностранный язык. Александр также поделился взглядами на наставничество, деятельность Университета Талантов и планами на будущее.
Я учился в физико-математическом классе гимназии №102. В школе я занимался, можно сказать, ничем, если сравнивать с тем, чем я занимаюсь сейчас. До десятого класса я будто жил в замкнутой экосистеме. Мне хорошо давались профильные предметы и химия. Я думаю, у меня были амбиции, но они ничем не подкреплялись. Чего-то хотелось, о чем-то думалось, но ничего не делалось. После девятого класса заинтересовался обществознанием и стал его изучать. Преподаватели заметили мой интерес, поддержали и подтолкнули к дальнейшей работе: «Саша, это твое, делай!». В десятом классе я поступил в Малый университет при Казанском федеральном университете по направлению «Социально-экономические науки». Только там я понял: мир гораздо шире, чем я себе представляю. Там я впервые участвовал в научных конференциях, мы слушали лекции по философии, социологии и истории. Было интересно иначе посмотреть на предметы из школьного курса и узнать с нуля новые дисциплины. С поступлением в университет после одиннадцатого класса мой кругозор стал еще шире благодаря новой атмосфере и новым людям. Но если бы не те первые толчки от школьных преподавателей и обучение в Малом университете, у меня бы не появилось понимания того, что передо мной море возможностей – нужно только уметь их увидеть.
После 11 класса я поступил в КФУ в Институт экономики, управления и финансов. Почему именно экономика? Задали бы мне этот вопрос четыре года назад, я бы тоже не ответил. Наверное, экономика казалась мне перспективной сферой деятельности. За четыре года обучения в бакалавриате я выучил предмет, получил диплом с отличием, опубликовал много научных статей. Я хочу, чтобы наша экономика была максимально связана с IT-сферой. Чтобы мы больше были программистами с экономическим уклоном. Еще меня интересует не само направление в университете, а люди, которые там преподают. Нет ничего, что бы не создавалось людьми. Если хорошие люди, значит, и направление хорошее. У меня были замечательные преподаватели, которые помогали мне как в учебе, так и во внеучебной жизни.
С первого курса я занимаюсь научной деятельностью. Было очень сложно написать первую статью. Сейчас я понимаю: пока ты не напишешь пять-шесть статей, которые опубликуют в течение года, ты не поймешь, зачем вообще их писать и публиковать. Начать и развить научную деятельность мне помог мой научный руководитель Аскар Наилевич Мустафин. Он помогает мне и по сей день, а иногда я помогаю ему в некоторых научных исследованиях.
После первого курса я принял участие в форуме Руководителей студенческих научных объединений (СНО) России. Руководитель СНО ИЭУиФ не смог поехать, тогда отправиться на форум предложили мне. Я сразу согласился, потому что старался брать от студенческой жизни все. В СНО были очень закаленные ребята, старшекурсники, которые многому меня научили. Весь второй курс я работал с ними, а затем ребята выпустились и по закону преемственности я стал руководителем. Я предугадывал такое развитие событий и неожиданно для себя сделал открытие: можно модерировать учебную деятельность и самостоятельно организовывать некоторые мероприятия. До выпуска ребят мы прошли тысячу студентов с агитацией и пропагандой СНО. Мы еще сами не до конца понимали, чем занимаемся, но преподносили это как что-то интересное и приводили примеры успешных СНО. Так мы набрали новую команду ребят, очень заводных и толковых. Я говорил «А», они говорили «ни слова больше!» и брались за дело. Мы сделали календарь научных мероприятий, в котором собрали более двухсот научных конкурсов, конференций и грантов, в которых можно участвовать в течение года. Наш опыт стали перенимать СНО из других вузов. Мы старались актуализировать научные общества не только у себя в институте, но во всем КФУ, начали создавать Межстуденческое научное общество, Ассоциацию студенческих научных обществ Республики Татарстан. Постепенное объединение студентов из разных научных направлений уже идет, и я надеюсь, что сотрудничество ребят будет продуктивным. Например, сегодня наши биологи и химики работают с математиками и физиками, чтобы принять участие хакатоне по биоинформатике BioHack.
Я был удивлен: в СНО приходило очень много ребят с большим желанием заниматься наукой. Некоторые приходили просто с интересом. С каждым из них мы работали индивидуально. Одним было достаточно дать идею для исследования, другие приходили с запросом на научную литературу или за помощью в опубликовании статьи, третьих мы готовили к конференциям. Но всегда есть такой момент, что человек понимает: это не мое. Это нормально, и я уважаю такую позицию. Я работал по следующей схеме: вовлечь как можно больше людей, среди них выявить наиболее заинтересованных и максимально им помочь. Заставлять заниматься наукой – неправильно. Не будет качества и не будет развития. Для развития науки нужна академическая среда. Поэтому нужно сообщество, критическая масса людей, которые запустят реакцию и будут ее постоянно поддерживать. Чтобы повысить привлекательность СНО, важно информировать студентов. Они должны знать, что наукой можно заниматься, это не что-то абстрактное. Нужно доносить до ребят, что каждый может попробовать себя в науке, что наука – это метод саморазвития. Также нужны достойные научные руководители, толковые ребята в самих СНО, которые сориентируют новичка в мире науки.
Наука привлекательна своими перспективами. Человек, который занимается наукой, обладает крайне широкой академической мобильностью. Он может продолжить обучение или написать научную работу в любом университете, который будет в нем заинтересован. Несмотря на то, что мое научное портфолио не пригодилось мне при поступлении, я точно знаю: оно будет очень полезно для аспирантуры. В будущем я продолжу научные исследования. Буду работать меньше, но качественнее. Пусть это будут одна-две статьи в год для международного журнала, но добротные, высокого уровня.
Сегодня невозможно жить без знания иностранного языка. Кто бы как не относился к английскому языку, это язык мира. Он необходим в работе и тем более в науке. Я всегда был довольно непрактичным человеком в области изучения языков. Иногда что-то стреляло в голове, и я резко начинал учить язык. Доходил до очень хорошего уровня, я радовался этому, а потом все скатывалось. Сейчас я прохожу собеседования в международные аудиторские компании в Москве, такие как EY (Ernst & Young), KPMG. И понимаю: чтобы пройти банальный онлайн отбор, нужно знать язык хотя бы на среднем уровне, а в бизнес-практике нужно постоянно развивать его. Очень много научных работ написано на английском языке, их стоит изучать, на них стоит опираться во время собственных исследований.
Я поступил в магистратуру в Высшую школу экономики (ВШЭ) на программу «Прикладная экономика». ВШЭ – статусный вуз, диплом которого позволит в дальнейшем работать в международной компании или поступить в иностранный университет. В «вышке» я смогу изучить экономику на том уровне, на котором еще не знал ее и хотел знать. На вступительных экзаменах я сразу понял, что из 100 баллов я напишу максимум на 60. Было много задач в модифицированном виде, к которым я не был готов, свою роль сыграло волнение. При этом у меня была фора при поступлении в несколько других вузов, например плюс двадцать пять баллов при поступлении в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ за победу во Всероссийском молодежном кубке по менеджменту «Управляй!». В Российском государственном университете нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина плюс десять баллов, также за победу в конкурсе. В Финансовом университете в Санкт-Петербурге по 80 баллов за публикации в журналах Scopus. Я мог поступить куда угодно, даже за рубеж. После изучения каждого вуза я пришел к выводу, что ВШЭ подходит мне больше всего.
С Университетом Талантов я познакомился в ноябре 2016 года. Меня отправили на Форум организаторов научных событий, чтобы я набрался опыта для руководства СНО. На форуме я познакомился с координаторами различных проектов, мы стали совместно работать, организовывали сетевые конкурсы, подписывали партнерские соглашения. В 2017 году совместно организовали Чемпионат научных состязаний. В Университет Талантов я поступил, когда стал лауреатом ежегодной студенческой премии «Студент года Республики Татарстан – 2018» в номинации «Интеллект года». Я узнал, что эта премия входит в Республиканский реестр конкурсных мероприятий, победа в которых позволяет стать студентом, решил воспользоваться этой возможностью и зарегистрировал личный кабинет на портале. Поработать с наставником еще не успели, но я уже получил поддержку от Университета Талантов: дважды ездил в командировки в Москву на конференции.
Индивидуальный план развития (ИПР) очень важен для самодисциплины. Раньше я делал книжный KPI по прочитанным мною книгам. В августе 2018 года я прочитал 6 книг в 300–400 страниц, осенью тоже все было хорошо, а потом началась работа по диплому, и чтение по плану скатилось на нет. ИПР помогает избежать таких резких спадов в любом деле. Он особенно важен на новых этапах пути человека, например, в начале первого курса. Сейчас меня во многом спасает жизненный опыт, но четыре года назад его не было, поэтому приходилось идти на ощупь. Многие ребята увидят путь более ясно, когда создадут свой ИПР, пропишут цели и задачи.
Я считаю, что есть два важных периода в жизни, когда человеку необходим наставник. Первый период – школьный, с первого по одиннадцатый классы. В школах должны быть отдельные специалисты, люди с широким взглядом, которые смогут увидеть весь потенциал отдельно взятого ученика. У детей богатая фантазия, они любопытны, пробуют себя во многом. Наставник направит ребенка, поможет не потеряться в тех возможностях, которые у него есть. Второй период – начало карьеры. Ему в помощь необходим человек с глубоким социальным опытом, который сориентирует в профессиональной среде и поможет расставить приоритеты.
Университет Талантов открывает своим студентам широту мира и прививает им самостоятельность. Часто причиной тому, что у молодых людей сегодня низкая самостоятельность, становится отсутствие перспектив. Точнее то, что люди их не видят. Самостоятельность появляется тогда, когда тебе самому повезло увидеть перспективы, или кто-то тебе подсказал. Знаете, работу Университета Талантов можно сравнить с работой родителей. Он рассказывает своим студентам о том, какие у них есть возможности, затем студенты, как дети, выходят «играть во двор» и самостоятельно начинают применять полученные знания, создают свои собственные знания и опыт.
Я хочу построить карьеру так, чтобы пройти все начальные уровни, хотя бы в аудите. Неважно, будет ли у меня свой бизнес в будущем или работа в крупной международной компании. Финансовый и экономический аудит – это самый первый этап, проработав три-четыре года в котором, ты действительно становишься профессионалом, узнаешь все подводные камни. Мы с друзьями часто обсуждаем, где и кем лучше работать. Например, некоторые из них хотят углубиться в программирование, а некоторые планируют стать репетиторами.
Я надеюсь организовать бизнес в будущем. Думаю, он будет связан с технологическими проектами. Сегодня очень много ребят с крутыми идеями, но зачастую применение этих идей в настоящей жизни оставляет желать лучшего. Было бы здорово помогать молодым изобретателям в доработке проектов, подборе методов и реализации.
Всегда нужно находить в себе силы остановиться, все пересмотреть и оставить то, что не нравится. С пяти лет и до седьмого класса я занимался дзюдо. Мне не нравился этот вид спорта, потому что я сам по себе человек не резкий, очень вежливый. Я всегда сначала думаю, пытаюсь найти лучшее решение, а в дзюдо, наоборот, нужно показывать характер. Родители настаивали на тренировках, я занимался с детства и не подозревал, что может быть жизнь без них. Меня очень поддерживали тренеры, и я им благодарен за то, что они воспитали во мне боевой дух, спортивный характер. Я посещал соревнования: иногда побеждал, много проигрывал. Были более дерзкие ребята, у которых получалось гораздо лучше. И все это время внутренне я испытывал дискомфорт. Можно долго делать то, что тебе не по душе, но это не принесет ни личного удовлетворения, ни результата. Вовремя отказаться от того, что тебе не нравится – важный навык.
Я пользуюсь самым безбашенным тайм-менеджментом. Я ставлю себе на месяц пять глобальных целей, которые люди обычно ставят на весь период обучения, и иду напролом. Окей, мы сейчас участвуем на международной конференции, потом едем на конкурс, потом я сдаю несколько глав диплома научруку, потом собрание в СНО. Потом начинается реализация, и я спрашиваю сам себя: зачем, зачем я столько всего запланировал? Но я уже дал обещание самому себе и окружающим, и не могу взять свои слова обратно – характер такой. Конечно, всегда есть какое-нибудь дело, которое остается на потом и выполняется в последний момент. Могу с уверенностью сказать одно: не нужно тратить время на дела, которые не приносят результатов. Это особенно касается начинающих студентов, которые берутся за все – вообще за все – и тратят время и средства впустую. Все возможности нужно сначала взвешивать, а уже потом решать, стоит ли ими пользоваться.
Мои родители – максимально терпимые люди. Они всегда хорошо относятся к моему выбору, и я их очень уважаю за это. Мало только помогать в развитии, мотивировать ребенка. Очень важно не ограничивать его в том, что он хочет делать. Если он попробует и будет заниматься этим дальше – замечательно. Если поймет, что это не его, то сможет все изменить. Я делаю то, что делаю, потому что мне это нравится и потому что хочу сделать мир немного лучше. Каждый мой шаг, мое действие начинаются с постановки вопроса: я становлюсь лучше? Если да, то я делаю. Если нет, то задаю второй вопрос: это помогает людям? Да – хорошо, делаю.
Успех у каждого свой. Для кого-то успех заключается в деньгах и признании. Для меня – в моральном самоудовлетворении человека. Мой научрук Аскар Наилевич говорил мне: «Делай так, чтобы потом не жалеть». Я всегда следую этому правилу в жизни. Если человек делает все, что считает нужным для себя и для мира и не жалеет, то он успешен.
София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов