DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Алексей Буркан: «Мейкерство – это всегда по-разному, всегда интересно»

Алексей Буркан: «Мейкерство – это всегда по-разному, всегда интересно»

15 и 16 июня в Выставочном центре «Казанская ярмарка» пройдет Фестиваль технического творчества Rukami. Лекции и мастер-классы для гостей фестиваля проведут действующие мейкеры, изобретатели Татарстана. Среди них будет казанский Железный Человек, мейкер Алексей Буркан. Он стал широко известен в России и за рубежом, когда воссоздал водородный реактор с репульсором, который питает силой известного киногероя вселенной Marvel.

Алексей рассказал нам о своем пути мейкера, над чем он сейчас работает в своей лаборатории и о том, почему важно привлекать детей к кружковым движениям и обязательно прийти на фестиваль.

ㅡ Алексей, когда Вы начали изобретать?

ㅡ Раньше, чем научился нормально ходить. Мама подарила мне мой первый комплект LEGO в детском саду. Я сделал несколько соединений, которые не приводились в инструкции к конструктору. Они были шарнирные и позволяли делать роботов большего размера с двигающимися руками и ногами. Мой папа Александр Геннадьевич восхищался мной. Удивлялся: как он не додумался до этого, будучи конструктором по образованию, а маленький я додумался. Отец работает краснодеревщиком, делал и делает много интересных штук. Думаю, это повлияло на мое мировоззрение. Вообще папа – самый аутентичный человек в нашей семье. Он изначально знал, чего хочет, и сейчас делает то, что ему нравится.

ㅡ Помните, какой прибор собрали впервые?

ㅡ Первый серьезный прибор – трансформатор Тесла. Я сам разработал один из механизмов, который позволяет разрывать цепь быстрее, чем это происходит в обычном прерывателе. Прибор мне был нужен для нескольких опытов с высоким напряжением. В том числе я собираюсь использовать его в работе с реактором. С помощью трансформатора Тесла можно разрывать молекулы воды на водород и кислород под более высоким напряжением, что позволит сделать работу прибора быстрее и экономичнее.

ㅡ Почему несмотря на увлечение физикой и химией Вы пошли учиться на менеджера?

ㅡ Я всегда увлекался изобретательством, но в старших классах заморачивался тем, что «нужно быть поближе к деньгам» и «нужно что-то серьезное, а это все игрушки». К тому же моя мама Татьяна Владимировна работала менеджером по туризму. Сценарий был следующий: если у сына плохо с физикой, химией и математикой (а у меня были тройки), значит, он гуманитарий. А востребованная гуманитарная специальность – это либо менеджеры, либо пиарщики. О пиаре в 2008 году еще не так много говорили, поэтому пошел на менеджера. Родители поддерживали меня и очень помогали. Проблема была в том, что изначально не удалось выстроить связь между моим увлечением и возможной будущей технической профессией.

ㅡ Тем не менее, Вы ни дня не проработали по специальности.

ㅡ Я проработал по специальности менеджером в туристической компании один день. Кондиционер надул мне шею, и я ушел (смеется). На самом деле я понял, что мне некомфортно статично работать. Я не могу долго сидеть, мне нужна движуха, больше драйва! И это неправда, что мне не пригодились навыки и знания, полученные в вузе. Очень пригодились! Независимо от того, что я делаю – реактор или небольшой штуцер – я применяю абсолютно все, что узнал в вузе. Как организовать работу, как сделать прибор экономичнее, где найти нужных людей и заинтересовать их своим делом.

ㅡ Почему потом решили стать фитнес-инструктором, а не занялись изобретательством?

ㅡ У меня начался тот самый период размышлений, и я решил заняться тем, что доставляет мне удовольствие. Фитнес всегда был одним из моих основных увлечений, мне было важно развивать свои физические данные. Я проработал фитнес-инструктором пять лет. Сейчас тоже тренируюсь каждый день. Фитнес – одна из тех сфер, которая всегда будет рядом со мной. Целый год я совмещал все вместе: и работу тренером, и лабораторию, и семью. Разделяться на миллион частей каждый день очень тяжело. Как только появилась возможность полностью сконцентрироваться на лаборатории, я воспользовался ею.

ㅡ Когда Вы решили воссоздать водородный реактор с репульсором?

ㅡ После первого просмотра «Железного Человека» в 2008 году. Я учился на первом курсе и продолжал собирать различные компоненты, это было как хобби. Но больше изучал теорию: закономерности, первоисточники Тесла; все, что связано с электричеством, энергией, колебаниями. Непосредственно сборкой реактора я занялся уже после окончания вуза, в 2014 году. Должны были сформироваться определенные условия, которые включают в себя достаточное количество материальных и временных ресурсов. Такие условия, чтобы можно было и содержать семью, и заниматься мейкерством. Они появились как раз к окончанию вуза, и я перешел к практической части создания реактора с репульсором. Работа стала идти быстрее, когда появилось место для экспериментов. Потому что дома даже небольшой штуцер не сделаешь. Здесь нужны и токарка, и шлифовка, а это много грязной и шумной работы.

ㅡ Место под лабораторию Вам выделило руководство Казанского технического университета им. Туполева. Вы сами решили показать свои изобретения преподавателям?

ㅡ Прошел год после окончания вуза, и я подумал, что в университете, возможно, кто-то занимается подобными разработками. Сначала обратился к руководству Института авиации, наземного транспорта и энергетики. Там меня перенаправили к Валерию Николаевичу Пестову, руководителю Центра поддержки Научно-технического творчества молодежи. Мы встретились с Валерием Николаевичем, и он предложил мне помещение, где я бы изобретал и экспериментировал на благо общества.

ㅡ Как родные относятся к Вашей мейкерской работе?

ㅡ Замечательно! Особенно когда я экспериментирую в лаборатории, а не дома (смеется). Сначала принимали мейкерство как одно из увлечений и намекали, чтобы я нашел нормальную работу. Потом поняли, что все всерьез и надолго. Сейчас младший брат сильно интересуется изобретательством, отец иногда помогает. Больше всего меня поддерживает жена Гузель.

ㅡ В одном из интервью Вы говорили, что собираетесь сделать прибор более экономичным. Есть успехи?

ㅡ Что касается экономичности, успехов пока нет. Тут дилемма. Можно сделать технологию экономичнее, а можно мощнее. Мне кажется, сейчас нужно сделать упор на мощность. Но к вопросу экономичности в любом случае придется вернуться позже. Подобные технологии уже есть. Например, реактивный рюкзак компании Gravity Industries, который может перенести тебя куда угодно. И сейчас компания также работает над тем, чтобы сделать его более доступным.

ㅡ Ваше англоязычное видео на YouTube посмотрели более 7 миллионов раз. Видео на русском языке набрало более 2 млн просмотров. Часто пишут другие мейкеры с просьбой подробнее рассказать о реакторе?

ㅡ Постоянно. Поэтому у канала есть функция спонсирования. Люди, которым нужны доскональные чертежи, точное количество газа, которое вырабатывается в реакторе при определенной мощности, могут стать спонсорами. После этого им станут доступны видео с пошаговыми инструкциями.

ㅡ У кого-то из подписчиков получилось собрать реактор самостоятельно?

ㅡ К сожалению, да. Индусы собрали реактор, но пренебрегли техникой безопасности и не установили преграждающий клапан. В итоге реактор взорвался. Хорошо, что он собирается на приемлемых мощностях.

ㅡ Есть ли опасность того, что школьники могут неаккуратно собрать реактор?

ㅡ Любой предмет может быть как полезным, так и опасным. Тему электролиза изучают в школе в восьмом или девятом классе. Поэтому я не показываю ничего такого, чего дети не могут увидеть в школах на лабораторных работах. Могут ли дети самостоятельно собрать реактор? Я не скажу, что это очень просто, и каждый школьник сможет повторить. Опять-таки нужны ресурсы, место. Нужно обеспечить нужную герметичность, чтобы газ собрался и сдетонировал.

ㅡ Вы говорили, что не собираетесь воссоздавать костюм Железного Человека полностью, больше заинтересованы в функции полета. Над чем сейчас работаете?

ㅡ Самое главное – несущая конструкция. Необходимо разработать топливную ячейку или что-то вроде реактивного двигателя. По сути я работаю над «сердцем» технологии, которое будет давать либо энергию, либо тягу для полета. Самая радостная новость, что общество стало воспринимать подобные разработки всерьез. Еще лет пять назад все крутили у виска пальцем и говорили: «Ой, еще один Кулибин, который хочет собрать летательный аппарат!». Сегодня есть Jetman, реактивный парень, который летает в костюме с крыльями. Опять же разработки Gravity Industries. Нет сомнений в том, что можно создать индивидуальный летательный аппарат. Вопрос в том, чтобы сделать технологии удобнее и доступнее. В некоторых из них нужно надевать на себя баллон с керосином, например. Многие не пойдут на такое. А летать хочется.

ㅡ Не было мыслей воссоздать еще какой-нибудь супергеройский девайс? Например, паутину Человека-паука?

ㅡ Меня больше привлекают те изобретения из вселенной Marvel, которые действительно применимы в жизни обычного человека и может создать обычный человек. У Железного Человека не было сверхразума, поэтому он создал костюм, который дал ему суперспособности. И потом, для чего нужна паутина как у Человека-паука? У нас нет столько небоскребов, чтобы можно было действительно легко передвигаться по городу на паутине. Из других фэнтези-девайсов в планах обязательно создать световой меч.

ㅡ Вы хотели открыть на базе лаборатории Центр детского и молодежного научно-технического творчества. Когда он начнет работать?

ㅡ Да, это кружковое движение, сейчас мы дорабатываем программу. Планируем начать работу уже через месяц. Занятия будут проходить каждую неделю. У меня есть много наработок, которыми я очень хочу поделиться с детьми: и насчет технического творчества, и насчет интересной подачи своих изобретений.

ㅡ Почему важно, чтобы развивалось кружковое движение, создавалось современное сообщество мейкеров?

ㅡ Сегодня есть тренд, который мне совершенно не нравится – полный уход в онлайн. У людей даже форма рук меняется, и они не могут ничего ими делать. Можно потреблять, а можно производить. Это касается чего угодно: информации, техники, знаний. Человек сейчас все больше потребляет. Возьмем YouTube. Большинство молодых людей сидит и залипает на развлекательный контент, часто совсем бессодержательный. С моей точки зрения, кружковые движения, мейкерские сообщества позволят детям экспериментировать, делать своими руками. Ребята смогут заниматься мейкерством профессионально, поймут, что это востребованное направление. Есть здесь и важный элемент профориентации. Чтобы не было как у меня, когда со школы все страницы в дневнике были изрисованы чертежами изобретений, но я не связал сразу с этим свою жизнь. Важно, чтобы ребенок занимался своим любимым делом.

ㅡ Должен ли быть у ребенка талант, чтобы быть мейкером?

ㅡ Талант – размытое понятие. Можно долго говорить об этом и ни к чему не прийти, потому что мы будем подразумевать разное. Если талант существует, то всего 1% от процесс обучения и создания. Это тот 1%, который зажигает искру, заинтересовывает. Но 99% – обычная работа изо дня в день с чертежами, документами, расчетами, людьми, материалами. Когда интерес ребенка гаснет во время работы – это трагедия. Главное, привлекать в кружки ребят, у кого не было возможностей до кружка что-то изобретать и собирать. Сейчас, куда не глянь, складывается ощущение, что все дети компьютерщики. Что они хотят заниматься программами, компьютерными технологиями, просто потому что они всегда сидят за компьютерами. Но это неправда. Просто посадить ребенка за компьютер и все – так не работает. Через пару лет мы начнем пожинать плоды от того, что у нас все идут в компьютерщики, не понимая, зачем.

ㅡ Где сегодня может себя реализовать юный мейкер? Какие информационные ресурсы могут ему помочь?

ㅡ В Казани и Татарстане очень много кружков робототехники, технических выставок, кванториумов. Много лагерей для детского отдыха с тематическими сменами. Если ребенок только начинает интересоваться мейкерством, то это как раз тот случай, когда ему будет полезно позависать в YouTube, посмотреть, определиться с направлением. Если он уже выбрал что-то конкретное в области техники, то лучше читать периодику, например, журнал «Популярная механика». Полезно читать старые советские учебники. В изучении физики помогут учебники под авторством Генденштейна или Ландсберга, в них много практики, все объясняется простым языком.

ㅡ Почему детям и родителям стоит прийти на фестиваль Rukami 15–16 июня в Казани?

ㅡ Во-первых, у ребенка будет возможность сделать какой-нибудь механизм своими руками, провести эксперимент. Это как раз то, что касается профессионального самоопределения – реальная практика. Второе, ребенок сможет вживую увидеть то, что раньше видел только в интернете. И не только увидеть, но и сделать. Он почувствует, что в силах сделать что-то своими руками, довести дело до конца. Пускай несложное, пускай это будет бумажная ракета. Зато он сам ее соберет, узнает, что вот здесь вода расщепляется на кислород и водород, закачивается в камеру сгорания, потом мы нажимаем на детонатор, и ракета взмывает в воздух. Когда ребенок увидит это своими глазами, его мировоззрение изменится однозначно!

София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов