DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Большие вызовы»: школьники Татарстана спроектировали систему автоматической сортировки, систему для тушения пожаров и голосовой ассистент-навигатор

«Большие вызовы»: школьники Татарстана спроектировали систему автоматической сортировки, систему для тушения пожаров и голосовой ассистент-навигатор

Конкурентоспособность страны на мировой арене определяется уровнем технологического развития и подготовки достойных кадров. Для этого важно создать условия, чтобы молодые люди могли заниматься исследовательским и научно-техническим творчеством, реализовывать свои проекты и развивать системное мышление, инициативность и другие надпредметные компетенции.

Образовательный центр «Сириус» помогает школьникам оформить свои идеи, разработки и исследования в проект, представить их для оценки экспертов и в дальнейшем реализовать их. Совместно с Министерством образования и науки РТ и Университетом Талантов 30 и 31 марта в Казани прошел региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников. В нем приняли участие 40 учеников 8–10 классов, которые представили свои проекты на муниципальном этапе. В этом году конкурс в Татарстане проходил по 11 направлениям: агропромышленные и биотехнологии; беспилотный транспорт и логистические системы; большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность; генетика, персонализированная и прогностическая медицина; когнитивные исследования; космические технологии; нанотехнологии; нейротехнологии и природоподобные технологии; новые материалы; современная энергетика; умный город.

В первый день участникам была предоставлена возможность провести предзащиту своих проектов, выслушать обратную связь от опытных экспертов и провести работу над ошибками. Школьники брали для проектов такие темы, которые их сильно волнуют или непосредственно касаются в повседневной жизни. Например, это были разработки протеза верхней конечности, усовершенствование методики выращивания плесневых грибов для сыроваренной промышленности или умный ассистент для помощи незрячим людям.

Геннадий Немтырев, ученик 10 класса Лицея № 182 (г. Казань), вместе со своими одноклассниками Арсланом Набиуллиным, Дарьей Поздеевой, Юлией Борисовой разработал проект «Safety ride»:

– Мы хотим, чтобы велосипедисты в темное время суток были более видимыми. Сделать это можно при помощи специальных поворотников на перчатках. Они установлены на липучках, при нажатии специальной кнопки загорается светодиод. Это актуально, поскольку в последнее время увеличивается количество аварий с велосипедистами.

В команде между участниками распределены обязанности. Первый участник работает с 3D-принтером, продумывает корпус и другие детали для проекта. Второй составляет программу, ищет аналоги более дешевых и удобных для проекта микрочипов. Третий занимается дизайном и подбором материалов: перчаток, светодиодов, проводов. Четвертый выполняет роль финансиста и маркетолога: считает затраты на проект, сколько нужно денег для открытия производства.

Ученики 10 класса Лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии (г. Зеленодольск) Макар Нуриев и Эмиль Ибрашев работают над созданием протеза руки для людей с ограниченными возможностями. Согласно проекту протез будет обладать всеми функциями природной человеческой руки. На 3D-принтере молодые люди распечатали протез, подключили к сервоприводам и модулям электромиографии. Протез запрограммирован на плате Arduino. В планах у авторов довести проект до состояния открытой разработки и дальнейшего производства.

После предварительной защиты участники прошли тренинг по ораторскому мастерству от Дианы Валиуллиной, координатора проектов по работе с молодежью. За 1,5 часа ребята узнали ответы на самые часто задаваемые вопросы о публичных выступлениях, секретах уверенной речи и узнали друг друга поближе во время командных тренингов. Участники пришли к выводу, что необходимо учтиво реагировать на замечания экспертов, а интересующие моменты лучше обсудить после выступления и в личной беседе. Также важно контролировать волнение, несмотря на то, что оно иногда подводит даже самых опытных спикеров.

Во второй день прошла защита, которая шла параллельно на двух площадках. Было представлено множество технологических проектов: от новой балльно-рейтинговой системы и безопасного квадрокоптера до автоматизированного робота-манипулятора и костюма для виртуальной реальности.

Альбина Миссарова и Илдан Петров, ученики 9 класса IT-Лицея КФУ, решили помочь работникам почтовых служб:

– Мы поняли, что некоторые сервисы в России, например, почта, работают неоперативно, и решили это изменить. Сложности были с реализацией конструкции «руки помощи», потому что весь процесс проходил вручную в лаборатории. На создание одного образца у нас ушло 5–6 месяцев. При этом около 1–2 месяцев уходит только на тестирование и улаживание возникших неполадок. Мы участвовали уже во многих форумах, в том числе в «Наш Татарстан», где смогли победить среди студентов. Это помогает большему количеству людей узнать о нас. Сейчас главная задача – найти заинтересованное лицо, которое будет готово внедрить наши разработки.

Участники представили множество полезных проектов в направлении «Беспилотный транспорт и логистические системы». Они способны не только осуществлять автоматическую сортировку почтовых посылок и потушить пожар, но и помочь незрячим людям обходить различные препятствия. Максим Лемешко и Алмаз Долгоаршинных, ученики 9 класса Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ (г. Казань), спроектировали устройство из специальных нательных модулей. Голосовой ассистент-навигатор будет помогать человеку ориентироваться на улице, сигналы будут подаваться в наушник и в вибромоторы. Идея проекта пришла авторам после просмотра фильма «Куилл», из которого они сделали вывод, что содержать собаку-поводыря слишком дорого. Тогда они решили создать более дешевую и более функциональную альтернативу. Джалил является тимлидером, занимается программированием OpenCV, raspberry pi, telegram api, на нем держится все программное обеспечение. Максим создает корпус устройства на 3D-принтере, а также ремни крепления для монтажа на тело человека. Алмаз создает электросхемы для всех модулей, печатает платы, занимается пайкой.

В завершение проектной смены эксперты выбрали 38 участников, которые будут рекомендованы для участия в следующем этапе «Больших вызовов». Очно-заочный этап отбора будут проводить эксперты Образовательного центра «Сириус» в апреле-мае этого года. Все авторы проектов получили возможность принять участие в Проектной олимпиаде Университета Талантов, а также в фестивале технического творчества «ВОРК», который состоится с 14 по 16 июня. Эксперты пожелали участникам продолжать совершенствовать свои разработки.

Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов, поздравил ребят с успешной защитой:

– Здорово, если во время реализации проектов вы приближаетесь к своей профессиональной цели: стать инженером или разработчиком новой программы. В таком случае время, которое вы тратите на проектное творчество – максимально полезное. Возможность поехать в «Сириус» – шанс увидеть лучшее оборудование страны по вашему направлению, познакомиться и поработать с передовыми экспертами.

Финал проектного состязания пройдет в июле 2019 года в Образовательном центре «Сириус», где 400 школьников со всей страны будут решать кейсы по перспективными научным направлениям, предложенные ведущими российскими технологическими компаниями, научными организациями и вузами.

Фоторепортаж

Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов