Любовь и понимание родителей, теплая атмосфера в семье имеет особое влияние на развитие детей. При этом родителям также важно развивать наставнические компетенции, чтобы построить доверительные отношения с ребенком, научиться правильно оценивать его достижения и помочь определиться с профессией. В Университете Талантов ведет работу открытая образовательно-коммуникационная площадка для родителей «Лаборатория родительского образования», где родители вместе с экспертами обсуждают ключевые вопросы воспитания детей и проходят тренинги. Ирина Платова, мать двоих сыновей, рассказала, как выявлять одаренность у своих детей, на какие вопросы ей удалось получить ответ на Республиканском родительском собрании (РРС) и почему нельзя ограничивать свободу ребенка.
– Были ли Вы знакомы с Университетом Талантов ранее? В каких мероприятиях Университета Талантов принимали участие Ваши дети?
– Я второй раз посещаю РРС. Мои сыновья Владимир и Александр, ученики 5 и 7 классов Татарстанского кадетского корпуса (г. Нижнекамск), принимали участие в образовательных модулях, профессиональных пробах. После этих мероприятий у них появилась мотивация к учебе и стремление выбрать будущую профессию. Теперь они стараются участвовать в олимпиадах. Старший сын Владимир выбрал биологию, а младший Александр – математику. Они понимают, что эти знания пригодятся им в жизни.
– Являетесь ли Вы наставником для своих детей? Что нужно делать родителю, чтобы ребенок смог реализовать свой потенциал?
– Я стараюсь быть и наставником, и другом, и безупречной мамой. Самое главное – быть примером для своих детей, выполнять обещанное. Важно быть человеком, то есть по-человечески относиться к жизненным ситуациям. Чтобы ребенок смог реализовать свой потенциал, нужно интересоваться его увлечениями, принимать и любить его таким, какой он есть, поддерживать во всех начинаниях. Мои сыновья любят ставить опыты, например, химические. Им нравится спорт: они оба занимаются тхэквондо. Александр в этом году стал чемпионом Казани, и я надеюсь, что он станет кандидатом в мастера спорта.
– Что Вы можете сказать о РРС? Получили ли Вы ответы на свои вопросы?
– Плодотворное общение на собрании позволило родителям получить ответы на свои вопросы. Даже если мы что-то уже знаем, то такие мероприятия – хороший повод напомнить себе об этом. Родители должны быть авторитетом для своих детей. У меня были вопросы, связанные с переходном возрастом в 15–16 лет, и теперь я понимаю, что меня может ожидать и как правильно себя вести. Я думаю о будущем и уже готова к тому, что в этом возрасте дети захотят больше проявлять себя, поэтому нужно быть бережной по отношению к ним. Я буду помогать осуществлять их стремления: оказывать поддержку и понимание. Это возраст, когда они будут стоять перед выбором профессии, и здесь важно не принуждать, не вмешиваться, дать свободу на уровне вытянутой руки.
Эксперт Университета Талантов Марина Владимировна Белокурова (психотерапевт единого европейского регистра, держатель всемирного сертификата психотерапевта (г. Москва) – прим. ред.), специалист со стажем, дала умные советы, передала нам свой опыт. Она использует научный профессиональный подход к решению проблем подрастающего поколения.
– Как нужно выявлять одаренность в ребенке?
– На личном опыте могу сказать, что одаренность проявляется в возрасте 4–5 лет. Я внимательно смотрела, чем они занимаются и увлекаются, что им нравится делать, а что нет. Например, Владимир с детства любил делать опыты: выращивал на подоконнике лук, смотрел через лупу процессы развития.
– Какими качествами должен обладать родитель, чтобы ребенок стал самостоятельным и успешным?
– Самое основное – не мешать и направлять, например, советом. Если он стоит на своем и хочет что-то сделать, пусть сделает, а дальше посмотрим, что из этого выйдет. Нужно понимать, что директива и жесткие рамки подавляют всю детскую инициативность. Чтобы правильно себя вести, родителю нужно самообразовываться и учиться всю жизнь.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов