DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Бекзод Бурибаев: «Творчество, в том числе техническое, помогает человеку развиваться»

Бекзод Бурибаев: «Творчество, в том числе техническое, помогает человеку развиваться»



Современное мейкерское сообщество объединяет множество талантливых молодых людей, увлекающихся техническим творчеством. С одним из них, молодым казанским мейкером Бекзодом Бурибаевым, вы сможете познакомиться 15–16 июня на фестивале идей и технологий Rukami.

Бекзод – студент 3 курса факультета энергомашиностроения и технологического оборудования Казанского национального исследовательского технологического университета – КХТИ. Молодой человек изучает ядерную энергетику и теплофизику, а в остальное время занимается собственными техническими разработками. Среди его выдающихся изобретений – военный броне-экзокостюм и куртка с системой автоматического  регулирования температуры.

Мы узнали у Бекзода о его первых изобретениях, работе над альтернативным источником энергии и важности работы кружковых движений.

ㅡ Бекзод, как давно ты занимаешься изобретательством?

ㅡ Изобретать я начал еще в детстве на родине в Ташкенте. Сначала это были бумажные конструкции, папье-маше. Мне было 8 лет, когда мой брат Джахонгир показал мне простой технический фокус – соединил батарейку с лампочкой. Тогда «лампочка засветилась» в голове у меня, и я стал разрабатывать собственные технические проекты.

ㅡ Как ты изучал основы технических наук?

ㅡ У моего дедушки Тулкуна Алиевича была большая библиотека, большую часть которой составляли книги по математике, физике, информатике и многим другим наукам. Я проводил там много времени, изучал дисциплины по мере своих возможностей. Родители очень поддерживали меня, особенно мама, Сайера Тулкуновна. Она даже покупала мне видеоуроки по физике. Когда начали изучать физику в школе, я успевал по предмету лучше всех.

ㅡ Ты сам покупал себе материалы для разработок?

ㅡ Наполовину помогали родители, наполовину сам. Например, я экономил деньги, которые мне давали на обед, а позже начал подрабатывать. Многие запчасти для изобретений создавал сам с нуля.

ㅡ Каким было твое первое серьезное изобретение?

ㅡ В 10 лет я создал протез руки. Он был полностью основан на биологии человеческой руки и выполнен на ниточках, иголочках, как марионетка. Но тогда я еще не программировал, поэтому протез был неуправляемый. В это же время я начал работать над бронированным костюмом.

ㅡ А где ты работал над проектами?

ㅡ Дома. У меня вся семья  – гуманитарии, один я пошел в техническом направлении. К счастью, мама вовремя увидела мой потенциал и выделила мне целую комнату под мастерскую. Там я проводил все свое время и пытался создать что-то невероятное, в то время как другие дети гоняли мяч во дворе.

Сегодня все свои изобретения собираю прямо в комнате общежития. Соседи в первые месяцы очень боялись, особенно военного броне-экзокостюма. Они думали, что он может кого-нибудь ударить. Подобный случай действительно был, еще в Ташкенте. Я собрал и запрограммировал одну из первых моделей. Тогда я только начинал программировать, и что-то пошло не так. В тот момент, когда я собирался выключить костюм, он нанес мне апперкот. Шрам остался до сих пор.

ㅡ Как пришла идея создать костюм?

ㅡ  Изначально была идея создать простой небронированный каркасный экзоскелет, который будет вырабатывать энергию за счет движений человека. Я подумал: мы тратим столько энергии на ходьбу каждый день, что ее можно было бы перенаправить. Компактный экзоскелет позволил бы потратить накопленную от движения энергию на зарядку телефона, например. Потом пришла мысль, что будет здорово не просто вырабатывать энергию, но и усилить физические возможности человека без хирургического вмешательства. Просмотр первого «Железного Человека» еще больше подогрел мой интерес. Так экзоскелет постепенно трансформировался в бронированный костюм. Я собираю его с 12 лет. Первую механическую модель без программирования построил в 16 лет. Внешне первый костюм напоминал танк (смеется). Я добавлял новые функции и возможности по мере развития собственных технических навыков.

ㅡ Как сейчас работает твой костюм? Ты хочешь сделать его полностью на искусственном интеллекте?

ㅡ  Не совсем так. Это будет полная автоматика. Потому что если доверить искусственному интеллекту весь контроль, то человеку не будет места в управлении костюмом, чего нельзя допустить. Сейчас костюм готов примерно на 70% по внутренним системам и возможностям. Работу веду постоянно, плотно готовлюсь к фестивалю Rukami. Буквально недавно я модернизировал модель. Например, еще неделю назад такого шлема с bluetooth-управлением не было. То, насколько быстро будет готова полная модель костюма, зависит от денежных ресурсов. Будь у меня сейчас возможности, я бы доделал его за полмесяца. Я потратил больше 10 лет на проектирование и разработку, и сейчас остается только улучшать его.

ㅡ Не думал сделать костюм не только  для военной сферы?

ㅡ Я хочу, чтобы в будущем были костюмы с разным назначением, в том числе и повседневные. Недостаток физической силы часто мешает нам, костюм поможет это исправить. При этом он будет запрограммирован на то, чтобы люди не могли воспользоваться им из злых побуждений. Неправомерное действие в костюме приведет к полной его блокировке. Костюм будет полезен и в науке, например, упростит экспедиции на дно океана или в космос.

ㅡ Твой вторая разработка – куртка с системой автоматического регулирования температуры (САРТ). Почему решил создать ее?

ㅡ  Я хотел модернизировать то, что уже есть. Куртки с подогревом уже существуют, но нет куртки, которая сама решает, когда человеку нужно тепло. По сути это куртка с маленьким легким интеллектом. Она сама распознает, когда человеку холодно, и нагревает температуру внутри до определенного теплового порога.

ㅡ Сколько работаешь над ней?

ㅡ Не больше двух месяцев, но при этом уже закончил прототип. Куртку можно спокойно стирать в машинке, она не сломается. В ней нет ржавеющих материалов, используются неметаллические компоненты. Нагревательный элемент полностью основан на углероде. Застегиваете молнию, куртка включается, а дальше работает программа. Датчик постоянно регистрирует температуру изнутри и изменяет ее. В будущем можно будет настроить порог температуры индивидуально для каждого человека. Куртка работает больше 8 часов. Сейчас она выполнена как ветровка, а если подобрать более теплые материалы, то это будет отличный вариант для жителей северных регионов с арктическим климатом.

ㅡ Какими еще проектами занимаешься?

ㅡ Есть несколько проектов, в которых я прорабатываю теоретическую часть. Один из них – новый альтернативный источник энергии. Предполагаю, что это будет возрождение одного из проектов прошлого столетия. Ученый Джон Сёрл придумал полностью магнитный генератор энергии. Я хочу его воссоздать, модернизировать и показать людям, что есть более экономичный и эффективный источник энергии.

ㅡ Кем видишь себя в будущем: изобретателем или энергетиком по специальности?

ㅡ Скорее первое. Я стараюсь идти дорогой Илона Маска. И он, и я  – простые люди. Хочется принести в мир что-то невероятное, современное, чтобы люди приняли и поняли: все возможно. Чтобы люди перестали говорить, что это глупо, странно, и если этого еще не придумали, значит, этого не может быть.

ㅡ Как ты считаешь, почему важно, чтобы были мейкерские сообщества, кружковые движения?

ㅡ Творчество, в том числе техническое, помогает человеку развиваться. Современные дети часто сидят дома и бесцельно играют в компьютерные игры, теряя время. Если спросить их, чем они хотят заниматься в будущем, многие не ответят. Мейкерские сообщества, кружковые движения и такие фестивали, как Rukami, нужны, чтобы дети заинтересовались и могли сами попробовать что-то сделать своими руками. Чтобы они поняли, умеют ли они разрабатывать и изобретать, нравится ли им процесс и хотят ли найти себя в техническом направлении.

София Бармина,

Медиалаборатория Университета Талантов