DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Виртуальная реальность, нанороботы и умные гаджеты: каким может стать образование будущего

Виртуальная реальность, нанороботы и умные гаджеты: каким может стать образование будущего

Информационные технологии – экономическая сфера, которая развивается очень быстрыми темпами. 

Вместе с тем цифровые гаджеты становятся все более доступными для населения – по данным Атласа новых профессий, если сейчас почти у каждой семьи есть ноутбук, а каждый второй житель планеты пользуется смартфоном, то через десять лет у любого горожанина будет минимум 5–6 устройств, носимых на теле и связанных между собой – например, очки дополненной реальности, биометрический браслет для заботы о здоровье и смартфон с функцией «умного» бумажника.

Поэтому на рынке труда становятся все более востребованы IT-специалисты и представители профессий, которые так или иначе связаны с информацией, ее сбором, хранением и обработкой. Как показывает статистика, молодые люди, поступая в вузы, все чаще выбирают специальности, связанные с цифровыми технологиями. Что же нас ждет в будущем и как технологии могут повлиять на процесс обучения в ближайшие несколько лет? 

Искусственный интеллект и виртуальная реальность

Все, что связано с искусственным интеллектом, еще только развивается и не носит массовый характер, но в ближайшее время роботов точно станет в разы больше. В ближайшем будущем искусственный интеллект сможет стать одним из наиболее эффективных способов обучения. В наши дни он уже применяется в разработке адаптивных технологий, где индивидуально отслеживает успеваемость обучающихся, подстраивает программу под его способности и информирует учителя, какие разделы усвоены лучше или хуже. При дистанционной сдаче экзаменов искусственный интеллект способен отслеживать, нет ли других людей и голосов рядом с экзаменуемым, смотрит ли он в монитор и как часто отводит взгляд, а еще ищет ли информацию в интернете. Пока такие методы апробируются только на площадках крупных корпораций и отдельных стартапов. Также человечество стоит на пути формирования нового образовательного стандарта: учителям необходимо будет научить детей создавать и управлять искусственным интеллектом. Большее распространение пока получает виртуальная реальность, к которой многие относятся как к развлечению. Такой способ может успешно применяться в медицине, где неопытные хирурги могут «репетировать» проведение операций, или в авиации при обучении пилотов. 

Цифровая грамотность

«Цифра» уже давно стала неотъемлемой частью нашей жизни. Все мы пользуемся социальными сетями, где хранится и обрабатывается информация, онлайн-банками и помощниками «Siri» или «Алиса». Сложно представить современный мир без интернета, для многих это не только способ получения необходимой информации, но и площадка для заработка и самореализации. Цифровой мир – это такое же государство, только онлайн. Поэтому нам необходимо будет изучать digital fluency («цифровая беглость»), чтобы развить умение жить в этой относительно новой среде.

Польза гаджетов 

Сегодня дети уже с малых лет умеют пользоваться навороченными гаджетами, и многих родителей это беспокоит. Бороться с повышенным вниманием к телефонам, планшетам и компьютерам не стоит. Это естественное явление, связанное с автоматизацией и роботизацией производства, поэтому современному поколению необходимо идти в ногу со временем. Важно помнить, что те же самые компьютерные игры – это отличный и эффективный формат обучения. Именно через игру ребенок познает мир. Правильные компьютерные игры развивают логическое, критическое мышление, и разработчики стремятся создать проекты, позволяющие играть и обучаться одновременно. 

Обучение через ошибку

С развитием технологий и big data на методики обучения может повлиять и образовательная нейронаука – применение новых знаний о нейронных механизмах обучения в школе для улучшения результатов детей. Как научить ребенка критически мыслить и находить правильное решение ситуации? Можно визуализировать схему решения, в которой ошибка станет подсказкой на пути к правильному ответу. Это вызывает у ребенка эффект «дофаминовой петли», то есть радость от понимания, как решить задачу.

В классическом обучении через учебники сложно представить себе такую схему, но благодаря анимации, интерактивным подходам и цифровым технологиям такой метод может стать популярным.

STEM-образование

В современном мире перед образованием стоят непростые задачи, так как высокие технологии все больше проникают в нашу жизнь. Чтобы научить молодежь разрабатывать новые технологии, помочь им развивать инновационное мышление и воспитать высококвалифицированные инженерные кадры, активно развивается STEM- образование: в школах и институтах ведущие роли начинают занимать робототехника, проектирование и конструирование. STEM-образование – это изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой. Подобная концепция на профессиональном уровне помогает подготовить школьников к вызовам времени.   

На основе материала с портала «Мел»

Лилиана Муллаярова,
Медиалаборатория Университета Талантов